Файл: Коммуникативные технологии межкультурного взаимодействия и саморазвитие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коммуникативные технологии
межкультурного
взаимодействия и саморазвитие
Кузенко Светлана Евгеньевна,
кандидат исторических наук
(кин), доцент кафедры
Информационных технологий

«Если темы там возникнут – сразу снять,
Бить не нужно, а не вникнут – разъяснять!»
В. Высоцкий

Особенности четвертой промышленной революции
• Темпы развития. Развивается не линейно, а скорее экспоненциальными темпами.
• Новая технология сама синтезирует все более передовые и эффективные технологии.
• Широта и глубина. Изменяет не только то, «что» и «как» мы делаем, но и то, «кем» мы являемся.
• Системное воздействие. Предусматривает целостные внешние и внутренние преобразования всех систем во всех странах, компаниях, отраслях и обществе в целом.

Этот …мир?

«Рост мощного искусственного интеллекта будет либо лучшим, либо худшим из того, что когда-нибудь случится с человечеством»
Стивен Хокинг
ВР станет на 100% реальностью
2030
ИИ в 1 млрд раз способнее биологического
2040
Человек увеличит свой интеллект в
1 млрд раз
2045

Новые тренды
Ваш рост, ваша карьера - это зона только вашей ответственности.
Образование – это история длинною в жизнь.
Обучение — это инвестиция в себя
Ответственность за себя и свою жизнь
Учиться никогда не поздно, но и не рано

8 volatility – нестабильность, изменчивость uncertainty – неопределенность complexity – сложность ambiguity – неясность, неоднозначность, двусмысленность

Жизнь
дается
человеку
один раз,
и
прожить ее
нужно так



п/п
Важнейшие навыки
1
Решение комплексных проблем
2
Критическое мышление
3
Креативность
4
Управление людьми
5
Согласованные действия с другими людьми
6
Эмоциональный интеллект
7
Экспертная оценка и принятие решений
8
Ориентация на оказание услуг
9
Ведение переговоров
10
Гибкость мышления

Гибкие навыки.
Социальные
навыки
Социальные
компетенции
Интеллектуальные
компетенции
Лидерские
компетенции
Волевые
компетенции
SOFT SKILLS
(гибкие навыки)

МЕТА НАВЫКИ
Метанавыки – это общие способности или данные человека, на основе которых развиваются любые другие навыки.
«Мeta» подразумевает значение «за пределами»,
«за границами», «сверх».


мышление
критическое
системное
креативное
Эмоциональный
интеллект

Критическое мышление
память (сохранение и воспроизведение информации); навык извлечения смысла из информации; умение делать логически правильные суждения; умение анализировать и оценивать аргументы; умение формировать и проверять гипотезы; умение выносить суждения о неопределенности и вероятности;

Что дают навыки критического мышления
руководителям?
Возможность:

определять ключевые вызовы, стоящие перед организацией;

объективно и всесторонне анализировать проблемы;

формировать оптимальные стратегии реагирования

Креативное мышление решение проблем, не имеющих подходящего стандартного решения; нахождение лучшего/нового решения проблемы/задачи; изобретение нового продукта, услуги, метода ведения бизнеса, поведения, модели бизнеса и т. п.; дизайне (рекомбинации вещей для получения новой ценности); упрощение/оптимизация продуктов, процессов, процедур; адекватная реакция на происходящие изменения; освоение новых моделей поведения и деятельности

Креативное мышление позволяет:

находить успешные решения в меняющемся контексте;

разрешать противоречия и дилеммы;

создавать уникальное ценностное предложение и дифференцироваться от конкурентов

Системное мышление способность к анализу (погружение в детали, структурирование изучаемой проблемы); способность к синтезу (абстрагирование от мелочей, переключение на более крупный масштаб) способность видеть взаимосвязи между предметами и явлениями, понимать контекст, корреляцию и каузальность событий.

