Файл: Программа для девиантных подростков, направленная на изменение их образа Я. Пояснительная записка Трудные учащиеся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||||
| ||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Практикум по психокоррекции | ||||
| ||||
Группа М19П161 | ||||
Студент | | | ||
| МОСКВА 2023 | |
Практическое занятие 1 по темам № 2-6
Коррекционно-развивающая программа для девиантных подростков, направленная на изменение их «образа Я».
Пояснительная записка
«Трудные учащиеся» одна из основных и животрепещущих тем современного мира, ведь это проблема является так же не только психолого-педагогической, но и социальной. Причин для появления все новых случаев трудных подростков огромное множество. Тяжелая экономическая ситуация в стране, смена понимания мировоззрения, отсутствие знаний, умений и навыков необходимых для социализации в обществе и работы в современном конкурентоспособном производстве, но и это не самое главное. Стоит сказать о развитии личности в данном возрасте (подростковом), в котором осуществляется переход от детства к взрослости. На данном этапе происходит масса изменений не только физиологических, но и психических в организме и личности ребенка.
В современном обществе участились случаи агрессивности, жестокости, насилия, агрессии, оголились все пороки среди молодежных групп. Обсуждение трудных ситуаций с подростками стало все чаще на различных площадках (школы, газеты, телевидение, социальные сети, различные площадки в сети интернет).
Но говорить только о трудностях и проблемах будет неправильно по отношению к подросткам, которые нас окружают. Ведь подростковый период — это также новый виток развития положительных моментов. Ребёнок становится самостоятельным, при чем проявляет гордость за свои поступки. Отношения со взрослыми и детьми становятся более содержательными и разнообразными. Изменяется и расширяется сфера деятельности подростка, что помогает ему двигаться на пути самоопределения в жизни в будущем.
К категории «трудных детей» относятся дети из неблагополучных семей, подростки, проявляющие девиантное поведение, неуспевающих, недисциплинированных, а также социально и педагогически запущенных школьников.
Основной задачей специалистов, работающих с данной категорией детей является оказание помощи в социализации, трудных жизненных ситуациях и приспособлении к современному миру, миру взрослых и опасностей, которые встретятся на их пути. Профилактика и коррекция девиантного поведения и реабилитации подростков групп социального риска актуальное и чрезвычайно важное направление.
Программа коррекционно-развивающей работы с трудными подростками направлена на формирование социальных качеств, составляющих основу адекватного поведения подростков и молодежи: ответственность, умение контролировать свое поведение, уважение к другим людям и самоуважение.
Данная программа окажет большую помощь педагогам при работе со школьниками среднего и старшего возраста по формированию адекватных форм поведения.
Новизна программы заключается в применении различных методов взаимодействия с обучающимися такими как: беседа, упражнения на осознание своей уникальности, самоценности, формирование самопринятия, упражнения на формирование положительного образа-Я, элементы арт-терапии: рисование, коллажирование, рефлексия, которые направлены на комплексное изменение поведения по отношению к себе и окружающим людям.
Цель: формирование адекватных форм поведения, развитие коммуникативных навыков
, изменение девиатных форм поведения учащихся.
Задачи программы:
-
Гармонизация личности подростка на основе развития его эмоционально - волевой сферы; -
Развитие у подростка навыков самосознания, самоконтроля и саморегуляции. -
Усиление позитивных тенденций личности, самораскрытие и осознание своих сильных сторон; -
Усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации; -
Формирование стратегии поведения в сложных жизненных ситуациях, в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения и преодоления кризисных ситуаций;
Сроки реализации и возраст детей:
Занятия рассчитаны на 10 часов с детьми 12-17 лет.
Каждое занятие длится 1 час.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю в группах по 5-10 человек.
Условия проведения занятий:
В программу включает в себя 4 этапа:
1 этап – исследовательский.
Цель: собрать теоретическую базу диагностического материала, применить и обработать.
2 этап – продуктивный.
Цель: применить техники и приемы воздействия на развитие личности и ее формирование.
3 этап – заключительный.
Цель: определить эффективность работы и подвести итоги.
Методы и техники работы, используемые в программе:
-
Беседа; -
Упражнения на осознание своей уникальности, самоценности, формирование самопринятия; -
Упражнения на формирование положительного образа-Я; -
Элементы арт-терапии: рисование, коллажирование; -
Рефлексия. -
Проективная методика «Волшебная страна чувств»; -
Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки; -
Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина; -
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна; -
Проективная методика «Такие разные деревья»; -
Семейная социограмма; -
Незаконченные предложения.
Структура занятия.
Ритуал приветствия – 3 минуты.
Разминка - 5 минуты.
Коррекционно-развивающий этап- 40 минут
Подведение итогов - 4 минуты.
Ритуал прощания – 3 минуты.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
- начальный контроль;
- итоговый контроль.
Средства оценки программы:
1. Тест Л. Почебут
Цель: выявление уровня агрессивности и изучение выраженности видов агрессии
2. Тест «Формула темперамента», А.Белова.
Цель: выявления темперамента подростка.
3.Леус Э.В. Тест СДП (склонность к девиантному поведению)
4.Правовая методика
Цель: определение уровня правовых знаний у подростков.
Ожидаемые результаты.
К концу занятий у подростков должны развиться коммуникативные навыки, снизиться тревога, эмоциональное напряжение и развиться эмоционально-волевая сфера. А также, с помощью изученных и отработанных техник сформироваться индивидуальный способ саморегуляции и выражения эмоций.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во занятий | Кол-во часов |
1. | Первичная диагностика | 1 | 1 |
2. | «Кто я?» | 1 | 1 |
3. | «Какой я? Мои качества характера» | 1 | 1 |
4. | «Мир чувств и эмоций» | 1 | 1 |
5. | «Я и общество» | 1 | 1 |
6. | «Моя ответственность» | 1 | 1 |
7. | «Навстречу к себе» | 1 | 1 |
8. | «Моё дерево возможностей» | 1 | 1 |
9. | «Моё будущее в моих руках» | 1 | 1 |
10. | Итоговое занятие. Диагностика. | 1 | 1 |
11. | Всего. | 10 | 10 |
Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям
№ | Задачи | Игры, упражнения |
1 | Установление контакта, доверительных отношений. | 1. Первичная диагностика. |
2 | Формирование у подростка принятия себя, анализ собственного «Я – образа» и его составляющих, осознание своей уникальности, самоценности. | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Прогноз погоды». 4. Упражнение «Кто Я?». Обсуждение. 5. Упражнение «Герб». Обсуждение. 6. Завершение. |
3 | Развитие способности самоанализа, самопознания, умения анализировать и определять психологические характеристики свои и окружающих людей; выявление и активизация внутренних ресурсов и инициативности подростка, формирование самоценности | 1. Приветствие. 2. Беседа «Что такое характер?» 3. Упражнения «Мои качества характера». Обсуждение. 4. Упражнения «Мой дракон». Обсуждение. 5. Завершение. |
4 | Знакомство подростка с разнообразием чувств и эмоций; выявление зависимости поступков от эмоционального состояния; осознание необходимости управлять своими чувствами. | 1. Приветствие. 2. Беседа «Мир чувств и эмоций». 3. Упражнение «О пользе и вреде эмоций». Обсуждение. 4. Упражнение «Наши чувства - наши поступки». Обсуждение. 5. Завершение. |
5 | Развитие у подростка навыков самопрезентации, рефлексии; развитие толерантности к себе и другим, формирование положительного отношения к себе, принятия себя; развитие чувства собственного достоинства. | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Хиппи». Обсуждение. 3. Упражнение «Четыре квадрата». Обсуждение. 4. Упражнение «Волшебное озеро». 5. Завершение. |
6 | Формирование представлений о своем вкладе (каких либо действий, поступков и бездействий) в собственной жизни. | 1. Приветствие. 2. Беседа об ответственности и выборах в своей жизни. 3. Упражнение «Ромашка». Обсуждение. 4. Завершение. |
7 | Развитие компетенции целеполагания, повышение уровня самоактуализации и осмысленности жизненной позиции. | 1 Приветствие. 2 Упражнение «Ладошка». Обсуждение. 3 Создание Коллажа «Мои мечты». Обсуждение. 4 Завершение. |
8 | Актуализировать понятия «зависимое», «независимое» поведение. Закрепление важности делать правильный выбор жизни. | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Наши привычки». Обсуждение. 3. Упражнение «Дерево возможностей». Обсуждение. 4. Завершение. |
9 | Формирование у подростка понятия личной ответственности за свой выбор. Активизация ресурсов для стремления к успеху, повышение самооценки. | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Непосредственность». Обсуждение. 3. Упражнение «Успех и неуспех». Обсуждение. 4. Завершение. |
10 | Завершение программы подведение итогов. Рефлексия. | Итоговая диагностика |