Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оказывающие государственные услуги, декларирует она [15, с. 51].
Когда утверждается, что государственные услуги могут оказывать только органы государственной власти, то предполагается, что государственная услуга есть одна из разновидностей государственной функции, а стало быть, является неотделимым свойством органов государственной власти. Однако функция, как понятие, есть свойство класса элементов, характеризующее способность продуцировать некоторые продукты. Функция органа государственной власти есть функция, присвоенная ему в соответствии с нормативным правовым актом, а поэтому может быть присвоена и другим субъектам, что мы и наблюдаем в современной России. В этой связи услуги, оказываемые органами местного самоуправления, если они законодательно установлены, также можно отнести к государственным услугам. Однако их лучше называть законные услуги (обязательные для услугодателей услуги, оказываемые в соответствии с законом).
К социальным услугам Л.К. Терещенко относит такие услуги, которые реализуются в определенной сфере деятельности, в частности в здравоохранении, культуре, образовании, науке. Они тесно связаны с публичными, так как обладают свойствами публичных услуг. Социальные услуги могут оказываться любыми субъектами. Л.К. Терещенко считает, что возможна публичная государственная социальная услуга, а сама государственная услуга непосредственно связана с публичными функциями государства и вытекает из них. Говоря о соотношении государственных и негосударственных публичных услуг, она отмечает, что в определенных случаях возможна полная передача публичных услуг негосударственному сектору. В этой связи стоит отметить положительный опыт Европейского союза по переводу части государственных функций в разряд публичных услуг. На наш взгляд, социальные услуги не должны быть связаны со сферой, в которой они оказываются, т.к. количество этих сфер точно не определено. В порядке обсуждения считаю, что социальные услуги должны оказываться определенным категориям социально незащищенных граждан в любой сфере в соответствии с законодательством.
В исследовании М. Ю. Тихомирова была отмечена очень важная дискуссионная тема "стандартов публичных услуг в рамках административной реформы", в частности, в виде трех следующих вопросов. Во-первых, разработки таких стандартов, во-вторых, о понятии "публичная услуга" и, в-третьих, о характеристиках доступных форм предоставления публичных услуг [16, с. 85]. Очень важным вопросом является платность публичных услуг. М. Ю. Тихомиров предлагает определять сохранение предоставления публичных услуг в компетенции органов власти или передачу прав на их предоставление отобранной по конкурсу частной организации, в зависимости от сравнительной эффективности одностороннего механизма управления сделками, характерного для случая вертикальной интеграции и двустороннего (трехстороннего) механизма, характерного для нестандартной контрактации в условиях формальной самостоятельности сторон. Кроме того, М. Ю. Тихомиров отмечает, что в таких сферах, как образование, медицина, наука, сохраняются основания для государственного производства социально значимых благ.
В отечественной правовой доктрине однозначного ответа на поставленный выше вопрос до настоящего времени нет. Позиция большинства современных ученых, заключается в том, что под «функциями государства» следует понимать «государственную услугу», а под «социальной услугой» — социальную помощь. Полагаем, что сторонники указанной точки зрения непоследовательны, а реализация данной концепции в праве усложняет правоприменительную деятельность в сфере оказания социальных услуг.
Отождествление рассматриваемых понятий происходит как по причине сложности в понимании терминов «государственная услуга», «публичная услуга», «социальная услуга», так и из-за того, что при регламентации деятельности различных органов исполнительной власти «размывается» подлинное значение термина «функция».
Понятие «функция» является объектом изучения разных ученых: философов, социологов, юристов и других. Слово «функция» имеет латинское происхождение и обозначает «исполнение», «отправление». Употребляется данное понятие во многих значениях в различных отраслях знаний, но каждая наука вкладывает в него свой определенный смысл, превращая его в специфический отраслевой термин [13, с. 90].
В словаре русского языка указано пять значений этого слова, из которых для нас представляются важными два: 1) обязанность, круг деятельности; 2) значение, роль, назначение. В философии, теории государства и права, отраслевых правовых науках сам термин «функция» имеет двоякую смысловую нагрузку: «социальная роль», «предназначение», «назначение» к тому или иному виду деятельности, направленность на таковую деятельность, с одной стороны, и сама деятельность либо имеющие специфические особенности направления одного и того же вида деятельности — с другой. При научной разработке понятий функций эта терминология не всегда учитывалась в комплексе.
