Файл: Курсовая работа рефератКР(КП)вкр защищен(а) Специальность 050141.doc
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»
Ковтунова Дарья Александровна
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Реферат/КР(КП)/ВКР защищен(а) | Специальность 050141 |
с оценкой____________________ | Физическая культура |
« » _______________ 201__ года | Курс 3, группа 39 |
| Руководитель: Зенченко В.Н. |
Челябинск, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................3
Глава I. Значение и роль лыжной подготовки в системе физического воспитания школьников.
1.1 Значение и роль лыжной подготовки в системе физического воспитания школьников........................................................................................................5
1.2Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет. …........................................................................................................................7
Выводы по 1 главе............................................................................................11
Глава 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
2.1 Развитие физических качеств учащихся на уроках лыжной подготовки. …………………………………………………………………………...........12
2.2 Особенности организации лыжной подготовки в учебных заведениях …......................................................................................................................23
2.3.Программа по физической культуре раздел «Лыжная подготовка» в 8-9 классах. ………………………………………………………………….....25
Выводы по 2 главе……………………………………………………….... 27
Заключение………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….29
Введение
Актуальность исследования. В современном мире общество, насыщенное информационными, инновационными технологиями в сфере жизнедеятельности человека, значительно снизило его двигательную активность, так как исчезла необходимость заниматься тяжелым физическим трудом, добывать и перерабатывать пищу, преодолевать пешком большие расстояния. Все это привело к снижению уровня физического развития человека, что естественно отразилось на здоровье людей.
Ещё с древних времен и до наших дней все известные педагоги отмечали: движение - важное средство воспитания. По данным Минздрава России 90% детей страдают различными заболеваниями, а около половины из них хроническими. Массовое нездоровье детей, конечно же, результат кризиса в нашем обществе и государстве. Все больше дает о себе знать малоподвижность детей - гиподинамия. При гиподинамии возникают негативные для ребенка последствия: нарушаются функции и структура органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость растущего организма к изменяющим внешним условиям. Увеличивается в 2 раза число детей с заболеваниями органов зрения, слуха и кариеса.
Изменения экологического и социального развития, компьютеризации привели к разрыву между социальными и биологическими факторами, к различным отклонениям в состоянии здоровья. Таким образом стандартом второго поколения поставлены задачи – укрепление здоровье, закаливание организма и улучшение общего самочувствия, повышения уровня физической подготовленности.
«Физическая культура» - могучий рычаг укрепления здоровья детей, повышения физических и духовных сил» - это слова из обращения ведущих ученых - медиков нашей страны. Ученые призывают к тому, чтобы занятие физкультурой прочно вошли в распорядок дня, нужно всегда помнить, что здоровее – великое благо и достояние всего общества, не даром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепление защитных сил организма, повышение работоспособности и выносливости. Ни одно лекарство, не дает такой прекрасной возможности нейтрализовать вредные последствия нервных перегрузок и гиподинамии.
Тема исследования: Воспитание физических качеств на уроках лыжной подготовки у учащихся 8-9 классов.
Цель: определение эффективных средств и методов, содействующих развитию физических качеств школьников на уроках лыжной подготовки.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
-
Изучить литературные источники по данной теме; -
Изучить значение, место и роль лыжной подготовки в системе общего физического воспитания школьников; -
Определить этапы исследования и развития физических качеств у лыжников и школьников; -
Оценить влияние занятий лыжной подготовки на организм подростков.
Объектом исследования
данной курсовой работы является физические качества подростков.
Предмет исследования: влияние лыжной подготовки на физические качества подростков.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение.
Глава I. Значение и роль лыжной подготовки в системе физического воспитания школьников.
1.1. Значение и роль лыжной подготовки в системе физического воспитания школьников.
Лыжная подготовка занимает важное место в системе физического воспитания благодаря тому, что передвижение на лыжах является отличным средством всесторонней физической подготовки и закаливания.
Лыжная подготовка составляет важную часть общей физической подготовки школьников. На учебных занятиях по лыжной подготовке в учебных заведениях, на лыжной прогулке и в походе, на тренировках и в соревнованиях по лыжам у учащихся воспитываются необходимые физические качества – выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация движений, а также морально-волевые качества – смелость, настойчивость, решительность, выдержка и т.д. (5)
Значение лыжной подготовки определяется ее полноценностью в укреплении здоровья занимающихся как средства закаливания организма. Имеются научные исследования показывающие, что во время эпидемий гриппа дети, имеющие уроки лыжной подготовки болели в 2,5-3 раза меньше, чем их сверстники, уроки физкультуры у которых проводились в зимнее время в спортивном зале. Установлено, что увеличение количества уроков лыжной подготовки в недельном цикле благотворно влияет на предотвращение болезней простудного характера, особенно при трех и более занятиях. Имеются данные сравнения занятий лыжной подготовкой с прогулками на свежем воздухе, показывающие, что закаливание организма детей более эффективно при физической нагрузке.(8)
Оздоровительное значение лыжной подготовки:
– работа всех основных групп мышц;
– активное включение в работу кардио-распираторной системы. Систематические тренировки увеличивают ЖЕЛ, МПК, вызывают изменение состава крови, уменьшают ЧСС;
– возможность легко регулировать нагрузку как по интенсивности, так и по объему.
