Файл: Проблема познания в философии. Многообразие форм познавательной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра Государственное и муниципальное управление
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

вариант № 17

по дисциплине Философия
тема: Проблема познания в философии. Многообразие форм познавательной деятельности


Выполнил:

Студент(ка) 2 курса заочной

формы обучения

Направление подготовки/специальность 38.03.04

Государственное и муниципальное управление -

__________/ А. А. Хасанова
Преподаватель профессор

__ _________ /Лукманова Р.Х.

(подпись (Ф.И.О.)

УФА 2021

Содержание




Введение ……………………………………………………………………..

3

1

Проблема познания в философии …………………………………………

4

2

Многообразие форм познавательной деятельности ……………………..

7




Заключение …………………………………………………………………

10




Список использованных источников ……………………………………..

11

Введение

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длинный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного к все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира.

Актуальность темы связана с тем, что в последнее время человечество переживает бурное развитие науки и технологий. В мире происходят преобразования, очень важные для каждого человека, события исторической важности. Поэтому, следует более углубленно изучать проблемы познавательной деятельности человека. Философия должна формировать целостную концепцию научного видения мира, способствовать раздвижению границ познания и совершенствовать возможности и методы познания.


Целями работы являются:

1. выявить проблемы познания в философии;

2. обосновать необходимость познания в философии;

3. рассмотреть формы познавательной деятельности.

Информационной базой контрольной работы послужили учебники, научно – популярные издания, статьи в тематических журналах и интернет-ресурсы.

1 Проблема познания в философии

Стоит начать с того, что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. В ходе данного процесса выявляются неизвестные ранее грани бытия, исследованию подвергается не только внешняя, но и внутренняя сторона вещей. Проблема познания в философии важна также и по той причине, что человек может быть не только субъектом, но и его объектом. То есть часто люди изучают самих себя.

В процессе познания становятся известны определенные истины. Эти истины могут быть доступны не только субъекту познания, но и кому-то другому, включая последующие поколения. Передача происходит преимущественно при помощи различного рода материальных носителей. Например, при помощи книг.

Основными вопросами в философском осмыслении познания стали следующие:

1. Что человек познает?

2. Как происходит познание?

3. Что такое знание?

4. Каковы виды знаний с учетом их жизненного предназначения?

5. Что такое истина?

6. В чем сущность познания?

Эти вопросы в той или иной мере становились основой построения учений о познании в ходе исторического развития философской мысли. Так сложилось, что эта область философии именуется не всегда одинаково в различных философских школах. В отечественной философской традиции она получила название гносеологии (от греч. gnosis – познание и logos – учение). Это понятие, как правило, используется для обозначения именно теории познания, то есть некоторой системно разработанной конструкции, где на основе единого подхода, в логической связи представлена определенная философская позиция, то есть построено оригинальное авторское учение о познании. В современной западноевропейской философии часто используется для этого понятие когнитивная наука, или когнитология (от лат. cognitio – знание, познание). Этот термин используется обычно для того, чтобы в самом широком виде обозначить собственно познавательный аспект. Например, в словосочетании «когнитивная функция детских игр» подчеркнуто, что в рамках игры помимо многих важных задач формирования личности решается и задача получения ребенком знаний о мире и о себе. Понятие «когнитивный», «когнитивное»

используется в разных научных отраслях, где затрагиваются в определенном ключе познавательные действия человека. Например, выделились в самостоятельные отрасли науки когнитивная психология, когнитивная социология и др. Существует также еще один вариант обозначения философских учений о познании – эпистемология (от греч. episteme – знание), который стал все чаще входить в оборот и позволил подчеркнуть некую целостность всех размышлений о познании, знании, об их месте в человеческой жизнедеятельности. Эпистемология – это более корректное название раздела философии, где познание и знание осмысливаются с учетом различных подходов и в комплексе всех проблем человеческого существования. Эпистемология – это совокупность философских учений о том, на какой основе и какими путями осмысливать получение человеком знания.

Основу познавательно-реалистического понимания сущ­ности процесса познания составляет идея о всеобщности свойства отражения. Смысл данной идеи состоит в том, что нельзя приписывать мышление всей материи, но вместе с тем нельзя и отрывать его от материи. В самой материи нужно видеть свойство, способное через ряд ступеней развиться до уровня сознания. Таким объективным всеобщим свойством материи является свойство отражения.

