Файл: 1 История развития органов, осуществлявших полицейскую функцию 4.docx
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Титульный лист
Содержание
Введение 2
1 История развития органов, осуществлявших полицейскую функцию 4
1.1 Развитие полицейских органов в XVI- XVII вв. 5
1.2 Развитие полицейских органов в XVIII – XX вв. 9
1.3 Развитие полиции в России с XX века до нашего времени 12
2 Зарубежный опыт становления полиции 17
2.1 Становление полиции в США 17
2.1 Становление полиции в Великобритании 27
Заключение 30
Cписок использованных источников 32
Введение
Становления полиции любой страны требует учета положительного опыта и национальных правовых традиций. Этот процесс предусматривает проведение комплексного историко-теоретического анализа правовых институтов на различных этапах государства. Такой подход позволяет определить эффективные направления развития действенной и надежной правоохранительной системы, в частности органов полиции. В связи с этим целесообразно осуществить ретроактивный анализ не только юридических памятников, отражающих функциональную модель досудебного следствия и дознания, но и исследовать учение ученых, формировали правовую мысль в прошлом.
Стоит отметить, что в советской литературе деятельность дореволюционных органов правопорядка освещалась через призму идеологических штампов. В приведенных источниках уголовный процесс эпохи царизма характеризовался как машина, деятельность которой была направлена на смирение рабоче-крестьянского класса.
Юридическую литературу, изданную к 20-х годов ХХ века, власть воспринимала как классово-враждебной и контрреволюционную агитацию. В результате этого подавляющее большинство этих изданий было уничтожено, лишь незначительное их количество сохранилось до сих пор. Очевидно, такое положение негативно повлиял на развитие отечественной юридической науки, а потому есть необходимость исследовать указанные аспекты и осуществить научные исследования в этом направлении.
Объект исследования – органы полиции России.
Предметом исследования является организация, правовые основы функционирования и основные направления деятельности полиции.
Цель работы лежит в основе изучения исторического опыта становления полиции в России, а так же в иностранных государствах.
Поставленную цель можно исследовать по следующим задачам:
-
Раскрыть развитие полицейских органов в XVI- XVII вв.; -
Рассмотреть особенности развития полицейских органов в XVIII – XX вв.; -
Определить особенности развития полиции в России с XX века до нашего времени; -
Обобщить теоретические основы становления полиции в США; -
Охарактеризовать особенности развития полиции в Великобритании.
При написании курсовой работы были использованы исторический, формально-логический и сравнительно-правовой методы научного исследования.
Первые основательные теоретические осмысления становления полиции описаны в трудах Градовский А. Д., Латкин В. Н., Сперанский М. М., Романовский В. Е. и многих других.
1 История развития органов, осуществлявших полицейскую функцию
1.1 Развитие полицейских органов в XVI- XVII вв.
Полицейских служителей в 16 веке называли Земские ярыжки. Земские ярышки в Москве одевались в одежду красного и зелёного цвета. В других городах цвет одежды мог быть другим. На груди у них были нашиты буквы «З» и «Я».
7 июня 1718 года Пётр I учредил в Санкт-Петербурге Главную полицию. Генерал-полицмейстером был назначен генерал-адъютант Девиер. Первоначально штат полиции состоял из заместителя генерал-полицмейстера, 4 офицеров и 36 нижних чинов. Делопроизводство в Главной полицмейстерской канцелярии вели дьяк и десять подьячих. Полиция не только следила за порядком в городе, но и выполняла ряд хозяйственных функций, занималась благоустройством города — мощением улиц, осушением болотистых мест, уборкой мусора и т. п. Стараниями Девиера в 1721 году в Санкт-Петербурге были поставлены первые фонари и скамейки для отдыха. Была организована пожарная служба. Кроме того, полиция обладала полномочиями судебной инстанции и имела возможность назначать наказания по уголовным делам.
Предложения по административным реформам рассматривались фактически с самого начала царствования уже Екатерины. Некоторое время она возлагала надежды на законодательную комиссию. Специальный подкомитет "для упорядочения государства в делах публичного закона" в течение 1768-1771 гг. Рассматривал административные реформы.
