Файл: Сегодня социальное и культурное пространство представляет собой динамичную структуру, поэтому изменения в нем происходят быстро.docx
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Актуальность исследования социокультурного пространства ночного города, его структуры, а также специфики и основных компонентов, определена как фундаментальными теоретическими вопросами академической науки, так и задачами, выдвигаемыми конкретно-научным анализом современных социокультурных процессов и практик.
Сегодня социальное и культурное пространство представляет собой динамичную структуру, поэтому изменения в нем происходят быстро. Для того чтобы сделать современные города конкурентоспособными, необходимо пространство для участия граждан в этих изменениях. Поэтому прикладные исследования имеют особое значение, и их результаты могут быть использованы для решения актуальных проблем, характерных только для городов. Проблема пространственного развития современных городов всегда была на переднем крае городской социологии. Однако решение проблем такого характера требует всестороннего анализа происхождения и перспектив городского развития.1
Основы социологического подхода к изучению городского пространства заложены в трудах М. Вебера и Г. Зиммеля. В своих работах они анализировали становление городского образа жизни. В рамках данного подхода город рассматривался как новая форма общественных отношений.
Изначально у ночи была сложная, неуправляемая внутренняя структура. Ночь - это не просто "противоположность" дня, не просто подкладка, существующая в течение дня. В глубинах темной ночи скрыта не только дневная структура объективного мира - там появляются образы, порожденные "темной" материей, бессознательные бессвязные повествования выстраиваются в психологическую структуру, упорядоченную особой логикой, вся вселенная вложена, как матрешка, открывающаяся из одной точки, а затем открытие с другой точки.
Социальное и культурное развитие города и основание его градостроительного образования происходят не только под влиянием внешней среды, но и под влиянием внутренних законов развития самого города. Метод социальной философии интегрирует наиболее важный процесс современной социальной и культурной трансформации на данном этапе. Эти процессы связаны с такими явлениями, как виртуализация, визуализация, информатизация, глобализация и транснационализм.
С точки зрения социальной философии, одним из наиболее важных последствий этих процессов является то, что сам город и люди, живущие в городе, осознали проблему защиты социальных и культурных особенностей. Быстрые темпы социальных и культурных преобразований и изменения в механизме коммуникации в городском пространстве между отдельными людьми сделали проблему ценностной ориентации граждан особенно актуальной.
Необходимо изучать городское пространство с точки зрения социальной философии, уметь синтезировать разработки всех существующих методов и обобщать опыт, полученный в результате изучения современной социальной культуры.
Освещение здания создает новое здание, новую пространственную геометрию, в том числе виртуальную, когда пространственная форма полностью устанавливается светом. Стоит отметить, что этот вид ночной архитектуры естественно имеет незаконченный объем, на очертания которого намекают. Освещение создает другие фасады, другие плоскости и линии, выявляет места без колонн и арок и скрывает скромную однородность стен. Архитектура и ландшафтное освещение современного ночного мегаполиса гармонируют с его вопиющей эклектикой и новыми пространствами, где классическая и постмодернистская архитектура выглядят одинаково футуристично.
Есть два подхода2 к пониманию социального пространства: субстанциалистский и структуралистский. В первой трактовке оно состоит из субстанций, т.е. индивидов, их групп и организаций, соединенных социальными отношениями. Социальное пространство обладает материальной субстанцией - людьми. Так, П. Сорокин писал: «Социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли... Определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета».
Во второй трактовке социальное пространство - это надындивидуальная реальность, состоящая из структурированных социальных отношений.
«Общество, - по словам К. Маркса, - не состоит из индивидов, а выражает сумму тех идей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». По определению П. Бурдье, социальное пространство - это «ансамбль невидимых связей, тех самых, что формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними, а также по относительной позиции: сверху, снизу или между, посредине».
Социальное пространство - это не сколько-нибудь устойчивое состояние, а огромный комплекс ни на мгновение не останавливающихся процессов, понимаемых как поток событий. Иначе говоря, оно имеет «процессуальный образ». Его материальное содержание - это бесчисленные практики бесчисленных индивидов, как разрозненных, так и объединенных в коллективы. (Штомпка).
Во многих случаях акцент на размежевании индивидов и социальных отношений, в которые они погружены, не имеет особого значения.
Обычно социальные характеристики буквально "проникают" в индивида, и только теоретически он может быть отделен от них, но это не имеет никакого практического значения. В основном это характерно для закрытого традиционного общества, с низкой социальной мобильностью, и почти все состояния приобретаются при рождении. В индустриальных и постиндустриальных обществах, характеризующихся различными типами высокой социальной мобильности, ситуация иная: нет такой жесткой связи между индивидом и его положением. Кроме того, в обществе такого типа человеку свойственно занимать значительное количество статусных должностей (например, работать неполный рабочий день). Здесь анализ статуса и лиц, которые его занимают, как самостоятельных вопросов становится все более и более актуальным.
Конечно, без индивидуумов социальное пространство не существует. Социальные отношения - это результат взаимодействия между индивидами и их группами. Однако отношения и взаимодействия индивидов, несмотря на все их взаимосвязи, не совсем одинаковы, точно так же, как электрические проводники отличаются от электрических токов.
Социальное пространство - это силовое поле, созданное взаимодействующими индивидами и их практиками, но в то же время обладающее своим особым (системным) качеством, которого не хватает самому индивиду (например, стране, законам, обычаям, морали и т.д.).). В индивиде существуют только его элементы в форме усвоенных социальных ролей и ценностей.
Социальное пространство непостоянно. Есть области с относительно высоким социальным взаимодействием, развитыми и интенсивными контактами. Эти области можно назвать социальными зонами. Отношения между ними сильнее, чем внутри них самих. Примером социального поля может быть страна, предприятие, национальность, местный житель и т.д.
В социальном пространстве существует несколько плоскостей, каждая из которых сформирована определенным типом отношений, и каждая имеет свою собственную автономную логику. Но автономия не означает изоляции. Силовые поля, генерируемые различными частями социального пространства с помощью интерактивных ресурсов, оказывают влияние на другие части и структуры. Следовательно, экономическая структура влияет на структуру политической и административной структуры, а эти структуры, в свою очередь, влияют на экономическую структуру.
Единицей социального пространства в материалистической парадигме является индивид, а у структуралистов - статус.
Статус статус - это место с определенным статусом в социальном пространстве. Социальный статус - это набор прав и обязанностей, социальные ожидания, форма и количество материальных и моральных вознаграждений, а также устойчивая форма нормативного поведения. Статус формируется на основе закона, административного поведения, обычаев, морали, религии, общественного мнения и т.д.
Очевидно, что люди находятся в разных частях социального пространства и занимают разные позиции. Одним из атрибутов пространственной метафоры является метафора расстояния, то есть дистанции между статусом и положением друг от друга. Если индивид рассматривается как единица социального пространства, как это обычно делается, то категория социального пространства может ограничить свою роль метафорическими функциями. Индивиды в обществе разнообразны, что крайне затрудняет определение социальной дистанции между ними. Невозможно четко измерить социальную дистанцию между объектами, которые занимают несколько позиций одновременно и удалены друг от друга в разной степени.
Прежде всего, это расстояние между статусом и положением в одномерной плоскости социального пространства (например, политика, администрация, экономика, символика и т.д.).). Здесь измерение расстояния возможно только с помощью категорий власти (в каждой плоскости - свой тип: административный, политический, экономический и т.д.).), основанный на оценке того, кто выше, кто над кем имеет власть, то есть он может навязывать свою волю. Чтобы занять место в этой иерархии, не имеет значения, насколько человек счастлив или сколько он потребляет. Поддерживайте объективную социальную дистанцию с помощью мощных инструментов: чем выше кресло, тем больше полицейских, помощников, секретарей и телохранителей.
Во-вторых, социальная дистанция характеризует личностные отношения. Эта сторона социальной дистанции связана с первой, но отнюдь не жестко. Она определяется системами ценностей, которые разделяют сопоставляемые люди (здесь в качестве единицы выступает уже индивид, занимающий несколько статусных позиций). Каждый индивид регулирует дистанцию с другим (индивидом) на обоюдной основе: начальник решает, допускать или не допускать рабочего на прием, однако рабочий сам решает, идти на прием по личному вопросу или не идти. На желание сократить дистанцию влияет не само место во властной иерархии, а его престижность. Власть и престиж коррелируются, но не столь сильно, как это кажется обладателям высоких должностей.
Таким образом, в зависимости от распределения власти в социальном пространстве можно выделить два противоположных идеальных типа механизма конструирования социальной иерархии: моноцентрическое и полицентрическое социальные пространства.
Культурно-досуговая функция 3города обладает характерными чертами:
- всеобщность и доступность, то есть возможность приобщения, вовлеченности всех горожан в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их запросов и интересов;
- самодеятельность - реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника, она, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности;
- принцип индивидуального подхода - реализуется благодаря развитой инфраструктуре города, поэтому широкий спектр культурно-досуговых и образовательных организаций создает условия для учитывания индивидуальных запросов и интересов горожан при обеспечении их услугами образования и досуга;
- систематичность и целенаправленность - предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг горожан;
- преемственность - предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений, реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности человека
Автор считает, что социально-философский метод изучения социального и культурного пространства современных городов заключается в том, чтобы уделять первостепенное внимание социальным отношениям, связи между обществом и различными сферами городской реальности, а также конкретным моделям общественной жизнедеятельности людей. Этот метод учитывает текущие социальные и культурные условия, связанные с глобализацией, транснационализмом, информатизацией, визуализацией, виртуализацией и другими явлениями. В рамках метода социальной философии социальное и культурное пространство города может быть представлено следующими структурными уровнями: общество, ценностные символы и информационный обмен.