Файл: Программа для девиантных подростков, направленная на изменение их образа Я. Пояснительная записка Трудные учащиеся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная







ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Практикум по психокоррекции



Группа М19П161





Студент












МОСКВА 2023


Практическое занятие 1 по темам № 2-6

Коррекционно-развивающая программа для девиантных подростков, направленная на изменение их «образа Я».

Пояснительная записка

«Трудные учащиеся» одна из основных и животрепещущих тем современного мира, ведь это проблема является так же не только психолого-педагогической, но и социальной. Причин для появления все новых случаев трудных подростков огромное множество. Тяжелая экономическая ситуация в стране, смена понимания мировоззрения, отсутствие знаний, умений и навыков необходимых для социализации в обществе и работы в современном конкурентоспособном производстве, но и это не самое главное. Стоит сказать о развитии личности в данном возрасте (подростковом), в котором осуществляется переход от детства к взрослости. На данном этапе происходит масса изменений не только физиологических, но и психических в организме и личности ребенка.


В современном обществе участились случаи агрессивности, жестокости, насилия, агрессии, оголились все пороки среди молодежных групп. Обсуждение трудных ситуаций с подростками стало все чаще на различных площадках (школы, газеты, телевидение, социальные сети, различные площадки в сети интернет).

Но говорить только о трудностях и проблемах будет неправильно по отношению к подросткам, которые нас окружают. Ведь подростковый период — это также новый виток развития положительных моментов. Ребёнок становится самостоятельным, при чем проявляет гордость за свои поступки. Отношения со взрослыми и детьми становятся более содержательными и разнообразными. Изменяется и расширяется сфера деятельности подростка, что помогает ему двигаться на пути самоопределения в жизни в будущем.

К категории «трудных детей» относятся дети из неблагополучных семей, подростки, проявляющие девиантное поведение, неуспевающих, недисциплинированных, а также социально и педагогически запущенных школьников.

Основной задачей специалистов, работающих с данной категорией детей является оказание помощи в социализации, трудных жизненных ситуациях и приспособлении к современному миру, миру взрослых и опасностей, которые встретятся на их пути. Профилактика и коррекция девиантного поведения и реабилитации подростков групп социального риска актуальное и чрезвычайно важное направление.

Программа коррекционно-развивающей работы с трудными подростками направлена на формирование социальных качеств, составляющих основу адекватного поведения подростков и молодежи: ответственность, умение контролировать свое поведение, уважение к другим людям и самоуважение.

Данная программа окажет большую помощь педагогам при работе со школьниками среднего и старшего возраста по формированию адекватных форм поведения.

Новизна программы заключается в применении различных методов взаимодействия с обучающимися такими как: беседа, упражнения на осознание своей уникальности, самоценности, формирование самопринятия, упражнения на формирование положительного образа-Я, элементы арт-терапии: рисование, коллажирование, рефлексия, которые направлены на комплексное изменение поведения по отношению к себе и окружающим людям.

Цель: формирование адекватных форм поведения, развитие коммуникативных навыков
, изменение девиатных форм поведения учащихся.

Задачи программы:

  1. Гармонизация личности подростка на основе развития его эмоционально - волевой сферы;

  2. Развитие у подростка навыков самосознания, самоконтроля и саморегуляции.

  3. Усиление позитивных тенденций личности, самораскрытие и осознание своих сильных сторон;

  4. Усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации;

  5. Формирование стратегии поведения в сложных жизненных ситуациях, в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения и преодоления кризисных ситуаций;

Сроки реализации и возраст детей:

Занятия рассчитаны на 10 часов с детьми 12-17 лет.

Каждое занятие длится 1 час.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю в группах по 5-10 человек.

Условия проведения занятий:

В программу включает в себя 4 этапа:

1 этап – исследовательский.

Цель: собрать теоретическую базу диагностического материала, применить и обработать.

2 этап – продуктивный.

Цель: применить техники и приемы воздействия на развитие личности и ее формирование.

3 этап – заключительный.

Цель: определить эффективность работы и подвести итоги.

Методы и техники работы, используемые в программе:

  1. Беседа;

  2. Упражнения на осознание своей уникальности, самоценности, формирование самопринятия;

  3. Упражнения на формирование положительного образа-Я;

  4. Элементы арт-терапии: рисование, коллажирование;

  5. Рефлексия.