Отражение, в широком смысле слова, есть процесс и результат взаимодействия, способность материальных объек­тов воспроизводить в своей структуре особенности других объектов, сохранять следы их воздействий.

Рассмотрим понятие познания. Познание - это высшая форма отражения человеком объектив­ной действительности на основе сознания и мышления, представляющая собой бесконечный процесс приближения образов сознания к познаваемому объекту, движение мысли от незнания к знанию, от знания неполного, несовершенного к знанию более полному, совершенному.

В познании существуют разные уровни: чувственное поз­нание и логическое; эмпирическое и теоретическое. Наря­ду с этим выделяют различные формы познания: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индиви­дуального субъекта (ощущение, восприятие, представление), и позна­ние, направленное на получение объективированного знания, существующего вне индивида (например, в виде научных те­кстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл).


Познание, таким образом, представляет собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний.

Знания - это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, суждениях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков.

Характеризуя основные элементы, составляющие процесс познания, выделим:

1) субъект познания;

2) объект познания;

3) процесс гносеологического взаимодействия между субъ­ектом и объектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности.

Субъект познания - это носитель познавательной дея­тельности, источник активности, направленной на объект. Субъектом познания является прежде всего человек, а также социальная группа, слой, класс, этническая общность, общество в целом и др.

Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Объектом позна­ния выступают предметы, процессы и явления ма­териального мира (первичный объект познания). Признающиеся объективными идеальные явления, а также сознание человека, духовные процессы в обществе выступают вторичными объектами познания. Наконец, объектом познания мо­гут быть теоретические модели, которые специально соз­дает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности (третичные объекты познания).

Условия познания опосредуют отношения субъекта и объек­та. Такое опосредование может ориентировать либо на большую степень адек­ватности познания, либо, наоборот, на искажение сущнос­ти изучаемого объекта. В процессе взаимодействия субъекта и объекта возникают гносеологические отношения: отражения (от объекта к субъекту), выражения (внутри субъекта, в сознании) и обозначения (от субъекта к объекту).

Познание, таким образом, это взаимодействие субъек­та и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе объективное – то, что определяется самим объектом, а также субъективное, что зависит от субъекта. В процессе отражения объект познания распредмечивается в сознании субъекта, получает дру­гое свое «бытие» - в форме мысленного образа.

Процесс познания всегда противоречив по гносеологическим отношениям субъекта и объекта, по мере адекватности объекта познания и знаний о нем, по характеру самих знаний и возможностей их использования на практике. Сложность, противоречивость процесса познания обусловливают его диалектичес­кий характер.


2 Многообразие форм познавательной деятельности

Познавательное отношение человека к миру реализуется в разных формах и носит культурно-исторический характер. К основным формам (видам) духовно-теоретической и духовно-практической познавательной деятельности человека обычно относят обыденное познание, мифологическое, художественно-образное (через искусство), религиозное, философское, научное.

Выделяют, прежде всего, научное и ненаучное познание, причём к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.

Научное познание стремится вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Отсюда следуют ориентация научного познания на объективность и устранение, по возможности, всех субъективистских моментов.

Целью и высшей ценностью научного познания является поиск объективной истины, постигаемой преимущественно рациональными средствами и методами. Его задача – дать истинное отражение процессов, объективную картину того, что есть.

Научное познание характеризуется строгой доказательностью, обоснованностью полученных результатов, достоверностью выводов, хотя в процессе научного познания выдвигается немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п.

Рассмотрим формы не научного познания. Философское познание является одним из главных форм не научного познания. Оно содержит в себе духовно-практические ориентиры. Философия должна пытаться давать ответы на вопросы, а лучше – должна давать путь к ответам на вопросы о смысле жизни, смысле любви, возможности счастья, добре и зле, смысле творчества, природе человека и общества в целом, месте человека в мироздании. Таким образом, как отмечают современные мыслители, – философия выполняет существенную и несуетную задачу – она открывает путь к пониманию человеком смысла истории и к самоопределению себя в ней.

Также выделяют религиозное познание. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.