Файл: Актуальные проблемы поликультурного образования и пути их решения в моей профессиональной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Актуальные проблемы поликультурного образования и пути их решения в моей профессиональной деятельности.

Что такое поликультурное воспитание? В мировой педагогической науке при рассмотрении проблем воспитания в многонациональном социуме, почти всегда используется термин мультикультурное воспитание, а в Российской педагогике используют термин поликультурное воспитание. Оба термина синонимичны и отражают сущность изучаемых вопросов. Читая учебное пособие Джуринского А.Н понимаешь, что есть множество определений поликультурного - мультикультурного образования. Вот некоторые из них:

Мультикультурное воспитание - это прежде всего представление равных образовательных возможностей учащимся различных социальных, расовых и этических групп (Дж. Бенкс).

Поликультурное воспитание - это интеллектуальная, эмоциональная и духовная индификация индивида, развития личностной культуры по мере вхождения в другую культуру (Ю.А. Карягинцев).

Мультикультурное воспитание - это широкая вариативность методов включения учащихся в культурное многообразие ( А. Флеранс, Ж.Эллио).

Определений множество и всё они несут схожие по решению задачи и цели, воспитания и образования учащихся. Всё эти определения поликультурного воспитания можно найти и в Декларации прав свобод человека и гражданина. Там написано, что каждый гражданин России вправе свободно определять свою национальную принадлежность, причисляя себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка. Поэтому Реализуя это право любого гражданина, необходимо с ранних лет формировать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур окружающего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, бороться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций, руководствоваться принципами гуманизма и равенства наций и народов.

Но не смотря на множество законов и понятий, толерантности, терпения к ближнему,
принятие другой культуры, привитие любви к своей родной культуре и родине, на данный момент поликультурное воспитание - образование является не решенной проблемой в поликультурном обществе. Налицо явное противоречие между все более осознаваемым социальным заказом на гармонизацию воспитательными средствами межнациональных отношений и устаревшим содержанием, средствами соответствующих воспитательных воздействий в сфере государственно-общественного воспитания, начиная с дошкольного. И если учесть тот факт, что свое влияние на формирующуюся личность оказывают уже в самом раннем детстве семья, религиозные и национально-культурные сообщества, то, очевидно, что и система соответствующего государственно-общественного воспитания должна начинаться с дошкольного возраста.

Работая в сфере дошкольного образования понимаешь, что условия для работы с детьми и их родителями в группе с разными национальностями не созданы. При общении и решение какого-либо вопроса в воспитание-обучении, не редко создаются не очень приятные ситуации, которые иногда перерастают в конфликт. Особенно в молодых семьях вопросы о воспитания поликультурности, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.  Наша страна многонациональна и эту проблему нельзя оставлять без внимания, если мы хотим жить в психологически здоровом обществе. Так как значительная роль в решении этой проблемы принадлежит образовательным учреждениям, как важнейшим институтам социализации личности. Я думаю, что надо разработать годовой перспективный план работы в ДОУ на каждую группу, от младшей до подготовительной, по поликультурному воспитанию для детей дошкольного возраста. Так же разработать годовой план работы с родителями и подготовить мероприятиями и консультации, папки передвижки, памятки, открытые занятия по поликультурному воспитанию. Сейчас очень актуально создание проектов в педагогической деятельности, можно разработать и осуществить ряд проектов по поликультурному образованию и воспитанию.

В эти разработки необходимо включить такие задачи как:

  • глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

  • формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям;

  • формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

  • воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;

  • формирование у учащихся чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа;

  • формирование осознанных, позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе;

  • воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа.


Но работать надо не только в направлении обучения детей дошкольного возраста и их родителей. Так же нужно развивать профессиональный педагогический уровень педагогов дошкольного образования, который является методологической базой формирования воспитателя, его поликультурного мировоззрения, системы личностных приоритетов и ценностей, готового к профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве. Направленность процесса организации учебной деятельности в процессе подготовки и повышения квалификации, которая способствует, развитию интереса к деятельности по формированию у детей культуры межнационального общения, потребности в межнациональном общении, признанию ребенка как субъекта межнационального общения, развитию гуманистических установок, позиций, ценностных ориентации и является средством повышения культуры межнационального общения педагога. Для этого надо разработать семинары, консультации, мастер- классы по поликультурному воспитанию и образованию.

Формирование поликультурного воспитания у детей дошкольного возраста, является не очень простой задачей для педагога. Образование дошкольника, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам. Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Ещё к сожалению, сегодня издается недостаточно литературы, которую можно было бы использовать в качестве подспорья в деятельности педагога дошкольного возраста.

Таким образом, я думаю реализация данных мероприятий может повысить уровень поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.