В этой связи к государственным услугам можно отнести бесплатные услуги по закону, оказываемые уполномоченными по закону услугодателями, добровольно обратившимся заинтересованным лицам, в соответствии с регламентами и стандартами государственных услуг за счет использования ресурсов государства.
К социальным услугам можно отнести бесплатные для граждан услуги, направленные на все общество, выполняемые выбранными по конкурсу услугодателями, за счет использования общественных фондов и в соответствии с регламентами общественных услуг.
Глава 2. Виды социальных услуг и порядок их предоставления
2.1 Виды социальных услуг
Виды социальных услуг, в которых нуждается получатель социальных услуг, определяются с учетом его индивидуальных потребностей, которые, в свою очередь, обусловливаются его социальным статусом, местом проживания, возможностями и способностями самообслуживания, семейными, материальными и многими иными обстоятельствами.
Законодатель называет виды услуг в зависимости от их назначения поочередно с учетом их значимости и востребованности на практике. Утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг находится в компетенции федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания [10, с. 41].
Также обратим внимание, что с 1 января 2015 г. применяется ГОСТ Р 52143-2013 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг". Данный стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению государственными, муниципальными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Отметим, что социальные услуги могут быть классифицированы также в зависимости от категории их получателей:
1) граждане пожилого возраста;
2) инвалиды;
3) дети;
4) женщины;
5) семья и др [11].
Рассмотрим подробнее каждый из видов социальных услуг.
Первым видом обозначены социально-бытовые услуги - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту. Социально-бытовые услуги различаются в зависимости от формы социального обслуживания.
В стационарной или полустационарной форме социального обслуживания могут предоставляться следующие виды социально-бытовых услуг:
- предоставление площади жилых помещений согласно утвержденным нормативам;
- обеспечение питанием согласно утвержденным нормативам;
- обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) согласно утвержденным нормативам;
- уборка жилых помещений;
- организация досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми, за счет средств получателей социальных услуг;
- предоставление помещений для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов;
- помощь в приеме пищи (кормление);
- оказание помощи в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий за счет средств получателя социальных услуг;
- предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
- оказание помощи в написании писем;
- оказание помощи в организации ритуальных услуг [9, с. 19].
В форме социального обслуживания на дому могут предоставляться следующие виды социально-бытовых услуг:
- уборка жилых помещений;
- покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, готовых блюд, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов;
- покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка лекарственных средств и изделий медицинского назначения по заключению врачей;
- помощь в приготовлении пищи;
- помощь в приеме пищи (кормление);
- оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;
- сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;
- покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения), топка печей, обеспечение водой;
- организация помощи в проведении ремонта жилых помещений за счет средств получателя социальных услуг;
- организация предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
- обеспечение кратковременного присмотра за детьми;
- оказание помощи в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий за счет средств получателя социальных услуг;
- предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
- оказание помощи в написании писем;
- отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;
- оказание помощи в организации ритуальных услуг;
- оказание транспортных услуг за счет средств получателя социальных услуг [8, с. 75].
Ко второму виду социальных услуг относятся социально-медицинские услуги - услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания
содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.
В стационарной форме или полустационарной форме социального обслуживания предоставляются следующие социально-медицинские услуги:
1) выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и др.);
2) организация и проведение оздоровительных мероприятий;
3) наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;
4) консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья);
5) проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
6) проведение занятий по адаптивной физической культуре;
7) проведение реабилитационных мероприятий, в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ребенка-инвалида);
8) оказание помощи в проведении медико-социальной экспертизы;
9) оказание помощи в госпитализации нуждающихся в медицинские организации, в том числе в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях);
10) оказание помощи в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи для граждан пожилого возраста и инвалидов;
11) организация обеспечения техническими средствами ухода и реабилитации.
