Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Республики дагестан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениЕ
«автомобильно-дорожный колледж»
Курсовая работа
на тему:
«виды социальных услуг»
Выполнил: студент 3 курса 32 Ю- 9 гр.
Алхасов Лабазан Мавлидинович
Научный руководитель:
Нурмагомедова Лилия Мухтаровна
М ахачкала 2022г.
Содержание
Введение………………………………………………………………...…..…….3
Глава 1. Правовая природа социальных услуг………………………...……5
1.1 Понятие социальных услуг………………………………….……………….5
1.2 Соотношение социальных услуг с государственными функциями и функциями местного самоуправления в социальной сфере……...….………....7
Глава 2. Виды социальных услуг и порядок их предоставления….…….13
2.1 Виды социальных услуг…………………………………………………….13
2.2 Порядок предоставления социальных услуг………………………………23
Заключение…………………………………………………………….....……..27
Список литературы……………………………………..………………...……29
Введение
Актуальность темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с повышением эффективности правового регулирования оказания социальных услуг населению в Российской Федерации.
Один из основных факторов социально-экономического развития Российской Федерации – возрастание роли человеческого капитала – требует решения проблемы качества и доступности социальных услуг, оказываемых населению. В этой связи в рамках направления социально-экономической политики на ближайшие годы в области развития человеческого потенциала особое значение приобретают меры по повышению уровня и качества жизни населения, улучшению демографической ситуации, модернизации здравоохранения и других отраслей социальной сферы в целях обеспечения доступности качественных социальных услуг, созданию эффективной системы адресной социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, развитию механизмов социальной адаптации.
Все запланированные направления долгосрочной политики социальной поддержки населения в Российской Федерации (улучшение социального климата в обществе, повышение эффективности государственной поддержки семьи, реабилитация и социальная интеграция инвалидов, социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов, эффективная социальная поддержка лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации) предполагают необходимость совершенствования механизма оказания социальных услуг.
Повышение уровня эффективности существующего механизма оказания социальных услуг требует осуществления не только контроля за исполнением законодательных предписаний правоприменителями, но и комплексной оценки качества его функционирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие социальных услуг
Проанализировать соотношение социальных услуг с государственными функциями и функциями местного самоуправления в социальной сфере;
Изучить виды социальных услуг;
Рассмотреть порядок предоставления социальных услуг;
Проанализировать проблемы социального обслуживания на современном этапе и способы их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения возникающие в процессе предоставления социальных услуг в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы права регулирующие предоставление социальных услуг в Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания и частнонаучные метода познания.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Правовая природа социальных услуг
1.1. Понятие социальных услуг
Социальные услуги являются неотъемлемым атрибутом современного социального государства. Значение этого явления приводит как к выделению самостоятельного этапа в развитии социального государства - государства социальных услуг , так и к рассмотрению функции по оказанию социальных услуг в качестве одной из сторон социальной деятельности современного государства.
По мнению В.Е. Чиркина, задачи по предоставлению социальных услуг населению в какой-то мере государство выполняло всегда. Действительно, если рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства потребность общества в институте, способном решать "общие дела", то следует признать, что деятельность государства по строительству дорог, установлению связи между различными частями страны, ликвидации последствий природных и иных катаклизмов - это деятельность, имеющая выраженную социальную направленность. Можно спорить о причинах, по которым оказывались эти услуги, но следует признать, что они отвечали интересам большинства [18, с. 56].
В ряде имеющихся исследований по проблемам юридической природы социальных услуг в качестве критерия, позволяющего отграничить социальные услуги от иных публичных услуг, используется сфера жизни общества, в рамках которой происходит их реализация. Действительно, социальная сфера, включающая в себя образование, здравоохранение, науку, культуру, социальное обеспечение (социальную помощь), обладает значительной спецификой, особенно в условиях построения социального государства, параметры которого заданы ст. 7 Конституции РФ.
Полагаем, что этот критерий является определяющим, поскольку именно специфика социальной сферы как "совокупности отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление"), сферы, где реализуются социальные права граждан, определяет основные характеристики социальных услуг. В то же время использование других критериев (особенности финансирования, варианты нормативной правовой регуляции, субъекты соответствующих отношений, содержание отношений и других) позволяет к числу признаков социальных услуг отнести следующие:
1) услуги оказываются гражданам в рамках государственной социальной политики и реализации социальных целевых программ;
2) адресная субъектная направленность (социальные услуги получают те слои населения, которые нуждаются в оказании помощи);
3) перечень таких услуг закрыт и нормативно регламентирован;
4) финансирование затрат, связанных с оказанием социальных услуг, осуществляется в основном за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов;
5) субъекты, оказывающие услуги, - в основном государственные и муниципальные учреждения социальной службы [14, с. 17].
К признакам социальных услуг следует относить и то, что условия договора по предоставлению социальных услуг, а также обязанность сторон вступить в договор предусмотрены нормативными правовыми актами и полностью исключают свободу договора.
Признаком социальных услуг является и тот факт, что они регулируются нормами специальных законов, не имеющих "прописки" в гражданском законодательстве, а образующих особый блок законодательства - социальное законодательство, в рамках которого можно объединить законодательство об образовании, здравоохранении, культуре, частично жилищное и семейное законодательство, трудовое законодательство и законодательство о социальном обеспечении.
Следующий признак - преобладание императивного метода регулирования, характерного для публичного права, над диспозитивным, характерным для частного права. Использование императивного метода привело, в частности, к тому, что ряд социальных услуг непосредственно вытекают из системы обязательного социального страхования и обязательного медицинского страхования.
Полагаем, что к числу признаков следует отнести и принятие государством (или иными публичными структурами, например, местным самоуправлением) на себя ответственности (полной или частичной) за социальные услуги. Учитывая, что большинство социальных услуг не имеют материального результата, что создает значительные сложности в определении их качества, важное значение имеет деятельность государства по созданию системы стандартов и регламентации самой процедуры оказания услуг.
Исходя из выделенных особенностей, можно предложить следующее определение: Социальные услуги - все виды услуг в сфере реализации социальных прав, оплата которых полностью или частично производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или средств государственных внебюджетных фондов.
1.2. Соотношение социальных услуг с государственными функциями и функциями местного самоуправления в социальной сфере
Для определения правовой сущности социальных услуг принципиальным является ответ на вопрос о том, что они собой представляют - государственные функции, полномочия государственных органов или нечто новое, неизвестное современному законодательству. Надо заметить, что эта проблема может и должна быть поставлена несколько шире. В отечественной правовой доктрине большинством ученых признано, что социальные услуги представляют собой разновидность публичных услуг. Следовательно, сформулированный ранее вопрос может ориентировать на поиск ответа о соотношении публичных услуг (и их разновидности - государственных услуг) и функций государства (государственных органов).
Анализ текстов отечественных нормативных правовых актов приводит к выводу о существовании тенденции в нормотворческой деятельности государства к отождествлению этих понятий. Так, в положениях о федеральных органах исполнительной власти (по крайней мере, до административной реформы) многие их функции, по сути, являлись отдельными полномочиями [13, с. 36].
Одна из причин такой ситуации кроется в качестве регулирования компетенции органов власти. В законах и положениях, закрепляющих статус и компетенцию государственных и муниципальных органов, содержатся отдельные нормы об услугах, однако они не закрепляют четко элементы механизма оказания услуг.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержится много норм об организации обслуживания граждан (библиотечного, транспортного и др.). Но лишь одна посвящена стандартам оплаты жилья и коммунальных услуг.
В Федеральном законе ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» речь идет о создании условий либо для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, либо о транспортных услугах.
Впервые в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 выделена разновидность органов, занятых преимущественно оказанием государственных услуг. В сфере их ведения находится сеть организаций, предприятий и учреждений, которые непосредственно предоставляют услуги гражданам. Такая специализация имеет свои преимущества, поскольку позволяет четко структурировать сферу услуг как публичную сферу (деятельность государства и его органов и организаций). Но ее нормативное регулирование, включая и принятие технико-юридических документов, оставлено за министерствами. В положениях о федеральных министерствах и агентствах есть упоминание об оказании услуг, но соответствующие полномочия определены нечетко.
Термин "услуга" закреплен в Конституции РФ 1993 г., где он упоминается в ст. 8 и 74. В ст. 128 Гражданского кодекса РФ закреплена категория услуги в качестве объекта гражданских прав. Многие авторы отмечают, что понятие "государственная услуга" появилось в России в процессе проведения административной реформы. В правовом государстве, гражданском обществе исполнительная власть всех уровней и видов обязана оказывать так называемые государственные услуги, в том числе и муниципальные.
Л.К. Терещенко отмечает, что было бы неверно смешивать понятия государственная, публичная и социальная услуги, так как они имеют различное содержание и с разных сторон характеризуют услуги. Л.К. Терещенко выделяет отличительным признаком государственной услуги субъекта, оказывающего услугу, в частности, это государственные органы. При этом органы местного самоуправления не могут рассматриваться как субъекты,