Файл: Занятие 1 Значение регуляторных и компенсаторных механизмов в организме при взаимодействии его с неблагоприятными факторами внешней среды Вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Занятие № 1

Значение регуляторных и компенсаторных механизмов в организме при взаимодействии его с неблагоприятными факторами внешней среды

Вопросы:

1. Предмет и задачи патологической физиологии.

Патологическая физиология(pathos – боль, страдание,logus – учение ) изучает жизнедеятельность больного организма и функциональные изменения, происходящие в нем, вскрывает общие закономерности развития патологических процессов, механизмы возникновения, течение и исход болезни. Впервые терминпатологическая физиологияиспользовал Галлиот, выпустивший в 1819 году учебник под названием «Общая патология и патологическая физиология». Этим термином пользовался Р. Вирхов (1847), а утвердил его В.В.Пашутин, издав «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)». Патофизиология – экспериментальная, исторически сложившаяся наука. Как наука, она содержит три основных раздела:

1. Общая патофизиология изучает типовые патологические процессы (дистрофия, аллергия, гипоксия, воспаление и т. д.), т. е. процессы, которые лежат в основе заболеваний или выступают в качестве их компонента. Различная комбинация типовых патологических процессов определяет клиническую картину конкретных заболеваний.

2. Частная патофизиология включает типовые формы нарушений органов и систем, выявляя специфику их изменений. Этот раздел близок к клинике, но, в отличие от клиницистов, патофизиологи изучают то общее, что наблюдается при заболеваниях различных органов: например, легочную недостаточность при патологии легких.

3. Нозология (учение о сущности болезни) включаетобщую этиологию– учение о

причинах и условиях возникновения болезни, общий патогенез- учение об общих механизмах развития болезни, о механизмах выздоровления и умирания, а также учение о наследственности, конституции и реактивности.

Патологическая физиология дает возможность врачу легче разобраться в частностях, в отдельных заболеваниях, точнее диагностировать, предупреждать и лечить эти болезни. Так, частная патологическая физиология обращает внимание на механизмы расстройства кровообращения, дыхания, пищеварения, мочеотделения, крови и кровообразования, нервной и эндокринной регуляции. Вскрывает общие закономерности развития патологических процессов, сущность болезни. Патологическая физиология учит научно понимать болезнь
, формирует врачебное мышление, способствует разработке мер профилактики и терапии заболеваний животных и является одной из важных дисциплин в системе ветеринарного образования. Особое значение патологическая физиология имеет для животноводства, где нарушение технологии содержания и кормления (ограниченность движения, концентратное кормление, скученность и др.) приводит к типическим патологическим процессам. Условия жизни высокопродуктивных животных довольно напряженные, нередко у них наблюдается иммунодефицит, нарушаются процессы адаптации и обмена веществ. Профилактика заболеваний позволяет хозяйствам получать больше животноводческой продукции. Поэтому ветеринарные врачи должны быть широко осведомлены в вопросах общей патологии и частной патологической физиологии.

2. Методы исследования, используемые в патологической физиологии: метод наблюдения,эксперимента, моделирования (физическое, математическое, теоретическое). Виды эксперимента:раздражения, выключения, включения, метод культуры тканей, парабиоза, трансплантации. Метод клонирования (животных, клеток, гена). Понятие об инбридинге. Метод генетического нокаута.Требования к эксперименту.

Метод эксперимента на живых объектах. Смысл эксперимента заключается в том, чтобы воспроизвести патологический процесс, болезнь на различных животных (отдельных органах, тканях, клетках, субклеточных структурах), изучить закономерности его (ее) развития и провести экспериментальную терапию. Данный метод позволяет наблюдать за развитием патологического процесса от момента его возникновения до завершения.

Экспериментальная модель болезни всегда проще, чем болезнь человека. Это дает возможность расчленить болезнь на ряд элементов с тем, чтобы в дальнейшем реконструировать ее применительно к человеку. При этом следует иметь в виду, что ни какая-либо модель болезни на животных, ни ее отдельные элементы не могут быть равнозначны болезни человека. Интерпретировать данные эксперимента на человеческий организм необходимо с определенной долей достоверности.

Иногда можно услышать в адрес патофизиологии такое высказывание, что эта наука построена на опытах над животными, и она не имеет никакого отношения к человеческой патологии. Но ни один патофизиолог и не проводит эксперимент ради эксперимента и механически не переносит его результаты на человека. Патофизиологи всегда помнят об ограничениях
, обусловленных анизоморфизмом (видовыми различиями строения и свойств организмов животных и человека, отдельных органов и тканей).

Анизоморфизм — ограничения, связанные с деонтологиче- скими аспектами опытов на животных (причинение им физических страданий) и значительные трудности в воспроизведении на животных социальных факторов болезней... — все это ограничивает использование данного метода. Тем не менее, более значимые открытия в медицине получены в эксперименте на живых объектах и данный метод для патофизиологии является ведущим.

Все эксперименты подразделяют на острые и хронические, применение каждого из них определяется целью опыта. Например, при исследованиях механизмов травматического шока нужен острый опыт, а при исследовании патогенеза атеросклероза — хронический.

