Файл: Реферат по дисциплине Маркетинг и менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Российский государственный геологоразведочный университет имени

Серго Орджоникидзе»

(МГРИ)
Факультет экономики и управления имени академика М.И. Агошкова

Кафедра производственного и финансового менеджмента


РЕФЕРАТ
по дисциплине «Маркетинг и менеджмент»

на тему: «Основные понятия маркетинга, его сущность»


Выполнил обучающийся 4 курса, группы ЗТХО-18
Оганесян Овсеп Александрович 21.12.2022

Направление 38.03.02 «Менеджмент»


Руководитель

Старший преподаватель Леонидова Ю.А.

Москва, 2022


СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ 2

Введение 3

1. Понятие маркетинга, его признаки 5

2. Сущность маркетинга и функции 11

3.Значение маркетинга в современной России 20

Заключение 25

Список используемой литературы 26




Введение



В современной учебной и научной литературе, посвященной содержанию маркетинговой деятельности, маркетинг зачастую определяют как философию бизнеса, предприятия или рынка в целом. При этом функ- циональное предназначение маркетинга, объективно обусловленное рыночными отношениями, некоторые авторы иногда игнорируют (замалчивают), а иногда даже и отвергают, как устаревшее, характерное только для начальной стадии промышленного развития общества

Во всем мире принято считать 2019 год – годом начала перемен как в общественной жизни людей, так и в бизнесе. Пандемия COVID-19 внесла серьезные коррективы в развитие предпринимательской деятельности как в мировом пространстве, так и в России.

По данным исследования аудиторской компании FinExpertiza, в 2020 году прибыль российского бизнеса составила 1,4 трлн рублей, что оказалось на 67% меньше, чем в докризисный период. Более одной трети организаций оказались в убытке. За 2020 год в России закрылись порядка 1,16 млн организаций малого и среднего бизнеса, это порядка в 2 раза больше, чем в 2019 году.


Таким образом, по результатам анализа приведенных выше данных можно сделать вывод о том, пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на российский бизнес.

Актуальность темы исследования подтверждается тем, что современным российским предпринимателям для эффективного развития бизнеса необходимо искать новые пути реализации продуктов и услуг, адаптироваться под меняющиеся рыночные возможности и актуальные потребности клиентов. Перечисленные выше пути решения бизнес-проблем относят к сфере маркетинга, таким образом, необходимо рассмотреть роль маркетинга в повышении эффективности предпринимательства.

Научное сообщество рассматривает актуальные вопросы развития предпринимательства и маркетинга в России в кризисный период с точки зрения разных подходов. В процессе разработки исследования были проанализированы работы таких российских ученых и исследователей, как: Божук С.Г., Голубков Е.П., Григорьев М.Н., Григорян Е.С., Диденко Н.И., Егоров Ю.Н., Егоршин А.П., Бекмурзаев И.Д., Беляев В.И., Костюкевич Е.А., Куликова Е.С. и других

Несмотря на то, что исследователи рассматривают различные направления для развития предпринимательства в России, во многих работах отмечается высокая роль влияния маркетинга на развитие бизнеса в кризисный период.

Цель исследования – вывести основные определения понятия “маркетинг”, а также охарактеризовать его сущность.

В соответствии с данной целью перед исследованием ставятся следующие задачи:

  • дать определение понятию маркетинга и выделить его основные признаки;

  • охарактеризовать сущность маркетинга;

  • проанализировать значение и роль маркетинга в современных условиях.

Методологической основой исследования являются методы анализа, синтеза, систематический, методы индукции и дедукции и многие другие.


1. Понятие маркетинга, его признаки



Маркетинг — это комплекс мер по продвижению товаров или услуг и получению прибыли от их продажи, простыми словами — это умение продать товар или услугу с выгодой и для бизнеса, и для целевой аудитории. Для этого специалисты-маркетологи придумывают названия и слоганы, разрабатывают красивые упаковки и проводят акции, которые показывают покупателям, как продукт изменит их жизнь к лучшему, и зарабатывают для бизнеса деньги1.

Первые проявления маркетинговой деятельности относят к самому началу становления и развития товарно-денежных отношений. Информация о первой рекламе товара встречается в странах древней цивилизации в Шумере, Египте, в государствах древней Месопотамии, Японии". Теоретические основы маркетинга как самостоятельной науки, существующей на стыке экономики, социологии и управления, были заложены в XIX веке американцем Саресом Маккормиком.


Термин «маркетинг» появился в экономической литературе на стыке XIX-XX веков и буквально означал «работу с рынком». В 1905 г. в университете в Пенсильвании В. Креуси вел цикл лекций под названием «Маркетинг продуктов», а в 1910 г. в университете Висконсин Р. Батлер преподавал «Методы маркетинга».

Как экономическое понятие и особый вид предпринимательской деятельности маркетинг возник на рубеже XIX-XX вв. Это было вызвано объективной необходимостью решать все более усложняющиеся проблемы реализации в условиях развития крупномасштабного производства и нарастающей конкуренции рынка. Появилась потребность осваивать новые, более эффективные приемы рыночной деятельности. Это связано с переходом экономически развитых стран от индустриального к постиндустриальному периоду.

B 20-30-е года XX века появляется большое количество информации, имеющей отношение к маркетингу. Английский экономист Е. Маккарти предлагает модель «4-Р», которая раскрывает сущность маркетинга по четырем основным элементам: товар (product), цена (price), рынок (place) и прибыль (profit). B дальнейшем данная модель была доработана американским специалистом Ф. Котлером и приняла законченный вид (модель«7-Р»).