Важность эмоционального интеллекта

Эмоциональное лидерство

Лимбическая* система, отвечающая за эмоции, является открытой

Статус руководителя увеличивает это влияние в разы.
____________________
*лат.limbus – граница, край. Совокупность ряда структур головного мозга.

Навыки эмоционального лидера
Самосознание
Самоконтроль
Социальная чуткость
Управление отношениями
Эмоциональное
самосознание
Обуздание эмоций
Сопереживание
Воодушевление
Точная самооценка
Открытость
Деловая осведомленность
Влияние
Уверенность в себе
Адаптивность
Предупредительность
Помощь в самосовершенствовании
Воля к победе
Содействие изменениям
Инициативность
Урегулирование конфликтов
Оптимизм
Укрепление социальных связей
Командная работа и
сотрудничество


Основные стили лидерства
Идеалистический
Обучающий
Товарищеский
Демократический
Резонансные стили
лидерства
Воодушевление
+
повышение
производительности

Основные стили лидерства
Амбициозный
Авторитарный
Диссонансные
стили лидерства
Снижение мотивации
+
снижение
производительности

Резонансные стили лидерства
Идеалистический
Обучающий
Товарищеский
Демократический
Как строится резонанс
Лидер воодушевляет людей, рисуя им привлекательный образ будущего
Лидер связывает желания людей с целями организации
Лидер создает гармонию путем сближения людей
Лидер оценивает вклад сотрудников в работу и активно вовлекает их в процесс управления
Воздействие на климат в организации
Сильнейшее позитивное
Весьма позитивное
Позитивное
Позитивное
Уместно использовать
При создании нового образа будущего или определения ясного направления движения
Для помощи сотруднику в развитии своих перспективных способностей
Для налаживания отношений в коллективе, мотивации сотрудников в трудные времена
Чтобы добиться поддержки, единодушия, получить от сотрудников предложения

Диссонансные стили лидерства
Амбициозный
Авторитарный
Как строится резонанс
Лидер стремится к достижению трудных целей и решению наиболее интересных задач
Лидер рассеивает страхи, указывая четкое направление движения в непредвиденных ситуациях
Воздействие на климат в организации
Часто крайне негативное, особенно в случае неудачного воплощения
Крайне негативное, особенно в случае злоупотребления им
Уместно использовать
Для получения отличных результатов от команды высококвалифицированных сотрудников с высокой мотивацией
В кризисной ситуации

«Т-модель. Что значит «Т-профессионал»? Это специалист,
обладающий глубокими знаниями, умением и опытом в какой-то одной
области и широким набором дополнительных компетенций.
Схематически это изображается в виде буквы «Т»

хорошо работает в условиях
неопределенности и сложности;
принимает изменения;
имеет разнообразные интересы;
быстр и нетерпелив, не уважает
status quo.
Компетентный
(широкий набор
компетенций — горизонтальная линия
буквы Т),
гибкий в обучении
:
легко осваивает новые функции;
хорошо делает работу, с которой
впервые сталкивается;
решает сложные/новые проблемы;
Эксперт
(«идущий в глубину» —
перекладина буквы Т):
обладает функциональной /
технической экспертизой; годами
отлично выполняет одну и ту же
работу; его сложно заменить; на
него можно рассчитывать, ему
можно доверять; он получает
признание в компании;
умеет работать автономно.


lifelong learning
(обучение всю жизнь)

«
Открытое образование» – это образовательная платформа, предлагающая массовые онлайн-курсы ведущих российских вузов, которые объединили свои усилия, чтобы предоставить возможность каждому получить качественное высшее образование.
Любой пользователь может совершенно бесплатно и в любое время проходить курсы от ведущих университетов России, а студенты российских вузов смогут засчитать результаты обучения в своем университете. http://openedu.ru

Люди — существа социальные. Способность поддерживать социальные связи помогала нашим предкам выживать: кооперируясь и поддерживая друг друга, они лучше приспосабливались и имели больше шансов оставить потомство.
Именно поэтому, по мнению ученых, желание контакта с другими людьми буквально «зашито» в наших генах — и этот контакт приносит нам удовольствие и счастье.

Значение общения в жизни личности наиболее ярко
проявляется в 3-х критических ситуациях:
1.
Отсутствие общения (“Маугли”) ==> деградация личности и резкие необратимые задержки психологического развития.
2. Дефицит общения (особенно интеллектуального или дружеского) ==> как компенсация – отклонения поведения: алкоголь, наркотики, аутообщение (общение с самим собой) = шизофрения, чрезмерная разговорчивость, привязчивость, персонификация (общение с неодушевленными предметами и животными), религиозность (общение с Богом заменяет общение с человеком).
3. Дисгармоничное общение (частые конфликты, ссоры, неудовлетворенность своим партнером ==> (стрессы) ==> психологические заболевания: 1) неврозы; 2) сердечно- сосудистые заболевания, язвы и др.; 3) суицид.

общение
Коммуникация
Взаимодействие
Перцепция

общение
функции
прагматическая
формирующая
подтверждения
поддержание
межличностных
отношений
внутриличностная
стороны
Обмен
информацией
Обмен эмоциями
взаимодействие

общение
уровни
фатический
информационный
личностный
средства
вербальные
невербальные
паралингвистические

Модель коммуникации
1)
кто?
(передает сообщение) —
коммуникатор,
2)
что?
(передается) — сообщение,
3)
как?
(осуществляется передача) —
непосредственно или опосредованно,
4)
кому?
(направлено сообщение) — адресат,
5)
с каким эффектом?
(общение произошло) —
эффективное или неэффективное общение.


Вербальный канал коммуникации: передача и
восприятие сообщения
коммуникатор
реципиент
сообщение
канал
РАСКРЫТИЕ СМЫСЛА
СМЫСЛ
кодирование
обратная связь
декодирование
цели
коммуникации
интенция
определение
цели
коммуникативные барьеры
Коммуникативное поле

нормы коммуникации
скрипты ситуации
стиль коммуникации

Коммуникатор и реципиент
активны и самостоятельны
Пол, возраст, культура, внешность и т.д.
Личностные черты и состояния
Потребности и мотивы
Оценки и представления о мире
Представление о себе и самооценка
Эмоциональное состояние
Намерения и поведение
ФОРМИРУЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДРУГ О ДРУГЕ
И ОТНОШЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ

КОММУНИКАТОР И РЕЦИПИЕНТ ДЕЙСТВУЮТ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО
передача и получение информации; социализация; изменение когнитивной активности коммуникатора и реципиента; изменение эмоционального состояния коммуникатора и реципиента; побуждение реципиента к какому-либо действию, организация деятельности;
«общение ради общения»; выражение отношения к реципиенту; влияние на самооценку и определение статуса реципиента; самораскрытие коммуникатора; поддержание коммуникатором своего статуса и самооценки

Инструментальная цель
:
посмотреть фильм
КИНО
или КАФЕ?
Цель, связанная с отношениями: сохранить
отношения с друзьями

КАК РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ
КОММУНИКАЦИИ?
ОБУЧЕНИЕ КОММУНИКАЦИИ

Задумайтесь, какие навыки Вы бы
хотели у себя развить?
А теперь скажите, как Вы узнаете,
что в развитии этих навыков
произошел прогресс?

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ
Сложность с формализацией целей и
критериев достижения
Широкое «поле» для тренировки
Забывание и откладывание

Критерии «хорошо поставленной» цели
• Specific = Конкретная
• Measureable = Измеримая
• Achievable / Ambitious = Достижимая и
Амбициозная
• Relevant = Согласованная
• Time bound = Определенная по времени

Сформулируйте
цель
развития
навыков
коммуникации
Проверьте свою цель на
соответствие критериям
качества.