Хотя он так и не выработал некоего подробного плана реформ, его замечания все же помогли сформировать такие принципы реорганизации провинциальной России:
-
общая, а не частичная, изменение структуры местной администрации; разделение России на примерно одинаковые по размеру административные единицы; -
разграничения судебных, административных и финансовых функций; создание новой структуры для "упорядочения" государства; -
выполнение отдельных местных правительственных функций выборными представителями социальных групп - в первую очередь дворянства.
Война с Турцией, беспокойство на пограничных землях и первый раздел Польши настолько поглотили Екатерину и ее советников, что введение этих принципов пришлось отложить. В 1775 году, однако, имперская власть, в конце концов, сосредоточилась на так долго ожидаемой реформы. Только убедившись в хрупкости империи, Екатерина перестала считать провинциальную реформу отдаленной целью - она выдвинула ее на первое место повестки дня. "Основной закон для администрации губерний Российской империи" был подготовлен менее чем за 10 месяцев и обнародован 7 ноября 1775 года.
Закон предусматривал радикальную административную реорганизацию со времен Петра I. Он стандартизировал размеры имперских губерний и земств. Каждая губерния имела насчитывать от 300 до 400 тыс. человек и делиться на земства не больше, 30 тыс. человек. Генерал-губернатор был имперским наместником в одной или нескольких губерниях. Он представлял самодержца на губернском уровне и занимал чрезвычайную исполнительную власть. Губернатор, вице-губернатор, прокурор, инспектор, казначей и директор хозяйства руководили несколькими губернскими управлениями - казначей палатой, Палатой гражданского суда, Палатой уголовного суда и Приказом общественного призрения. Эти управления соответствовали центральным институтам империи и были созданы, чтобы взять на себя большую часть ответственности и работы, возлагаемой на центральные органы, координируя одновременно функции земских чиновников.
Фундаментом провинциальной реформы должна стать хорошо развита система общественного порядка и судопроизводства. Реформа была задумана не только с целью поддержания общественного спокойствия, она имела также ту положительную функцию, создавала условия для выполнения правительственной программы на уровне городов и сел. На губернском уровне за общественный порядок отвечал комитет в составе губернатора и двух советников. Этот комитет действовал как посредник между центральным правительством и местными институтами:
-
доводил до сведения все указы самодержца, сената и других центральных учреждений и наблюдал за их выполнением в губерниях; -
нес ответственность за соблюдение на местах всех правительственных распоряжений, за мир и спокойствие в губернии; -
осуществлял подбор персонала местной полиции и руководил ее деятельностью.
Организация местных полицейских сил была довольно простой. Они делились на два основных подразделения - городской и сельский. Каждое земство занимало нижний земский суд в составе земского головы или капитана ("Земский капитан" или "Земский исправника") и 4 асессоров. Земского голову и 2 асессоров выбирало дворянство, еще 2 чиновников - казаки или государственные крестьяне. В выполнении своих функций этим чиновникам помогали управляющие имениями состояний и сельские старосты.
Функции городского положения в дальнейшем уточнил Полицейский ордонансы 1782 - документ, который был концентрированным воплощением камералистикой мысли XVII в. на почве хорошо упорядоченного общества. Полицейский ордонансы имел целью не только поддержание общественного порядка в городах, но и пытался регулировать все аспекты городской жизни. Городская полиция должна была присматривать за выполнением строительных кодексов, поддерживать надлежащие санитарные условия и бороться с пожарами. Она также была обязана осуществлять надзор за пьянством, проституцией, тунеядством и всеми формами непристойного поведения.
Полицейский ордонансы разделил город на части (части) и далее - на кварталы. Каждый квартал имел своего полицейского и его заместителя. В каждом городе было создано полицейское управление (управа благочиния), состоящее из городничего и двух чиновников:
-
одного - для уголовных; -
другой - для гражданских дел (пристав уголовных дел, пристав гражданских дел).
-
а также двух советников из городского магистрата (ратманы).
Городничий назначался из рядов губернской администрации. Жители города имели право избирать только ратманов, окончательно утверждал их городничий. Других второстепенных полицейских чиновников - инспекторов надзора, помощников приставов, инспекторов пожарной охраны и даже Трубочист - подавала полицейская управа. Однако в городах, где дислоцировались гарнизоны, должности городничего и "управы благочиния" или подчинялись военному командованию, или вообще прекращали свою деятельность. Фактически, полицейский аппарат усиливался специальными военными подразделениям (штатные команды), располагавшиеся в губернских и земских центрах. В случае серьезных беспорядков полиция всегда могла рассчитывать на поддержку регулярных войск, которых мог вызвать губернатор.
Аппарат соблюдения порядка, созданный на основе Устава для губерний и Полицейского ордонансу, опирался на четко определенную систему судопроизводства. Устав для губерний определял отдельные, но параллельные системы судопроизводства для знати, горожан и жителей сел (поселян)1.
На местном уровне по закону был создан уездный суд (Уездный суд) - для дворян и крестьян под их юрисдикцией, городской магистрат (городовой магистрат) - для горожан и ниже сельский суд (нижняя расправа) для сельского населения, то есть для государственных крестьян и казаков. Членов уездного суда избирали из числа дворян; вместе с уездным предводителем они образовывали суд надзирателей, что защищал имущественные права и сирот. Соответственно, члены городского магистрата избирались горожанами; вместе с бургомистр города (глава) и старостой города они образовывали городской сиротский суд. В каждом земском центре мелкие споры купцов и ремесленников решал неформальный, совестливый суд. Наконец, судья, который предназначался губернской администрацией, председательствовал в нижней расправе, других членов которой выбирали государственные крестьяне и казаки, находившиеся под ее юрисдикцией.
1.2 Развитие полицейских органов в XVIII – XX вв.
События с конца XVIII в. до начала судебной реформы середины XIX в., когда функцию расследования преступлений осуществляла ряд уполномоченных субъектов: губернаторы, губернские управления, земские исправники, нижние земские суды, полиция и так далее2.
На территориях Российской империи, действовали специально назначенные должностные лица, правовой статус которых регламентировался Учреждениями о губерниях и Уставами благочиний 1782 года3. В губернских городах полицейскую власть олицетворяли полицмейстера, в других городах - городничие. Вместе с ними предназначались два пристава и два ратманы. Последних выбирала городская дума. Эти управы осуществляли одновременно полицейский и судебную функции, они должны расследовать нетяжкие преступления, например, кражи на сумму до 20 рублей.
По мнению М. Латкина, указанные лица выполняли универсальную функцию - судебно-следственную. С этого можно сделать вывод, что функция предварительного следствия в указанный период реализовывалась, с одной стороны, через государственные учреждения, а с другой - органами местного самоуправления.
Итак, на региональном уровне прослеживается определенный дуализм судебной власти. Кроме этого, В. М. Латкин в «Лекциях по истории русского права»4 освещал весь спектр процесса эволюционирования судебно-правоохранительной системы времен российского самодержавия.
Автор раскрыл функциональное строение правоохранительных институтов в дореформенный период. Он систематизировал нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов, уполномоченных государством осуществлять расследование преступлений.
На основании детального юридического анализа В. М. Латкин констатировал, что во времена правления Екатерины II в уголовное судопроизводство постепенно разделилось на следственную и судебную части. Считалось, что лицо, собирала доказательства виновности подсудимого, не могла одновременно осуществлять справедливое правосудие, поскольку она не желала, чтобы ее работа, связанная с доказыванием, была бесполезной. Поэтому всегда такое лицо было благосклонна к стороне обвинения. С приведенным утверждением трудно не согласиться. К тому же отграничения предварительного следствия от деятельности административных органов стало отправной точкой зарождения следственного аппарата и формирования предварительного расследования как отдельной стадии уголовного процесса.