Для изучения патологических процессов используют следующие основные методики:

• метод выключения — удаление или повреждение того или иного органа (хирургическое, фармакологическое, физическое, механическое). Данная методика применятся давно. С ее помощью, например, удалось установить, что сахарный диабет, его развитие связано с нарушением функции островкового аппарата поджелудочной железы. Удаление одного из парных органов (почки) позволило изучить компенсаторные и пластические возможности оставшегося органа;

• метод раздражения — путем различных воздействий изменяют функции различных органов. Раздражение блуждающего нерва вызывает брадикардию. Раздражение симпатических нервов выявило сужение артерий, что послужило основанием для включения этого звена в патогенез спонтанной гангрены у человека;

• метод «включения» — введение различных веществ в организм (гормонов, ферментов, экстрактов из тканей, биологически активных веществ и других). Затем полученные результаты сравнивают с результатами аналогичных воздействий при тех или иных заболеваниях человека. Например, при введении медиаторов аллергии наблюдают симптомы развития анафилактического шока;

• метод сравнительной патологии — изучение в сравнительном «эволюционном» аспекте различных патологических процессов (лихорадки, воспаления, гипоксии). Правильный научный анализ реакций человека на патогенное воздействие требует более полного знания путей и форм их становления в эволюции животного мира. Блестяще раскрыл значение этого метода И. И. Мечников при изучении воспаления и невосприимчивости к инфекционным процессам.


3. Определение понятий "норма", "патология", "болезнь". Учение о болезни. Стадии болезни,принципы классификации и номенклатура болезней.

Норма — это термин, вкоторый может вкладываться два основных содержания. Первое — статистическое содержание нормы:это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся.

Любое отклонение от установленной нормы может характеризоваться как патология. В медицинском лексиконе под патологией обычно подразумевается нарушение на биологическом уровне функционирования организма. Однако в клинической психологии в содержание понятия «патология» также включаются и такие отклонения от нормы, в которых нет никаких биологических компонентов (отсюда вполне возможно и правомерно употребление терминов «патологическая личность» или «патологическое развитие личности»). Употребление слова «патология» акцентирует внимание на том, что нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (т. е. на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных и иных биологических механизмов регуляции поведения).

В определении болезни существуют две точки зрения: 1) болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом; 2) болезнь есть субъективное ощущение себя больным.

Принципы классификации болезней:

1. Этиологическая:инфекционныеинеинфекционныеболезни, наследственные и др.

2. Топографо-анатомическая: болезни сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем.

3. По возрасту и полу (болезни новорожденных, детские болезни, болезни старческого возраста, гинекологические болезни).

4. Экологическая классификация болезней: исходит из условий обитания человека (краевая или географическая патология: малярия, серповидно-клеточная анемия и др.).

5. По общности патогенеза: аллергические, воспалительные болезни, опухоли, шок и др.

Периоды (стадии) болезни:

В развитии болезни различают 4 периода: латентный, продромальный, период разгара болезни и исхода, или период завершения болезни.

Латентный период (применительно к инфекционным болезням – инкубационный) длится от момента воздействия причины до появления первых клинических проявлений болезни.


Продромальный период – это отрезок времени от первых признаков болезни до полного проявления ее симптомов.

4. Патологическая реакция, патологическое состояние, патологический процесс, понятия.

Патологическая реакция представляет собой качественно и/или количественно неадекватный и биологически нецелесообразный ответ определенных морфофункциональных структур организма на какое-либо воздействие (сужение коронарных артерий при физической или эмоциональной нагрузке и др.).

Патологический процесс – это динамика тесно взаимосвя- занных между собой местных и общих патологических и защитных реакций, возникающих в организме в ответ на действие болезнетворного агента (инфекция, травма, радиация и пр.). Примерами патологических процессов являются воспаление, лихорадка, аллергия и др.

Патологическое состояние – это стойкое отклонение струк- туры и функции органа (ткани) от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма, нарушения, мало изменяющиеся во времени: например, культя (после ампутации конечности), рубцовые изменения тканей после термического ожога, атрофия альвеолярных отростков челюсти в связи с удалением или выпадением зубов, приобретенный дефект клапанного аппарата сердца.

5. Уровни структурной организации организма и их нарушения при развитии болезни.

Существует шесть уровней организации человеческого организма.

1) Молекулярный (атомно-молекулярный). Этот уровень состоит из наименьших структурных единиц - атомов и молекул.

2) Клеточный. Клетки состоят из молекул. Это очень сложный уровень организации.

3) Тканевой. Все ткани состоят из клеток, которые имеют общее происхождение, строение и функции.

4) Органный. Органы состоят из тканей, которые имеют общие или различные функции.

5) Системный. Он объединяет некоторые органы в системы для выполнения определенных функций.

6) Организменный. Он соединяет все уровни организации записанные выше.

Повреждение или альтерация является универсальным общепатологическим процессом. Без повреждения нет болезней.

Повреждение касается всех уровней структурной организации.

При повреждении структуры на разных уровнях в итоге имеет место снижение ее жизнедеятельности.