Файл: Лекция тема 1 возникновение современного менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция
ТЕМА 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1
Сущность и необходимость менеджмента. Составляющие понятия
«менеджмент»
Понятие "менедж" (англ. «manade») трансформировалось и отразило в себе многообразие требований к управлению как к искусству ведения дел
(бизнеса), стилю работы, умению добиться высоких результатов труда в условиях конкуренции.
Понятие «менеджмент» многозначно, что представлено на рис. 1.1.
Рисунок 1.1 – Многогранность понятия «менеджмент»
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том,
Вид трудовой деятельности
Мн ого гр ан но сть п
он яти я «
м ен ед ж
мен т»
Интеграционный процесс
Орган управления
Категория людей, профессионально занимающихся управлением
Это практика реального управления и ее осмысление
Это не только наука, но и искусство управления
Это тип научно-практического управления, т.е. руководство людьми и производством, которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем
Это искусство ведения дел, управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование, добиваясь при этом успешного выполнения поставленных целей
Менеджмент - это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли

2 что организации – это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является искусством, которому можно научиться через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе.
Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях.
Процесс управления предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.
Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент являются принципиальные положения, представленные на рис. 1.2.
Рисунок 1.2 – Интеграция новых подходов к управлению
Интеграция
новых
подходов к
управлению
Системный подход
Ориентация на теорию хаоса и сложности
Ориентация на нововведения, интеграцию, интернационализацию
Социальная ориентация
Ситуационный подход


3
Применение системного подхода к управлению. Фундаментальным открытием, лежащим в основе всей науки управления, является представление предприятия как системы высочайшего порядка сложности, системы, частями которой являются люди. Любую подлинную систему, механическую, биологическую или человеческую, характеризует взаимозависимость. В любой системе важна работа целого: это результат роста и динамического равновесия, приспособления и интеграции, а не простой технической эффективности.
Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на одном каком-то важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результат, зависящий от многих факторов.
В этом принципиальное отличие современного подхода к управлению.
Таким образом, системный подход – это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления относительно организации и управления. Именно поэтому теория системы помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.
Применение ситуационного подхода в управлении. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Организация и методы управления строятся в соответствии с ситуацией, в которой находится в данное время предприятие (организация). Таким образом, в отличие от других способов управления коллективными действиями в менеджмент встроено постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию.

4
Ориентация на нововведения, интеграцию, интернационализацию.
Вопросы нововведений, интеграции и интернационализации являются генеральными проблемами менеджмента. Они тесно взаимосвязаны.
Нововведения становятся повседневным явлением. Это не только новая техника или технология, но и всякие нововведения, в том числе экономические, организационные и управленческие.
В будущем эффективной будет не та организация, которая хорошо работает сегодня, а та, которая ориентирована на постоянное обновление, нововведения.
Интеграция имеет широкое толкование, не только применительно к производству. Наблюдается также интеграция производства и науки, хозяйственных и исследовательских организаций. Она включает в себя объединение, согласование производства и социального развития.
Интеграция организации и личности – также одно из направлений интеграции. Фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями.
Интернационализация – это процессы, которые носят объективный характер, что выражается в увеличении числа международных корпораций и появления союзов типа Европейского союза и СНГ. Сама по себе эта тенденция международного разделения труда глубоко прогрессивна, она ориентирована на обеспечение максимального роста производительности труда международных компаний. К сожалению, в ряде случаев пока этот процесс развивается не столько как объект сотрудничества, сколько как процесс соперничества и конкуренции.
Признание социальной ответственности менеджмента перед
человеком и обществом в целом.
Современная наука управления делает упор на хаос и сложность окружающего мира. Мир, в котором живет большинство сегодняшних руководителей, часто оказывается непредсказуемым, непонятным и делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными.


5
Предметом труда руководителей является информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Результат их деятельности оценивается по достижению поставленных целей. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста организации.
1.2 Развитие теории и практики менеджмента
По мнению теоретиков менеджмента, в развитии теории и практики управления можно выделить 4 периода:
1 период– Древний период (6 тыс. лет до нашей эры)
Наиболее длительный. Начинается с 9-6 тысячелетия до н.э. и длится примерно до 18 века. Прежде чем выделиться в науку, человечество накапливало опыт управления.
Первые формы организации существовали на стадии первобытнообщинного строя. Целью руководителей этих организаций было: завоевание власти, обогащение, защита человеческого сообщества.
Древние Египтяне (6 тыс. лет до нашей эры) признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов.
В Вавилоне царь Хаммурапи применил письменные документы.
Сократ в эпоху античности дал характеристику менеджмента и проанализировал различные формы управления.
Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками.
2 период – Индустриальный период (1770 г. - 1885 г.) – начало промышленной революции, образование крупных предприятий
Адам Смит описывает государственное управление. Он сделал анализ форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

6
В начале 19 века английский исследователь Р. Оуэн выдвинул идею достижения цели организации с помощью других людей; гуманизацию управления производством.
Американец Джозеф Вартон в 1881 г. разработал курс менеджмента для преподавания в колледже.
3 период – Период систематизации (1885 г. – 1960 г.)
Зарождается научное управление. Создаются научные течения,
«школы» в управлении, исследующие проблему эффективного управления.
4 период – Информационный период (1960 г. – н.вр.).
1.3
Научные школы менеджмента.
Основателем классической школы управления, да и вообще менеджмента, является Ф. Тейлор, изложивший свои взгляды в трудах
«Научная организация труда» (1912 г.), «Научные основы организации промышленных предприятий», «Тейлор о тейлоризме».
Тейлор пришел к мысли так организовать труд, чтобы выработанные правила, законы заменили бы собой личные суждения отдельного работника.
Главная заслуга Тейлора в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.
Тейлор сформулировал следующие функции менеджмента (рис.1.3):
Рисунок 1.3 – Функции менеджмента по Ф. Тейлору
Развитие идей Тейлора было продолжено французским инженером
Анри Файолем. выбор цели выбор средств подготовка средств контроль руководства


7
В своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.) он развил все операции на предприятии на группы и определил относительную важность этих операций для персонала и предприятия (рис. 1.4):
Рисунок 1.4 – Основные виды деятельности на предприятии по А. Файолю
Согласно Файолю управлять - это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать все ресурсы, обеспечив правильный ход шести операций, причем последнюю Файоль и отнес к управлению.
Файоль выделил функции менеджмента, которые и сегодня лежат в основе этой науки.
Функции менеджмента по Файолю (рис. 1.5):
Рисунок 1.5 – Функции менеджмента по А. Файолю
Файоль также дал общую характеристику функционального менеджмента.
Технический (производство и обработка)
Коммерческий (покупка, продажа и обмен)
Финансовый (привлечение капитала и эффективное использование капитала)
Административный
Страховой (охрана собственности и личности)
Учетный (бухгалтерия, статистика, инвентаризация)
Планирование
Организация
Руководство
Координация
Контроль

8
Основной вклад Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал его как универсальный комплекс, состоящий из взаимосвязанных функций, образующих замкнутый цикл. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления работниками.
Таблица 1.1
Классификация школ управления
Наименование школы
Представители
Сущность основных положений
Школа
научного
управления
(1885–1920 гг.)
Ф. Тейлор, Ф. и Л.
Гилберты, Г. Гатт
Разделение производственных процессов на отдельные операции; абсолютное следование разработанным на научной основе стандартам и правилам; оплата по результатам труда; рост материальных стимулов; отбор работников и их обучение; использование анализа для определения лучших способов решения задач.
Классическая
(административная)
школа управления
(1920-1950 г.г.)
А. Файоль, Дж.
Муни, Г. Эмерсон
Разработаны принципы и функции управления; сосредоточено внимание на изучении сущности и понимания управленческой деятельности; систематизированный подход к управлению всей организации.
Школа
человеческих
отношений и школа
поведенческих наук
(1930-1950 г.г.)
М. Фоллетт
Э. Мэйо, Д. Мак-
Грегор,
Ф.
Герцберг
Установлено влияние социальных и психологических факторов на производительность труда; использование приемов управления межличностными от- ношениями; применение наук о человеческом поведении.
Новая школа науки
управления
или
количественная
школа

1950 г. по настоящее время)
С. Форрестр
Э. Райф, С.Саймон
С появлением
ЭВМ, широким распространением кибернетики и математических методов возникли количественные теории управления.
Основываясь на формализованных описаниях различных ситуаций велся поиск внутриорганизационных взаимосвязей и оптимальных решений стоящих перед организацией проблем.


9 1.4
Сравнительный анализ моделей менеджмента.
Многое из опыта в области менеджмента других стран могло бы быть полезным и в российской практике. Сравним две, наиболее признанные, модели менеджмента:
Таблица 1.2
Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента
Японская модель менеджмента
Американская модель менеджмента
Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия
Коллективная ответственность
Нестандартная, гибкая структура
Неформальная организация контроля
Коллективный контроль
Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост
Основное качество руководителя – уме- ние осуществлять координацию действий и контроль
Ориентация управления на группу
Оценка управления по достижении гар- монии в коллективе и по коллективному результату
Личные неформальные отношения с подчиненными
Продвижение по службе по старшинству и стажу работы
Подготовка руководителей универсаль- ного типа
Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т. д.
Долгосрочная занятость руководителя в фирме
Индивидуальный характер принятия решений
Индивидуальная ответственность
Строго формализованная структура управления
Четко формализованная процедура контроля
Индивидуальный контроль руководителя
Быстрая оценка результата труда, ус- коренное продвижение по службе
Главное качество руководителя - про- фессионализм и инициатива
Ориентация управления на отдельную личность
Оценка управления по индивидуальному результату
Формальные отношения с подчиненными
Деловая карьера обусловливается личными результатами
Подготовка узкоспециализированных руководителей
Оплата труда по индивидуальным дос- тижениям
Найм на работу на короткий период
1.5
Цели и задачи современного менеджмента.
Главные цели современного менеджмента:
- управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку;

10
- выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени;
- достижение намеченных результатов, т. е. обеспечение определенного уровня прибыли;
- постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.
Перед менеджментом, как разновидностью практической деятельности, стоят две главные задачи:
1) Тактическая (поддержание устойчивости функционирования организации и всех ее элементов).
2) Стратегическая (развитие и перевод ее в качественно новое состояние).
Эти задачи решаются с помощью трех видов менеджмента:
- общего (постановка целей, выработка стратегии, путей развития, решение организационных вопросов;
- линейного
(руководство текущей работой основных и вспомогательных подразделений;
- функционального (управление решением общефирменных задач, планирование, научные исследования и пр.).
1.6
Особенности современного менеджмента.
Современная научно-техническая революция создает не только новые товары, услуги и технологии, но и порождает новые явления и тенденции в социально-экономической жизни общества.
Речь идет о следующем: