ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел

Война в судьбах людей

ФИО педагога

Амербек Г. Р.

Дата

10.03.2022

Класс: 11 «А»

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Военная лирика

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


11.3.2 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусств, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, проблематики, оценивая степень эмоционального воздействия;

11.3.3 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки.


Цель урока

- сравнить художественное произведение с музыкальным произведением, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, проблематики, оценивая степень эмоционального воздействия;

- сопоставить произведения (или фрагменты) русской и казахской литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки.


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

5 минут


Организационный момент.

Вопрос к учащимся: «Как вы понимаете эти строки?
Ознакомление учащихся с темой и целями урока.

Учащиеся анализируют строки стихотворения, отвечают на вопрос.




Слайд

Середина урока
5 минут

5 минут

5 минут

5 минут

5 минут

10 минут



Речь учителя.
Война и поэзия…Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием. Слово на войне иногда стоило жизни, зато и звучало как никогда весомо.

1941-1945.Черточка между двумя этими датами заключает сравнительно небольшой исторический срок: 4 года жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому мог быть приравнен к 10.С первых дней войны писатели и поэты вместе со своим народом встали на защиту Родины. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.

В ряды солдат вступили уже многие известные поэты: Александр Твардовский, Константин Симонов, Муса Джалиль, М. Светлов и другие.

Поэты – воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихотворения воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед. Солдатская лирика Симонова, народная мудрость Твардовского, фронтовые стихи Гудзенко, Орлова вводят нас в мир солдата, воюющего за Родину.

На фронте они были не только военными корреспондентами. Но и рабочими войны: артиллеристами. пехотинцами, летчиками, танкистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово.

Русская поэзия периода Великой Отечественной войны стала поэзией одной темы – темы войны, темы Родины.  Война обострила у многих чувство Родины, страны.

 

Убедительным доказательством расцвета лирической поэзии военного времени являются ее успехи в песенном жанре. Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.

«Священная война» — это трагическая песня, ставшая неким патриотическим призывом советских граждан для противостояния силам фашистской армии. Её по праву считают гимном Великой Отечественной войны, ведь именно она вдохновляла и поддерживала моральный дух советских солдат от начала и до конца этого поистине страшного для человека времени.

Появление песни «Священная война» условно делится на два отдельных этапа. Первым этапом считается 24 июня 1941 года. В этот день в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст будущей песни, автором которого был Василий Иванович Лебедев-Кумач, являющийся поэтом СССР. Второй же этап осуществил народный артист СССР Александр Васильевич Александров. Он буквально сразу же написал музыку на слова Лебедева-Кумача, а уже 26 июня песня «Священная война» была впервые исполнена Краснознамённым ансамблем песни и пляски СССР, руководителем которого и являлся Александров, на Белорусском вокзале в городе Москве.ё+

Хоть песня и стала, пожалуй, самой знаковой для Великой Отечественной войны, но на первых этапах военного времени она широко не исполнялась. Руководство страны считало, что «Священная война» побуждает людей готовиться к тяжёлому бою, способному унести за собой жизни огромного количества невинных людей, а не к быстрой победе над фашистским врагом.

Отношение к песне полностью изменилось 15 октября 1941 года, когда немецкие войска вермахта захватили Калугу, Ржев и Калинин. После этого уже все понимали, что война не пройдёт бесследно для СССР. С этого момента «Священная война» абсолютно каждое утро звучала по радио сразу же после кремлёвских курантов.

Песня являлась сопроводительным призывом для всех, кто был на стороне советской армии. Она поддерживала дух солдат не только во время длительных переходов, а также перед тяжёлыми боями, где они бились не на жизнь, а насмерть.
Учащимся предлагается послушать песню «Священная война»

Вопросы учащимся:

- Какие чувства охватили вас, когда вы слушали эту песню?

- Почему война названа священной?

- Как вы думаете, какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?

- В чём, по-вашему, патриотический пафос произведения?

Поэзия Великой Отечественной войны – это поэзия активности. И если бы активность могла убивать врага, то накал ненависти, представленный в поэзии военных лет, его уничтожил. Но поэзия - сфера духовной жизни, она должна была «выйти» на читателя, овладеть его умом и сердцем и вдохновить на борьбу.

В поэзии периода 1940-х годов возникает новое художественное качество - действенность, которая должна была еще быть и доступной, понятной. Многие художники слова, чья поэтическая форма обычно отличалась сложностью, пишут в этот период просто и доступно.

Этот период характеризуется периодом коротких жанров, так как некогда было писать повести, романы, поэтому стихотворения занимают первое место, лирика выступает на первый план. “Стих получил особое преимущество, - свидетельствовал Н. Тихонов, - писался быстро, не занимал в газете много места, сразу поступал на вооружение”.

Но тем не менее некоторые поэты писали произведения более объемные, стараясь передать в них все чувства, эмоции и веру в советский народ и его победу. Все мы знаем из истории о блокаде Ленинграда. Когда началась война, Сталин понимал, что Ленинград станет одной из ключевых фигур на арене разворачивающихся военных событий. Он приказал срочно эвакуировать население, перевезти оборудование производств и военные грузы, но его приказ выполнить не успели. Никто не ожидал блокады Ленинграда. О блокаде Ленинграда было написано немало лирических произведений. Но одним из самых знаменитых стало ленинградцам поэтическое послание Жамбыла Жабаева «Ленинградцы, дети мои!» (фрагмент)

Ленинградцы, дети мои! (Жамбыл Жабаев)
Ленинградцы, гордость моя!
Слышат пастбища Сыр-Дарьи
Вой взбесившегося зверья.
Если б ныне к земле приник,
Только ухом приник Джамбул,
Обрела бы земля язык,
И дошел бы сквозь недра гул,
Гул отечественной войны
На просторах родной страны.

Всех к отпору Жданов призвал:
От под’емных кранов призвал,
От огромных станков призвал,
От учетных столов призвал.
В бой полки Ворошилов ведет,
Вдоль холмов и долов ведет,
Невских он новоселов ведет,
Невских он старожилов ведет.

Беспечален будь, Ленинград!
Скажет Сталин — в путь! Ленинград!
Все пойдут на выручку к вам,
Полководческим вняв словам…
Предстоят большие бои,
Но не будет врагам житья!
Спать не в силах сегодня я…
Пусть подмогой будут, друзья,
Песни вам на рассвете мои.
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!


Учащимся предлагается сравнить стихотворение Ж. Жабаева «Ленинградцы, дети мои!» с песней «Священная война», составив диаграмму Венна.



«Ленинград» (Александр Гитович)

Весна идет, и ночь идет к рассвету.
Мы всё теперь узнали на века:
И цену хлеба — если хлеба нету,
И цену жизни — если смерть близка.


И деревень обугленные трубы,
И мирный луг, где выжжена трава,
И схватки рукопашные, и трупы
В снегах противотанкового рва.


Но так владело мужество сердцами,
Что стало ясно: Он не будет взят.
Пусть дни бегут, и санки с мертвецами
В недобрый час по Невскому скользят.


Людское горе — кто его измерит
Под бомбами, среди полночной тьмы?
И многие, наверно, не поверят,
Что было так, как рассказали мы.


Но Ленинград стоит, к победе кличет,
И все слова бессильны и пусты,
Чтобы потомкам передать величье
Его непобедимой красоты.


И люди шли, чтоб за него сражаться…
Тот, кто не трус, кто честен был и смел,—
Уже бессмертен. Слава Ленинградцам!
Честь — их девиз. Бессмертье — их удел.

Учащимся предлагается устно сопоставить общие и отличительные признаки стихотворений «Ленинградцы, дети мои!» и «Ленинград» с точки зрения нравственных и эстетических ценностей.


Учащиеся слушают лекцию учителя

Учащиеся слушают песню «Священная война», отвечают устно на вопросы
Продолжают слушать лекцию учителя


Учащиеся слушают чтение стихотворения «Ленинград» в исполнении учителя

Составляют диаграмму Венна, сравнивая художественное и музыкальное произведения




Взаимооценивание в парах



Видеоролик https: //youtu.be/OOGXf894kI8 ,

листы с распечатанным текстом песни

Листы с распечатанными стихотворениями


Конец урока

(рефлексия)

3 минуты

2 минуты


  1. Стихотворения были написаны более полувека назад. Вы люди «из другого поколения». Понятны ли вам мысли поэтов или для вас это уже «страницы далекого прошлого»?

  2. -Подумайте и скажите, какие чувства вызвали стихотворения Жамбыла Жабаева и Александра Гитовича?

  3. -О чем вы задумались?

  4. -Какие моменты особенно понравились?

  5. -Удалось ли нам достичь цели урока?




  1. Домашнее задание.

Написать от себя письмо тем, кто воевал и просто жил в годы ВОВ.

Ученики показывают умение обосновывать свое понимание, оценивают свою работу на уроке.


Записывают домашнее задание в дневники