Оздоровительное значение лыжной подготовки в значительной мере определяется местом проведения занятий. Как правило – это парк, лес, посадка, где чистый морозный воздух.
Образовательно-воспитательное значение лыжной подготовки:
– получение новых знаний по способам, подготовке инвентарю, классификации и правилам соревнований;
– овладение новыми умениями и навыками в двигательной деятельности, сохранение равновесия на скользящей опоре, лыжными ходами и т.д.
– воспитание силы, выносливости, быстроты, ловкости
– совершенствование нравственных качеств: настойчивости, упорства, выдержки, самообладания, инициативы, самостоятельности, целеустремленности, решительности, смелости.(9)
Лыжная подготовка оказывает разностороннее воздействие на организм детей. Передвижение на лыжах по пересеченной или равнинной местности вовлекает в работу большие группы основных мышц туловища, верхних и нижних конечностей, что оказывает положительное воздействие на совершенствование функциональных систем организма, в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Разнообразные условия занятий способствуют гармоничному физическому развитию детей, особенно таких двигательных способностей, как общая и силовая выносливость, сила, координационная способность и равновесию на скользящей опоре. Следует отметить, что последняя способность легко поддается воспитанию в младшем школьном возрасте и значительно затруднена в более старшем.(7)
Несомненно, воспитательная роль лыжной подготовки. Во время занятий, прогулок, походов и сдачи контрольных нормативов воспитываются дисциплинированность, смелость, настойчивость, способность к преодолению трудностей. В любом возрасте передвижение на лыжах используется как средство активного отдыха. Прогулки на лыжах по лесной местности с разнообразным рельефом доставляют эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее состояние.(10)
Лыжная подготовка имеет прикладное значение. В условиях северного района и на востоке России лыжи используются в быту, на охоте, в геологических экспедициях, нефтяниками для контроля за нефтяными скважинами в Тюмени, Башкортостане. Используются лыжи и в пограничных войсках в горной местности.
В задачу лыжной подготовки входит обучение основам техники передвижения на лыжах на равнинной и пересеченной местностях, приобретение знаний по гигиене лыжной подготовки, по смазке лыж и уходу за ними, по технике безопасности при занятиях на лыжах, а также выполнение определенных контрольных нормативов.
На занятиях по лыжной подготовке учащиеся должны освоить строевые приемы с лыжами, изучить технику различных ходов, подъемы, спуски, торможения и повороты на лыжах, а также передвижения на лыжах в различных условиях местности.(5)
1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся 13-14 лет.
Закономерности роста, развития и функционирования организма ребенка в разные возрастные периоды является основой знаний, позволяющих понять деятельность отдельных органов и систем, их взаимосвязь и взаимодействие с факторами окружающей среды. Рост и развитие организма происходят в соответствии с объективными закономерностями развития: генетическая обусловленность роста и развития; неодновременность роста и развития; обусловленность средовыми факторами; биологическая надежность в целом. Непрерывность роста и развития организма носит поступательный характер, его темп в значительной мере зависит от возраста. (2 стр.22)
13-14 лет — это возрастной период, который попадает под понятие средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет. Для подросткового периода характерно бурное развитие всего организма. Доказательством этого являются значительное увеличение роста, веса, окружности грудной клетки и мускулатуры, повышенная работа. Этому периоду также свойственны проявление стресса некоторых моторных показателей у девочек, которые, тем не менее, могут компенсироваться систематическими занятиями физическими упражнениями.
Средний школьный возраст характеризуется как сложный и противоречивый для развития и воспитания. Особенностью этого периода является бурное изменение антропометрических данных: показатели сердечных сокращений, жизненной емкости легких, артериального давления, динамической и становой силы, рост конечностей, деформирование внутренних органов. Под влиянием наследственных программ в этот период четко проявляются анатомоморфологические и психофизиологические различия между мальчиками и девочками. Девочки опережают в росте мальчиков, хотя у мальчиков потенциальные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы выше, больше размеры сердца и грудной клетки. Именно в этот период наблюдаются неадекватные реакции организма на внешнее воздействие, вызывающие соответствующие психофизиологические состояния. У подростков может наблюдаться, разбалансировка между кровообразованием и дыханием и падение показателей работоспособности, так как идет снижение анаэробного порога энергообеспечения и максимального потребления кислорода.