Файл: Контрольная работа по дисциплине Экономика Вариант 5 Понятие и показатели эффективности в экономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Новый закон от 6 июня 1904 г. установил порядок, при котором «субъектом права плавания под русским национальным флагом может быть только русский подданный или коллективное предприятие (акционерная компания, товарищество полное или на вере, общие хозяева), все участники которого состоят в русском подданстве». Ограничение свободного доступа иностранного капитала в русские пароходные общества привело к тому, что с 1904 г. в России не появилось ни одного солидного пароходства. В то же время продолжали существовать пароходные компании русские только по названию.

Другой важной поощрительной мерой стала выдача правительством денежных субсидий мореходным предприятиям. Субсидии выдавались для содержания судовладельцами под национальным флагом обязательных срочных рейсов, признаваемых важными с точки зрения государственных интересов. Пособия выдавались судоходным предприятиям, имевшим право плавать под русским флагом, за общее количество миль, пройденных в срочных рейсах по данной линии за год. Наибольшее развитие срочные сообщения получили на Черном море, где 8 русских морских судоходных предприятий обслуживали 20 срочных линий.

Одним из серьезнейших препятствий на пути развития отечественного торгового мореплавания являлось отсутствие квалифицированных кадров моряков торгового флота.

В 1867 г. вместо всех существовавших в России мореходных учебных заведений были открыты «мореходные классы».

В конце XIX в. на всех морских бассейнах страны имелась 41 мореходная школа нового образца. За 22 года существования мореходных классов в них прошли обучение 25308 человек, из которых окончили курс со званием шкипера, штурмана дальнего плавания, штурмана каботажного плавания 5670 человек.

В 1902 г. в целях совершенствования мореходного образования, в России вместо мореходных классов, были созданы мореходные училища дальнего и малого плавания, мореходные школы и курсы мореходных знаний. В 1905 г. учреждаются специальные учебные заведения для подготовки судовых механиков торгового флота.

На 1 января 1915 г. общее число лиц, имевших право на вождение судов, составляло 7007 человек. Из них 1876 человек были так называемые практики, которые имели на руках вместо дипломов свидетельства на право вождения мореходных парусных или паровых судов. Среди механиков торгового флота доля практиков была еще выше. Из 3272 специалистов 2684 не имели дипломов.


Помимо паровых судов, торговый флот включал 2597 парусных судов общей вместимостью 277 тыс. рег. т. По общей вместимости флот вышел на 10 место в мире. Однако его грузоподъемность составляла всего 2% мирового тоннажа. По объему внешней торговли Россия занимала пятое место в мире. Две трети внешнеторгового оборота империи осуществлялось морем, но преимущественно на иностранных судах. На долю русского флага приходилось в среднем 7,4 % внешнеторгового грузооборота наших морских портов. За эти транспортные услуги российский торговый флот получал ежегодно 10 млн. руб., в то время как иностранным пароходным компаниям в виде фрахта выплачивалось свыше 120 млн. руб.

Предпринятые правительством в конце XIX начале ХХ вв. реформы и поощрительные меры привели к заметному росту российского торгового флота и доли его участия в морской торговле страны. На 1 января 1914 г. торговый флот России состоял из 1044 пароходов, чистой вместимостью 513 тыс. рег. т, 59 моторных судов в 13 тыс. рег. т и 2597 парусных судов в 257 тыс. рег. т. По общей вместимости флот вышел на 10 место в мире.

Заключение.

Благодаря природно-географическим особенностям всей территории России, водный транспорт с древнейших времен являлся наиболее доступным и экономически эффективным, причем такая ситуация сохранилась и во второй половине XIX, и в начале XX века.

В регионах с наиболее разветвленной и пригодной для судоходства речной сетью развитие водного транспорта создавало обширные социально-экономические связи и обеспечивало единство общероссийского рынка и рынков региональных. С этой точки зрения наиболее показательным являлся Поволжский регион, в рамках которого Нижнее Поволжье выделялось своими природными, экономическими и социально-культурными особенностями, влиявшими на формирование капиталистических отношений.

На рубеже указанного периода морской транспорт совершенствовался вместе с ростом промышленного производства, расширением международной торговли. Развитие техники морского транспорта опиралась на достижения всех отраслей промышленности, особенно энергетической и машиностроительной. Паровая машина позволила создать первые самоходные суда с механическим двигателем — пароходы, двигатель внутреннего сгорания — теплоходы (В 1908 году в России был построен первый морской теплоход -танкер «Дело»)

Таким образом, необходмо учитывать достижения и открытия, которые предшествовали современному состоянию водного транспорта. Можно преодолевать различные проблемы в отрасли, при использовании опыта, накопленного ранее, особенно во второй половине XIX - начале XX вв., когда сходные проблемы периодически возникали и успешно разрешались. В связи с этим и для ученых, и для практиков целесообразным является, например, изучение проектов расширения астраханских гаваней и повышения их рентабельности, разработанных на рубеже XIX-XX вв.



Список литературы.
1. Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX в. - М.: Наука, 1986

2. Геманов В.С. История Российского флота. – Калининград, Янтарный сказ, 2001

3. Черников И. И.Энциклопедия речного флота. - М.: Наука, 2005

4. http://prussia.online/Data/Book/is/istoriya-rossiyskogo-flota-2009/

5. https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-vodnogo-transporta-v-rossii