В форме социального обслуживания на дому могут быть предоставлены следующие социально-медицинские услуги:
1) выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и др.);
2) наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья);
Когда утверждается, что государственные услуги могут оказывать только органы государственной власти, то предполагается, что государственная услуга есть одна из разновидностей государственной функции, а стало быть, является неотделимым свойством органов государственной власти. Однако функция, как понятие, есть свойство класса элементов, характеризующее способность продуцировать некоторые продукты. Функция органа государственной власти есть функция, присвоенная ему в соответствии с нормативным правовым актом, а поэтому может быть присвоена и другим субъектам, что мы и наблюдаем в современной России. В этой связи услуги, оказываемые органами местного самоуправления, если они законодательно установлены, также можно отнести к государственным услугам. Однако их лучше называть законные услуги (обязательные для услугодателей услуги, оказываемые в соответствии с законом).
К социальным услугам Л.К. Терещенко относит такие услуги, которые реализуются в определенной сфере деятельности, в частности в здравоохранении, культуре, образовании, науке. Они тесно связаны с публичными, так как обладают свойствами публичных услуг. Социальные услуги могут оказываться любыми субъектами. Л.К. Терещенко считает, что возможна публичная государственная социальная услуга, а сама государственная услуга непосредственно связана с публичными функциями государства и вытекает из них. Говоря о соотношении государственных и негосударственных публичных услуг, она отмечает, что в определенных случаях возможна полная передача публичных услуг негосударственному сектору. В этой связи стоит отметить положительный опыт Европейского союза по переводу части государственных функций в разряд публичных услуг. На наш взгляд, социальные услуги не должны быть связаны со сферой, в которой они оказываются, т.к. количество этих сфер точно не определено. В порядке обсуждения считаю, что социальные услуги должны оказываться определенным категориям социально незащищенных граждан в любой сфере в соответствии с законодательством.
В исследовании М. Ю. Тихомирова была отмечена очень важная дискуссионная тема "стандартов публичных услуг в рамках административной реформы", в частности, в виде трех следующих вопросов. Во-первых, разработки таких стандартов, во-вторых, о понятии "публичная услуга" и, в-третьих, о характеристиках доступных форм предоставления публичных услуг [16, с. 85]. Очень важным вопросом является платность публичных услуг. М. Ю. Тихомиров предлагает определять сохранение предоставления публичных услуг в компетенции органов власти или передачу прав на их предоставление отобранной по конкурсу частной организации, в зависимости от сравнительной эффективности одностороннего механизма управления сделками, характерного для случая вертикальной интеграции и двустороннего (трехстороннего) механизма, характерного для нестандартной контрактации в условиях формальной самостоятельности сторон. Кроме того, М. Ю. Тихомиров отмечает, что в таких сферах, как образование, медицина, наука, сохраняются основания для государственного производства социально значимых благ.
В отечественной правовой доктрине однозначного ответа на поставленный выше вопрос до настоящего времени нет. Позиция большинства современных ученых, заключается в том, что под «функциями государства» следует понимать «государственную услугу», а под «социальной услугой» — социальную помощь. Полагаем, что сторонники указанной точки зрения непоследовательны, а реализация данной концепции в праве усложняет правоприменительную деятельность в сфере оказания социальных услуг.
Отождествление рассматриваемых понятий происходит как по причине сложности в понимании терминов «государственная услуга», «публичная услуга», «социальная услуга», так и из-за того, что при регламентации деятельности различных органов исполнительной власти «размывается» подлинное значение термина «функция».
Понятие «функция» является объектом изучения разных ученых: философов, социологов, юристов и других. Слово «функция» имеет латинское происхождение и обозначает «исполнение», «отправление». Употребляется данное понятие во многих значениях в различных отраслях знаний, но каждая наука вкладывает в него свой определенный смысл, превращая его в специфический отраслевой термин [13, с. 90].
В словаре русского языка указано пять значений этого слова, из которых для нас представляются важными два: 1) обязанность, круг деятельности; 2) значение, роль, назначение. В философии, теории государства и права, отраслевых правовых науках сам термин «функция» имеет двоякую смысловую нагрузку: «социальная роль», «предназначение», «назначение» к тому или иному виду деятельности, направленность на таковую деятельность, с одной стороны, и сама деятельность либо имеющие специфические особенности направления одного и того же вида деятельности — с другой. При научной разработке понятий функций эта терминология не всегда учитывалась в комплексе.
