Файл: Лекция тема 1 возникновение современного менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
Во-первых, коренным образом изменилась роль человека в производстве. Прежде тот воспринимался лишь как один из его факторов, наряду с машинами и оборудованием; сегодня же превратился в главный стратегический ресурс организации. Люди теперь рассматриваются не как
“винтики”, а как главное достояние компании в конкурентной борьбе и источник прибыли. Это обусловлено их способностью к творчеству, которая сейчас становится решающим условием успеха любой их деятельности.
Сегодня затраты, связанные с персоналом, представляются уже не досадными расходами, а инвестициями в “человеческий капитал”. Их объектами являются организация медицинского обслуживания, отдыха, занятий спортом; создание условий для творчества; развитие личных способностей и пр. Поэтому ХХ1-е столетие становится веком человеческого измерения экономики.
Во-вторых, изменилась роль фирм. Увеличение масштабов их деятельности, появление гигантских производственных комплексов стало оказывать ощутимое воздействие на общество и окружающую среду. В связи с этим в 60-х гг. ХХ столетия сформировалась концепция социальной ответственности менеджмента перед обществом. Она реализуется путем принесения ему пользы через использование прибыли и участие в решении широкого спектра социальных проблем. До 30-х гг. ХХ века считалось, что руководство фирмы вправе принимать во внимание только собственные интересы, что оправдывало его стремление к максимизации доходов. Затем под давлением профсоюзов менеджмент стал заниматься проблемами своих работников: вопросами заработной платы, условиями труда, пенсионным обеспечением, социальными выплатами. С 60-х гг. социальная ответственность начала распространяться на все общество.
В современное понятие социальной ответственности входит:
- ориентация фирмы на перспективные социальные интересы;
- возмещение общественных издержек (например, экологических);
- оптимизация перспективной прибыли;

12
- сохранение капитала фирмы как элемента богатства общества.
Таким образом менеджмент сегодня во многом обеспечивает социально-экономическое развитие общества.
Выделяются следующие виды социальной ответственности:
1) Экономическая, заключающаяся в максимизации доходов (а, следовательно, и налогов, поступающих в бюджет); предоставлении обществу по разумным ценам товаров и услуг и создании хорошо оплачиваемых рабочих мест.
2) Правовая, выражающая в соблюдении фирмой юридических обязательств в сфере экономики.
3) Этическая, проявляющаяся в достойном поведении компании, соблюдении ею более жестких стандартов, чем общепринятые.
В-третьих, резко ускорились темпы изменений во всех сферах общества, возросла нестабильность социально-экономической жизни.
В-четвертых, стали набирать темпы процессы глобализации, обостряться глобальные проблемы человечества
(экологическая, энергетическая, демографическая и пр.).
В-пятых, в развитых странах произошел переход от индустриальной к постиндустриальной
(информационной) экономике, основанной на компьютерных технологиях и интерактивном бизнесе. В результате в 1980-х гг. проявилась ограниченность традиционного
“рационального менеджмента”, считавшего фирму закрытой системой с заданными стабильными целями, глубокой специализацией, централизацией управления, ориентацией на упорядоченность и четкую регламентированность деятельности, обеспечение ее устойчивости с помощью методов планирования, администрирования, жесткого контроля и пр.
Это потребовало смены управленческой парадигмы (греч. – пример, образец), то есть базовой концептуальной модели, объединяющей целостный комплекс идей, принципов, подходов к осуществлению управленческой деятельности, принятой в качестве образца для определенного периода.


13
Суть перехода к новой парадигме, основывающейся на системном и ситуационном подходе к управлению, состоит в следующем:
Во-первых, фирма рассматривается как открытая система, главные предпосылки успеха которой находятся в ее окружении. В связи с этим, первостепенной задачей менеджмента является адекватное реагирование на различные внешние события.
Успех такого реагирования обеспечивается на основе:
- гибких и информационных технологий;
- учета индивидуальных особенностей человека; - предприимчивости и максимальной автономии работника, предполагающих вмешательство со стороны руководителя в исключительных случаях;
- ориентировки на предвидение в деле принятия решений; - взаимодействия и интеграции функций;
- учета интересов клиентов и акционеров.
Во-вторых, главное внимание уделяется человеческим ресурсам – предприимчивости, максимальной автономии работников и информационным технологиям, что позволяет обеспечивать организации гибкость и адаптивность.
В-третьих, на смену централизации управленческих процессов
(управление по вертикали), приходит отказ от принципов иерархии, децентрализация, предоставляющая большие права низовым уровням
(управление по горизонтали) на основе взаимосвязанности участников.
В-четвертых, все более наглядно проявляется тенденция к максимально возможному равноправию участников управленческого процесса.
В-пятых, порожденное тяжелыми условиями труда и бесправием безразличное или негативное отношение работников к своим обязанностям, пассивность, отчужденность сменяются заинтересованностью, приобщением к делам организации, стремлением проявить себя.

14
В-шестых, работа менеджеров на обеспечение точности и бесперебойности технологических и хозяйственных процессов сменилась нацеленностью на достижение конкретного результата (повышение качества, экономия расходов, снижение цен).
Произошел переход от производственного к маркетинговому подходу к управлению.
В-седьмых, меняется характер внутренних взаимоотношений в организации. Агрессивность, конфронтация, конкуренция постепенно уступают место спокойствию, поиску компромиссов, консенсуса, сотрудничеству.
В-восьмых, постепенно меняется подход к разработке и принятию управленческих решений. Ориентация на прошлый опыт и традиции, единовластие, конформизм, бездумную исполнительность, неприятие риска постепенно сменяется устремленностью в будущее, поощрением творчества, в том числе и коллективного, допущением разумного риска.
В-девятых, акцент на материальные и организационные факторы деятельности как основы успеха сменяется вниманием к персоналу, способному решать сложные научно-технические задачи.
В-десятых, прежний акцент на количественные результаты постепенно дополняется стремлением обеспечить высокое качество во всех сферах деятельности организации.
В-одиннадцатых, происходит переход от управления в условиях массового производства и спокойной конкуренции к управлению индивидуализированной деятельностью при острой конкуренции. Но прежняя классическая модель менеджмента полностью не отвергается.
Элементы командного управления используются в экстремальных ситуациях, когда требуется быстрая концентрация и оперативная координация ресурсов.
Сравнительный анализ старой и новой парадигмы управления в России представлен в таблице 1.3.


15
Особенностями современного российского управления являются высокий интеллектуальный потенциал руководителей, наличие большого опыта государственного управления и освоения высоких технологий. Но отечественный менеджмент сегодня находится еще в состоянии количественного роста, и качественные результаты его пока мало интересуют.
Таблица 1.3
Сравнительный анализ старой и новой парадигмы управления в России
Таблица 1.4
Характерные черты эффективного менеджмента
Философия менеджмента
Основные положения
Характеристика
1. Характерные черты идеального места работы
1. Привлекательный вид места работы
2. Талантливые сотрудники
3. Вознаграждение за труд и усердие
4. Сознание что продукция пользуется спросом у покупателя

16 2. Главные принципы
1.Проведение эффективной инновационной деятельности
2.Оценка по достоинству труда каждого рабочего
3.Поощрение духа соревновательности
4.Поиск новых эффективных методов управления
3. Основные краткосрочные цели
1. Создание инфраструктуры, отвечающей требованиям рынка
2. Использование оригинальной передовой технологии
3. Производство конкурентоспособной продукции
Задания для самостоятельной работы:
1.
В чём суть понятия «эффективность управления»? Предложите своё понимание факторов, которые её обусловливают.
2.
Что такое менеджмент, и какие задачи он решает.
3.
Что общего можно обнаружить в концепциях отечественных и зарубежных специалистов в области управления? Какие из них наиболее близки друг другу?