  6. Проективная методика «Волшебная страна чувств»;

  7. Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки;

  8. Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина;

  9. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна;

  10. Проективная методика «Такие разные деревья»;

  11. Семейная социограмма;

  12. Незаконченные предложения.

Структура занятия.

Ритуал приветствия – 3 минуты.

Разминка - 5 минуты.

Коррекционно-развивающий этап- 40 минут

Подведение итогов - 4 минуты.

Ритуал прощания – 3 минуты.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:


- начальный контроль;

- итоговый контроль.


Средства оценки программы:


1. Тест Л. Почебут
Цель: выявление уровня агрессивности и изучение выраженности видов агрессии

2. Тест «Формула темперамента», А.Белова.
Цель: выявления темперамента подростка.

3.Леус Э.В. Тест СДП (склонность к девиантному поведению)

4.Правовая методика
Цель: определение уровня правовых знаний у подростков.

Ожидаемые результаты.

К концу занятий у подростков должны развиться коммуникативные навыки, снизиться тревога, эмоциональное напряжение и развиться эмоционально-волевая сфера. А также, с помощью изученных и отработанных техник сформироваться индивидуальный способ саморегуляции и выражения эмоций.

Учебно-тематический план



Тема

Кол-во занятий

Кол-во часов

1.

Первичная диагностика


1

1

2.

«Кто я?»


1

1

3.

«Какой я? Мои качества характера»


1

1

4.

«Мир чувств и эмоций»


1

1

5.

«Я и общество»


1

1

6.

«Моя ответственность»


1

1

7.

«Навстречу к себе»


1

1

8.

«Моё дерево возможностей»


1

1

9.

«Моё будущее в моих руках»


1

1

10.

Итоговое занятие. Диагностика.


1

1

11.

Всего.


10

10


Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям



Задачи

Игры, упражнения

1

Установление контакта, доверительных отношений.


1. Первичная диагностика.


2

Формирование у подростка принятия себя, анализ собственного «Я – образа» и его составляющих, осознание своей уникальности, самоценности.



1. Приветствие.

2. Упражнение «Прогноз погоды».

4. Упражнение «Кто Я?». Обсуждение.

5. Упражнение «Герб». Обсуждение.

6. Завершение.


3

Развитие способности самоанализа, самопознания, умения анализировать и определять психологические характеристики свои и окружающих людей; выявление и активизация внутренних ресурсов и инициативности подростка, формирование самоценности

1. Приветствие.

2. Беседа «Что такое характер?»

3. Упражнения «Мои качества характера». Обсуждение.

4. Упражнения «Мой дракон». Обсуждение.

5. Завершение.


4

Знакомство подростка с разнообразием чувств и эмоций; выявление зависимости поступков от эмоционального состояния; осознание необходимости управлять своими чувствами.

1. Приветствие.

2. Беседа «Мир чувств и эмоций».

3. Упражнение «О пользе и вреде эмоций». Обсуждение.

4. Упражнение «Наши чувства - наши поступки». Обсуждение.

5. Завершение.


5

Развитие у подростка навыков самопрезентации, рефлексии; развитие толерантности к себе и другим, формирование положительного отношения к себе, принятия себя; развитие чувства собственного достоинства.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Хиппи». Обсуждение.

3. Упражнение «Четыре квадрата». Обсуждение.

4. Упражнение «Волшебное озеро».

5. Завершение.



6

Формирование представлений о своем вкладе (каких либо действий, поступков и бездействий) в собственной жизни.



1. Приветствие.

2. Беседа об ответственности и выборах в своей жизни.

3. Упражнение «Ромашка». Обсуждение.

4. Завершение.


7

Развитие компетенции целеполагания, повышение уровня самоактуализации и осмысленности жизненной позиции.



1 Приветствие.

2 Упражнение «Ладошка». Обсуждение.

3 Создание Коллажа «Мои мечты». Обсуждение.

4 Завершение.


8

Актуализировать понятия «зависимое», «независимое» поведение. Закрепление важности делать правильный выбор жизни.



1. Приветствие.

2. Упражнение «Наши привычки». Обсуждение.

3. Упражнение «Дерево возможностей». Обсуждение.

4. Завершение.



9

Формирование у подростка понятия личной ответственности за свой выбор. Активизация ресурсов для стремления к успеху, повышение самооценки.



1. Приветствие.

2. Упражнение «Непосредственность». Обсуждение.

3. Упражнение «Успех и неуспех». Обсуждение.

4. Завершение.



10

Завершение программы подведение итогов. Рефлексия.


Итоговая диагностика