Файл: 1. Проанализируйте и кратко охарактеризуйте основные особенности психотехнологий коррекции и реабилитации в социальной работе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • позитивного и негативного подкрепления;

  • изменений моделей поведения;

  • контролирования стимулов и т.д.

Эклектический и интегративный подходы в консультировании — это еще один из методов консультирования в практике социальной работы. В основе данного направления использование комбинации методов и схем из психодинамического, гуманистического, когнитивно-бихевиористского подходов и ряда других. Как считают исследователи, эклектический подход не означает, что положения и техники «состыковываются» спонтанно и необдуманно. Они формируются в результате особенности запроса клиента, его социально-психологического и культурного контекста, тогда, когда консультирование является дополнительным элементом в работе с клиентом.

3. Задача

Ваш клиент оказался весьма разговорчивым Он интересен и приятный собеседник, но он отнимает у Вас много времени Какую технику консультирования Вы готовы использовать в данном случае?

Здесь разумна техника фокусирование – это подведение клиента к разговору по одной узкой проблеме, от которой зависит глубина проработки и продуктивность консультирования.

Функции: сосредоточение клиента на значимой проблеме; предупреждение отвлечений; углубление взгляда клиента на свои проблемы.

Применяется: когда запутался сам консультант; когда запутался клиент; при работе с рассеянным клиентом; при неясности каких-либо деталей в информации, предоставленной клиентом.

Резюме – это сжатое повторение основных мыслей и чувств клиента, а также подведение итогов беседы.

ТИГПР:

1. Раскройте суть понятий трудных жизненных ситуаций, кризиса, стресса, фрустрации, конфликта.

  • стресс (ситуация затруднения витального удовлетворения)

Представляет собой особое состояние психики, организма в целом, определяемое широкой мобилизацией функциональных резервов для преодоления какого-либо экстремального воздействия. Речь идет о достаточно мощном воздействии, стресс-факторе (стрессоре), способном вызвать защитную гормональную реакцию с целью сохранения целостного организма, связанную с перестройкой его функциональных систем, с адаптацией к новым условиям жизнедеятельности.

Стрессоры обычно делятся на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура и т.п.) и психологические (опасность, угроза, утрата, обман, обида, информационная перегрузка и т.п.). Последние, в свою очередь, подразделяются на эмоциональные и информационные.


Стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере по аналогии с физическими нарушениями. В этом случае, согласно существующим концепциям, нарушается структура «самости», когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологические механизмы, управляющие процессами научения, система памяти, эмоциональные пути научения. В качестве стрессора в таких случаях выступают травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого разнообразны. Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

  • фрустрация (ситуация затруднения деятельности, реализации мотива) определяется как состояние, вызванное двумя моментами: наличием сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению. Преградами на пути к достижению цели могут оказаться внешние и внутренние причины различного характера: физические (лишение свободы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность), социокультурные (нормы, правила, запреты), материальные (деньги).

Степень выраженности состояния фрустрации может быть различной и зависит от многих факторов (пол, возраст, характер цели, структура личности, разного рода обстоятельства). Имея в виду отдельного человека, можно говорить о различных степенях перехода ситуации затруднения деятельности в ситуацию, когда трудность оказывается непреодолимой.

Результатом фрустрации является изменение поведения личности. Прежде всего может наблюдаться потеря волевого контроля поведения и, как следствие, его деградация (от странностей в поведении до ярко выраженного девиантного). Не исключается снижение мотивации достижения цели, отказ от нее в результате переключения на другую цель или потеря ее актуальности. Это же может произойти в результате изменения физического состояния человека.

  • конфликт (ситуация затруднения в достижении согласованности и непротиворечивости внутреннего мира)

Определяется как состояние, вызванное двумя моментами: наличием сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению. Преградами на пути к достижению цели могут оказаться внешние и внутренние причины различного характера: физические (лишение свободы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность), социокультурные (нормы, правила, запреты), материальные (деньги).


Степень выраженности состояния фрустрации может быть различной и зависит от многих факторов (пол, возраст, характер цели, структура личности, разного рода обстоятельства). Имея в виду отдельного человека, можно говорить о различных степенях перехода ситуации затруднения деятельности в ситуацию, когда трудность оказывается непреодолимой.

Результатом фрустрации является изменение поведения личности. Прежде всего может наблюдаться потеря волевого контроля поведения и, как следствие, его деградация (от странностей в поведении до ярко выраженного девиантного). Не исключается снижение мотивации достижения цели, отказ от нее в результате переключения на другую цель или потеря ее актуальности. Это же может произойти в результате изменения физического состояния человека.

  • кризис (ситуация затруднения реализации жизненного замысла).

Характеризует состояние, порождаемое вставшей перед индивидом проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом. В качестве примера такой проблемы можно привести тяжелое заболевание, изменение внешности, резкое изменение социального статуса, смерть близкого человека и тому подобное.

Обычно выделяют два типа кризисных ситуаций. Основа их выделения – возможность, которую они оставляют для человека в реализации последующей жизни.

Кризис первого типа – это серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни. Например, человек, оставшийся в силу определенных причин без работы, имеет шанс ее найти снова.

Ситуация второго типа – собственно кризис – бесповоротно перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения модификацию самой личности и ее смысла жизни.

Кризис, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя или даже делая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека переосмысления своей жизни в ее наиболее существенных составляющих, переосмысления своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств жизни.

Итак, стресс, фрустрация, конфликт, кризис включаются в понятие критической ситуации. Особенность критической ситуации следующая: реагирование на нее зависит не только от того, что именно происходит, но и от восприятия или отношения к ней самого человека. Следует отметить, что само понятие критической ситуации включается в понятие «жизненное событие». Определение жизненного события было дано С. Л. Рубинштейном как такой этап жизненного пути, на котором принимаются важные поворотные решения. События могут быть как позитивными, так и негативными. Имеется в виду восприятие события самим человеком. Получается, что критические ситуации – это события, воспринимаемые человеком негативно, как нежелательные, мешающие, опасные и т. п.


Общей характеристикой всех критических жизненных ситуаций является необходимость их конструктивного разрешения. Идет ли речь о стрессовой ситуации, конфликте или кризисе – они могут оказать негативное влияние на человека, разрушая или деформируя его личность и жизнь. И наоборот, их успешное преодоление может стать источником личностного роста, развития большей личностной зрелости и в конечном счете фактором повышения удовлетворенности жизнью.

Критические ситуации в самом общем виде можно охарактеризовать как ситуации, порождающие дефицит смысла в дальнейшей жизни человека.

Для целей психологического коррекции критические ситуации удобно подразделить на две группы. В отдельную группу следует выделить кризис, поскольку имеет смысл особо остановиться на специфике психологической поддержки при переживании человеком возрастных кризисов: молодости, середины жизни, старости. Ситуацию стресса, фрустрации, конфликта объединим понятием трудной ситуации. Психологическую поддержку человека в трудной ситуации рассмотрим отдельно.

2. Составьте таблицу, отразив содержание основных психологических подходов в практике социальной работы (структурного, диагностического, функционального, психоаналитического, когнитивно-бихевиорального, гуманистического)

Подход

Содержание

Основная идея

Предствители

Структурный

Все три составляющие важны для человека: Ребенок -- источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости; Взрослый -- источник рациональности; Родитель -- мудрости. Каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной, и все они должны находиться в оптимальном равновесии. Проблемы возникают обычно при неадекватности их сочетаний, что проявляется в играх

Трансактный, или структурный анализ (ТА) развил совершенно новый оригинальный взгляд на поведение человека, в основе которого лежат неосознаваемые, запрограммированные игры, в которые он играет в течение всей жизни. Э. Берн в этой связи отмечал тот факт, что каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным, набором психических свойств (систем чувств, поведенческих схем своего "Я"). Репертуар этих состояний он назвал так: "Родитель" (сходное с образом родителей); "Взрослый" (субъективный реальный опыт) и "Ребенок" (начало, действующее с раннего детства).

Тенденция к гуманизации относится и к теоретическим построениям Э. Берна -- трансактному анализу

Диагностический

Диагностическая теория социальной работы оформилась в начале XX в. в результате развития практики помощи социально уязвимым слоям населения. В современной теории социальной работы постановка диагноза рассматривается как способность социального работника понимать ситуацию клиента, работать с документами и интерпретировать социально-экономические и биографические факты

Адаптируя к практике индивидуальной работы медицинские подходы лечения больных, Ричмонд развивает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики: "диагноз", "лечение", "клиент", которая наделяется новым семантическим значением. Впоследствии данную модель социальной работы стали идентифицировать как медицинскую модель индивидуальной работы. Выделив общественные и личные ситуации в качестве приоритетных проблемных областей познания в социальной работе, Ричмонд называла социальную работу "искусством помощи", "искусством лучшего регулирования социальных отношений, индивидуальности мужчины, женщины, ребенка".

Основополагающее место в работе со случаем Ричмонд отводила социальному диагнозу. Взяв за основу медицинский подход к диагностике, где диагноз позволял описывать болезнь исходя из ее индивидуальной этиологии, она выстраивает свое понимание диагноза применительно к социальному случаю. В основе исследования социального диагноза лежит описание социальных отношений человека и тех трудностей, с которыми он сталкивается в процессе жизнедеятельности.

Основателем метода стала Мэри Ричмонд, которая усовершенствовала технику "предоставления совета" беднейшим слоям населения, преобразовав ее в технологию работы с индивидуальным случаем клиента. В основе данного подхода к проблемам клиента лежало изучение его прошлого социального опыта. На основе диагноза ситуации определялись стратегии помощи. Работа с индивидуальным случаем была организована по определенному алгоритму

Функциональный

В центре внимания функционального метода находится процесс, возникающий между социальным работником и клиентом, способствующий укреплению позитивных доминант, на базе которых можно строить процесс помощи. Эти доминанты представляют собой для социальной работы аксиомы, не требующие верификации, что позволяет процессу взаимного влияния выступать проблемным полем и «местом теоретических битв».

Функциональная школа в основу своих теоретических построений поставила не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента. По мнению представителей этой школы, наиболее важным во взаимодействии социального работника и клиента является процесс как форма и средство изменения ситуации. Функциональная школа базировалась на принципах синхронического подхода «здесь и теперь», когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. В этом случае между социальным работником и клиентом устанавливаются другие взаимоотношения: они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное направление данной теоретической мысли виделось в создании и развитии техник и методов помощи клиенту.

Идеологами данного направления выступали О.Ранк и Дж.Тафт.

Психоаналитический

Один из важнейших принципов теории и практики соци­альной работы «среда – личность» получает новое понимание в контексте психодинамического подхода. Эта двойная ориентация – на интрапсихические процессы и системные влияния окружающей среды – находит отражение в практике социальной работы.

Наблюдения показали, что индивидуальные проблемы за­висят от своеобразия окружающей среды: этнического окружения индивида, классовой принадлежности, места проживания, семей­ных отношений, групповых норм поведения и т.д.

Такой подход дает возможность социальным работникам рас­сматривать клиента не как жертву, а как субъекта взаимодействия, где необходимо развить его самостоятельность в решении вопросов социального функционирования, несмотря на то что давление среды реально существует в субъект-субъектных отношениях.

В основе психоаналитического подхода в социальной работе лежат основные итоги З.Фрейда

Когнитивно-бихевиоральный

был первым большим наступлением на психодинамические теории и их использование в социальной работе. Понять основную психологическую сущность этого направления важно потому, что методолого-теоретические подходы в социальной работе прямо преломляют психологические идеи.

поведение человека - определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций. В теории и практике социальной работы основополагающими являются положения об ответной и оперантной обусловленности поведения индивидов и социального обучения как одного из способов формирования и реализации поведенческих реакций

Представители когнитивного направления считают важным то, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и как действует в рамках определенной социальной реальности. Эти положения являются основой рационально-эмоциональных построений (А. Эллис), когнитивной терапии (А. Бек), психологического взаимодействия (Д. Крамбольц, Глассер). Общее, что объединяет различные когнитивно-бихевиористские подходы, -- опора в большей степени на мысли и поступки индивидов

Гуманистический

Через всю психологическую теорию личности у К. Роджерса красной нитью проходит идея -- каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализацией своих внутренних потенций. Эти идеи он воплотил в модели "личностного роста", основанной на стремлении человека к повышению самоценности и конгруэнтности, что может эффективно использоваться в социальной работе

Важность рассмотрения вкладов в социальную работу указанных психологических подходов трудно переоценить по важной причине: в своей основе он отражает сущность, содержание и методы социальной работы. Ведь, основная сущность гуманистической психологии по К. Роджерсу -- акцентированный на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода -- человек, его предназначение жить и действовать. Гуманистический подход основан на использовании одного из ключевых понятий "интенциональности", необходимости для нормального существования человека, возможности свободы, гуманности, выбора. По глубокому убеждению К. Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека -- конструктивны и, если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. Только на основе интенциональности, свободного индивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная субъектность.

К гуманистическому направлению относят концепции Карла Роджерса, Абрахама Маслоу (гуманистический подход), Виктора Франкла (экзистенциональный подход), Ф. Перлза (гештальт-традиции)