В этой связи к государственным услугам можно отнести бесплатные услуги по закону, оказываемые уполномоченными по закону услугодателями, добровольно обратившимся заинтересованным лицам, в соответствии с регламентами и стандартами государственных услуг за счет использования ресурсов государства.
К социальным услугам можно отнести бесплатные для граждан услуги, направленные на все общество, выполняемые выбранными по конкурсу услугодателями, за счет использования общественных фондов и в соответствии с регламентами общественных услуг.
Глава 2. Виды социальных услуг и порядок их предоставления
2.1 Виды социальных услуг
Виды социальных услуг, в которых нуждается получатель социальных услуг, определяются с учетом его индивидуальных потребностей, которые, в свою очередь, обусловливаются его социальным статусом, местом проживания, возможностями и способностями самообслуживания, семейными, материальными и многими иными обстоятельствами.
Законодатель называет виды услуг в зависимости от их назначения поочередно с учетом их значимости и востребованности на практике. Утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг находится в компетенции федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания [10, с. 41].
Также обратим внимание, что с 1 января 2015 г. применяется ГОСТ Р 52143-2013 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг". Данный стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению государственными, муниципальными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Отметим, что социальные услуги могут быть классифицированы также в зависимости от категории их получателей:
1) граждане пожилого возраста;
2) инвалиды;
3) дети;
4) женщины;
5) семья и др [11].
Рассмотрим подробнее каждый из видов социальных услуг.
Первым видом обозначены социально-бытовые услуги - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту. Социально-бытовые услуги различаются в зависимости от формы социального обслуживания.
В стационарной или полустационарной форме социального обслуживания могут предоставляться следующие виды социально-бытовых услуг:
- предоставление площади жилых помещений согласно утвержденным нормативам;
- обеспечение питанием согласно утвержденным нормативам;
- обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) согласно утвержденным нормативам;
- уборка жилых помещений;
- организация досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми, за счет средств получателей социальных услуг;
- предоставление помещений для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов;
- помощь в приеме пищи (кормление);
- оказание помощи в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий за счет средств получателя социальных услуг;
- предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
- оказание помощи в написании писем;
- оказание помощи в организации ритуальных услуг [9, с. 19].
В форме социального обслуживания на дому могут предоставляться следующие виды социально-бытовых услуг:
- уборка жилых помещений;
- покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, готовых блюд, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов;
- покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка лекарственных средств и изделий медицинского назначения по заключению врачей;
- помощь в приготовлении пищи;
- помощь в приеме пищи (кормление);
- оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;
- сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;
- покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения), топка печей, обеспечение водой;
- организация помощи в проведении ремонта жилых помещений за счет средств получателя социальных услуг;
- организация предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
- обеспечение кратковременного присмотра за детьми;
- оказание помощи в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий за счет средств получателя социальных услуг;
- предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
- оказание помощи в написании писем;
- отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;
- оказание помощи в организации ритуальных услуг;
- оказание транспортных услуг за счет средств получателя социальных услуг [8, с. 75].
Ко второму виду социальных услуг относятся социально-медицинские услуги - услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания
содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.
В стационарной форме или полустационарной форме социального обслуживания предоставляются следующие социально-медицинские услуги:
1) выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и др.);
2) организация и проведение оздоровительных мероприятий;
3) наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;
4) консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья);
5) проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
6) проведение занятий по адаптивной физической культуре;
7) проведение реабилитационных мероприятий, в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ребенка-инвалида);
8) оказание помощи в проведении медико-социальной экспертизы;
9) оказание помощи в госпитализации нуждающихся в медицинские организации, в том числе в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях);
10) оказание помощи в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи для граждан пожилого возраста и инвалидов;
11) организация обеспечения техническими средствами ухода и реабилитации.
В форме социального обслуживания на дому могут быть предоставлены следующие социально-медицинские услуги:
1) выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и др.);
2) наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья);