Файл: Курсовая работа рефератКР(КП)вкр защищен(а) Специальность 050141.doc
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подростки способны преодолевать охранительное торможение, переоценивать свои возможности, обращать внимание на детали техники. Это может привести к тому, что двигательный навык закрепляется с ошибками. Отмечается повышенная возбудимость и вследствие этого быстрая утомляемость.
Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе отличаются у подростков 13-14 лет небольшой силой и недостаточной уравновешенностью. С возрастом сила нервных процессов и работоспособность нервных клеток повышаются. Однако у детей и подростков они все еще ниже, по сравнению с взрослыми, что необходимо учитывать при дозировке нагрузок. Важное значение имеют оптимальные интервалы отдыха между упражнениями. При их отсутствии может возникнуть переутомление, что отрицательно влияет на развитие организма. У подростков процессы возбуждения обычно преобладают над тормозными процессами. При выполнении движений, особенно в начале обучения, происходит широкая иррадиация (распространение) возбуждения. В результате в работу вовлекаются лишние мышцы, и она производится неэкономно.
За время полового созревания объем сердца увеличивается более чем в 2 раза, в то время как масса тела за этот же период-в 1,5 раза. Быстрый рост размеров сердца приводит к тому, что его объем не соответствует просвету сосудов, не достигающих в подростковом периоде анатомической зрелости. Такое несоответствие служит одной из причин повышения кровяного давления в подростковом возрасте. Поэтому высокое кровяное давление у некоторых школьников 13-14-летнего возраста не обязательно является признаком неблагоприятного состояния сердечно-сосудистой системы. Объем сердца у 10-летнего мальчика составляет 130 см3, а у 13-летнего подростка-443 см3. У подростков 13-14 лет нередко наблюдается юношеская гипертрофия сердца (т. е. увеличение объема сердца). Например, при гипертрофии поперечник сердца у подростков может достигнуть 12,4 см (в норме- 9,5-11,2 см).
У нормально развитых 13-14-летних подростков частота пульса в покое составляет в среднем 70- 78 уд/мин. Во время максимальной работы она достигает 200 уд/мин. Систолическое давление у них равно в среднем 107,5-110 мм рт. ст., а диастолическое- 58-67 мм рт. ст. Систолический объем крови в покое составляет у подростков в среднем 58-60 мл, а минутный объем-3,2-3,8 л. По данным Г. И. Марковской, во время напряженной мышечной работы у 13-16-летних подростков систолический объем крови увеличивается до 112-116 мл, а минутный объем - до 21-22 л.
Во всех возрастных группах ЖЕЛ больше у мальчиков. В 12-13 лет девочки почти догоняют по этому показателю мальчиков. Однако с 14 лет он вновь становится значительно больше у мальчиков, чем у девочек. Частота дыханий с возрастом уменьшается. Увеличение легочной вентиляции при этом обеспечивается углублением дыхания.
В связи с изменениями в центральной нервной системе развивается интеллект подростка. Формируется характер, причем особенно сильно развиваются его общественные черты (чувство коллективизма, дружбы, справедливости и т. п.). Подросток приобщается к общественной жизни, принимает в ней деятельное участие. Очень характерно для его психики в этот период стремление к героике, к мужественным и романтичным поступкам, желание быть во всем самостоятельным и нередко заметное обострение самолюбия. Характерен также и несколько повышенный интерес к себе, что иногда превращается в чрезмерное выпячивание своих качеств и пренебрежение к окружающим. Преподаватель должен уметь использовать эти, часто противоречивые, черты психики подростка для того, чтобы успешно обучать и воспитывать его.
Важная особенность подростков - их способность копировать действия, отдельные движения и поведение в целом взрослых товарищей, снискавших популярность и уважение. Преподавателю надо использовать эту способность к подражанию, обучая подростков технике, тактике, общеразвивающим упражнениям.
Средний школьный возраст (подростковый) не случайно считают «трудным». В этом возрасте происходят значительные изменения в физиологической, эмоционально-личностной и психологической сферах человека. В этом возрасте происходит взросление, развивается самосознание, формируется мировоззрение, возникают новые формы поведения, меняется мышление. Учитель должен помочь подростку приобрести знания, навыки и жизненный опыт, необходимые для выбора здорового образа жизни, привить ему невосприимчивость к негативному и вредному поведению. Особое внимание нужно уделять самовоспитанию, самоподготовке и самооценке. (3)
Вывод по 1 главе
В 1 главе мы рассмотрели значение, роль и место лыжной подготовки в системе физического воспитания школьников; анатомо-физиологические особенности учащихся 13-14 лет.
Глава 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
2.1. Развитие физических качеств у детей на уроках лыжной подготовки.
В физической культуре используют термин «развития физических качеств». Под развитием понимается долговременный и естественный процесс изменения качеств средствами физических упражнений. Значение лыжной подготовки определяется широким развитием физических качеств.