В начале 90-х годов XX века большинство предприятий промышленности, торговли и сферы услуг использовали маркетинг в системе управления производственной и сбытовой деятельностью. В настоящее время многие зарубежные компании вкладывают в маркетинг до 50 % средств от реализации продукции. Таким образом, история появления маркетинга свидетельствует о том, что сам маркетинг явление социальное и во многом зависит от уровня развития производства, экономики, управления, общества и общественных связей в целом. Кроме того, предпосылками появления маркетинга является наличие нескольких производителей и продавцов на рынке однородных товаров и услуг, то есть конкуренции, а следовательно, желание производителя и продавца не только заинтересовать покупателя своим товаром или услугой, а также обеспечить долговременные отношения с НИМ.

С переходом к рыночной экономике в Российской Федерации также возникла необходимость в использовании маркетинга, который позволяет улучшить положение предприятия на рынке. Практика применения маркетинга на российских предприятиях указывает на то, что изначально его рассматривают как торгово-сбытовую и рекламную деятельность2.

Как ни удивительно, но до сих пор среди ученых и специалистов отсутствует единый взгляд на такое понятие, как «маркетинг». столь низкая степень детерминированности понятия «маркетинг» привела к тому, что на разных предприятиях функциональные обязанности маркетологов отличаются друг от друга. на одних маркетологи занимаются исключительно изучением рынка, на других – непосредственно контактами с покупателями, на третьих – рекламной деятельностью. возникновению понятия «маркетинг» предшествовало осознание учеными и специалистами связи между доходами производителей от реализации товаров и выбором покупателями «товаров-победителей» среди всех товаров, представленных на данном рынке.


Таким образом, возникла необходимость выявить все те законы психической деятельности человека, которые лежат в основе принятия решения о покупке. Согласно известному закону психологии человек совершает те или иные дей- ствия (включая приобретение товаров) лишь в том случае, если такие действия ведут к удовлетворению соответствующих потребностей (даже иррациональное поведение человека всегда связано с удовлетворением соответствующих глубин- ных потребностей). Причем удовлетворение (или неудовлетворение) тех или иных потребностей всегда сопровождается возникновением у человека соответствующих чувств (эмоций).

В классическом понимании маркетинг - это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.

Однако, с позиций современных представлений о рынке, это определение не в полной мере отражает его сущность. Так, Американская ассоциация маркетинга определяет его как процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций. Другая группа маркетологов понимает под маркетингом целостную систему организации и управления деятельностью фирмы, направленную на обеспечение максимального сбыта продукции. Существуют определения: “Маркетинг как система стратегического управления рынком с ориентацией на потребителя продукции, система управления производственно- сбытовой деятельностью в условиях рынка.

Одну из важных сторон маркетинга - направленность на перспективу - раскрывает такое определение: “ Маркетинг - это процесс, заключающийся в прогнозировании потребностей потенциальных покупателей в удовлетворении этих потребностей путем предложения соответствующих товаров - изделий, технологий, услуг”.

Под термином “маркетинг” мы будем понимать как экономический процесс макро (маркетинг), так и функцию хозяйственной деятельности предприятия (микромаркетинг).

Как экономический процесс маркетинг представляет собой определенный этап в развитии производства и хозяйственной ориентации предприятий. Это способ функционирования экономики в условиях снижающегося уровня обобществления, роста роли потребителя в экономике и интеграции производства, обращения и потребления3.

Как функция хозяйственной деятельности предприятия, маркетинг - представляет собой совокупность мероприятий, предпринимаемых отдельными хозяйственными звеньями в единую систему и направленных на увязку производства с потреблением, т.е. микромаркетинг.


Он включает все виды деловой активности предприятий и организаций по удовлетворению потребностей, начиная от формирования и проектирования новых изделий и кончая реализацией и потреблением товаров, направляет, координирует деятельность всех подразделений с целью удовлетворения потребностей и получения максимального дохода.

Основополагающей задачей маркетинга является всестороннее исследование рынка, определение требований потребителя, а также способов воздействия на потребителей, формирование их потребностей. Микромаркетинг - охватывает как допроизводственную деятельность (изучение и формирование спроса, определение производственной программы), так и после производственную (организация и управление обращением, экономической пропагандой, сервисом и т.д.).

Причем все это должно быть объединено единой концепцией, т.е. формируется так называемый комплекс маркетинга. На предприятиях, положивших в основу своей деятельности требования маркетинга, руководствуются девизом: производитель только то, что требует рынок, покупатель. Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступают человеческие потребности. Отсюда сущность маркетинга предельно коротко состоит в следующем: следует производить только то, что безусловно найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю не нужную ему продукцию.

Маркетинг развивается так же, как и другие сферы хозяйственной деятельности. При всем многообразии элементов маркетинга применяется два основных вида, два главных метода маркетинга:

1) Маркетинг ориентированный на продукт, изделие или услугу;

2) Маркетинг, ориентированный на потребителя, особую клиентуру, заранее определенные группы потребителей.

Каждый из этих методов нацелен на один из двух основных компонентов, обеспечивающих предприятию рост доходов; на продукт или на его потребителя. Только соединения двух этих методов маркетинга в единое целое позволит иметь успех.

Чтобы достигнуть цели маркетологи решают следующие задачи, стоящие перед бизнесом:

анализ потребностей клиентов в нише, где работает компания. Пользуется ли товар спросом, какие критерии выбора ЦА необходимо учитывать перед выпуском продукции в продажу?

изучение предложений конкурентов на рынке, а также ценообразования в конкретной нише. На основе полученных данных разрабатывается ценовая политика компании.

подстройка ассортимента товаров и услуг под потребительский спрос. Большинство компаний, выходя на рынок, работают с уже имеющимся спросом. Поэтому продвигать неликвидный товар, зачастую, убыточное предприятие. С другой стороны для продвижения новинки требуется большой бюджет на создание спроса, но и все «сливки» достанутся вам.