В среднем школьном возрасте у мальчиков целеноправленно и эффективно развиваются следующие способности:
1.Скоростно-силовые (к 11-12 годам);
2.Скорость двигательной реакции (к 11-12 годам);
3.Собственно силовые (к 13-14 годам);
4.Выносливость в динамическом режиме (к 11-13 годам), в статическом режиме (к 13-15 годам);
5.Способность выполнять сложнокоординационные упражнения (к 14-15 годам) и упражнения с большой амплитудой движения (к 13-14 годам);
6. Выносливость в зоне максимальной интенсивности (к 14-15 годам).
У девочек в этом возрасте наибольшее внимание следует уделять развитию следующих способностей:
-
Скоростно-силовые (к 11-12 годам); -
Скорость движений (к 11-12 годам); -
Выносливость в динамическом режиме (к 12-13 годам), в статическом режиме (к 12-13 годам), в зоне большой и максимальной интенсивности (к 13-14 годам).
В этом возрасте у девочек сильно развиваются координационные способности (11-13 лет) и гибкость (11-12 лет и 13-15 лет). Это связанно с бурным развитием половой системы, подвижностью таза и позвоночника. Поэтому девочкам очень полезны упражнения для брюшного пресса. Средний школьный возраст связан с интенсивным ростом и развитием конечностей, поэтому особое внимание следует уделять осанке, упражнениям, направленным на формирование мышц скелета. Полезны упражнения на свежем воздухе, закаливающие процедуры, кроссы, ходьба на лыжах.(3 стр.22-23)
Выносливость характеризует способность человека в течение максимального длительного времени выполнять динамическую работу заданного характера и интенсивности. Понятие выносливости в физиологии связано с понятием утомления и говорит о свойствах организма сохранять в течение определенного времени свою работоспособность, преодолевая наступление утомления. Улучшение или ухудшение выносливости неразрывно связано с изменением состояния нервных центров. При совершенствовании выносливости образуются определенные условные рефлексы, способствующие улучшению кровообращения и дыхания, регуляции функций организма, обмена веществ и теплорегуляции. Различают несколько видов выносливости: общую, скоростную, силовую и специальную.
Общая выносливость хорошо развивается, если усилия во время выполнения упражнений достигают 40-60% максимальной мощности. Скоростная выносливость совершенствуется при нагрузках около 60-80% максимальной мощности (т.е. при нагрузках умеренной и большой мощности).
Наиболее эффективными средствами, укрепляющими сердечную мышцу и развивающими дыхательную функцию, являются длительный бег, или ходьба на лыжах с интенсивностью до 70% от максимальной, или интервальная тренировка по принципу непрерывности (которая также предполагает незначительную интенсивность прохождения определенных отрезков дистанции).
В 11-13 лет в подготовительном периоде развитие общей выносливости осуществляется средствами ОФП (различные игры, плавание, применение круговой тренировки и т.п.). Следует также практиковать прогулки на лыжах без палок, различные игры на лыжах (на равнине и на склонах). Упражнения на выносливость можно заканчивать серией коротких ускорений (по 50-80 м) на равнине или на пологом подъеме.
Основными методами развития общей выносливости являются:
1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;
2) метод повторного интервального упражнения;
3) метод круговой тренировки;
4) игровой метод;
5) соревновательный метод.
Для развития специальной выносливости применяются:
1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);
2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);
3) соревновательный и игровой методы.
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.
Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.
Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин (иногда по 15-30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6-10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.
Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований.
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
Для воспитания выносливости к работе скоростного характера используются следующие методы:
1. Равномерный – на протяжении всего времени движения интенсивность усилий относительно одинаковы.
2. Равномерно ускоренный – то же, но с повышением интенсивности к концу отрезка дистанции.
3. Смешанный – чередование интенсивности (от быстрой к медленной).
4. Переменный – чередование движения на лыжах (или бега) с различной интенсивностью усилий.
5. Повторный – многократное пробегание одинаковых или различных отрезков дистанции с повышенной интенсивностью усилий и интервалами для отдыха.
6. Переменно-повторный – переменный бег с повышенной интенсивностью усилий сериями в чередовании с достаточными интервалами отдыха.
7. Интервальный – пробегание отдельных частей дистанции с равномерной скоростью через определенные, строго планированными интервалами отдыха, при неуклонном их сокращении.
8. Темповой – прохождение отрезков дистанции с заданной скоростью.
Силовая выносливость вырабатывается с помощью отягощений от 35 до 60% максимальной силы, применяемых сериями по 20-30 повторений, с паузами отдыха 0,5-1,5 мин.(5)
Сила – это способность человека преодолевать определенное сопротивление или противодействовать ему за счёт деятельности мышц.
Воспитание силы является основой для развития быстроты и выносливости. В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается мышечная система. Дифференцируются мышечные волокна, обеспечивающие совершенствование энергетических процессов и двигательной функции; с 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Также этот возраст связан с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости (адаптации) к физическим нагрузкам и процессам восстановления. Связочный аппарат у детей и подростков отличается большей эластичностью. Поэтому они обладают большей гибкостью по сравнению со взрослыми.
Задержка в развитии силы обусловлена тем, что она зависит не только от толщины мышцы (ее физиологического поперечника), но и от способности включать одновременно в работу максимальное количество двигательных функциональных единиц. Эта способность развивается несколько позднее. Поэтому даже развитые мышцы подростка не могут выполнять тяжелую силовую работу.