Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине История 3 курс 6 семестр ссср в период правления И. В. Сталина (19451953).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Политические внутренние факторы
Наличие стабильной политической обстановки является третьим условием для сохранения Украиной своей независимости. Учитывая олигархическую, т.е. групповую бюрократическую структуру украинского общества и экономики, как можно охарактеризовать политическую структуру этой страны?
В настоящее время (в их чистой форме) в мире известны три политические структуры: демократическая, авторитарная и тоталитарная. Очевидно, что, когда Советский Союз и «социализм» были разрушены, Украина «сбросила» с себя тоталитарную политическую одежду.
Что оставалось этой стране, так это «выбрать» между демократией и авторитаризмом. Если судить по внешним признакам, Украина, по-видимому, уже «выбрала» демократию. Но так ли это в действительности?
Формально постсоветская Украина является политической демократией, поскольку полностью или частично отвечает некоторым атрибутам демократии, таким, как, например, свобода слова, свобода собраний, независимая политическа система, свободная пресса, ответственность чиновников перед законом, свободные, конкурентные выборы и т.д.
Но все эти демократические ценности формальны, поскольку в значительной степени плохо воспринимаются в стране как агрессивными «элитами», так и пассивным и апатичным населением. Естественно, что такая политическая система едва ли может быть названа демократией.
Здесь, мы полагаем, читатель будет готов протестовать, напоминая автору об «оранжевой революции» 2004 года, когда сотни тысяч украинцев заставили власти признать обман на президентских выборах и пересчитать их результат.
Это событие, по нашему мнению, было лишь разовым (хотя и длилось семнадцать дней) проявлением недовольства и гнева, которое (вполне возможно) было «подстегнуто» одними украинскими олигархами против других. А затем народ разошелся по домам, вернувшись к фаталистическому взгляду на жизнь, к покорности властям и позволяя олигархической системе постоянно обновлять свои ряды.
Но, если украинскую политическую систему нельзя назвать демократической, то, может быть, она авторитарная? С таким определением украинской политической системы тоже невозможно согласиться, потому что авторитаризм не является украинской традицией. В отличие от России, народ которой веками подчинялся царю, украинцы в тех случаях, когда внешние условия (т.е. более могущественные соседи) позволяли им принимать самостоятельные решения в отношении своей политической судьбы, выбирали и замещали своих лидеров (например, гетманов) по своему собственному желанию.
Но, если украинскую политическую систему нельзя охарактеризовать ни как демократию, ни как авторитаризм, то к чему же ее можно отнести? Мы полагаем, что она является продуктом социально-экономического перехода Украины от советского государственного капитализма к постсоветскому смешанному капитализму. Эта система, таким образом, несет в себе черты как тоталитарного прошлого (атомистическое послушание масс), так и спутанного, беспорядочного настоящего (возможность и способность не бояться и, в этом смысле, быть анархически свободным).
На наш взгляд, постсоветская Украина – это полудемократия. На это указывают как форма правления страной (полупрезидентская, полупарламентская респубика), так и последствие такой формы (беспорядочность, неопределенность разделения политической власти между Президентом и Верховной Радой в отношении контроля над Премьер-министром и региональными органами власти).
Как полудемократия, Украина не может быть стабильным государством. Нестабильность в частности, отражается в положении украинских политических партий. Они слабы, поскольку, как правило, в них доминируют амбициозные личности. Поэтому в такой политической системе, контролируемой олигархическими кланами, политика играет довольно подчиненную роль.
Подытоживая сказанное в этом разделе, можно заключить, что, как и ее социальная система, политическая структура постсоветской Украины не благоприятствует сохранению страной независимого статуса: политическая организация страны раздираема внутренними противоречиями и потому довольно хрупкая.
Географические, лингвистические, национальные и религиозные внутренние факторы
До сих пор слова «Украина» и «украинцы» употреблялись как единое целое. В действительности, страна и ее население дифференцированы географически, лингвистически, национально и религиозно.
Географически Украина состоит из западного и восточного регионов, «граница» между которыми проходит по Днепру, и Крыма, расположенного на юге страны.
Благодаря географической близости крупных европейских государств, три географические части Украины значительно отличаются друг от друга.
До 1939 года западная часть Украины контролировалась сначала Австро-Венгерской монархией (до 1918 года), а затем независимой Польшей. После 1939 года эта часть Украины вошла в состав СССР.
Восточная часть Украины, начиная с 1654 года (с коротким перерывом в 1917 – 1921 годах, когда Украина была независимой), находилась под контролем России.
Что касается Крыма, то он был введен в состав Российской империи в 1783 году.
С лингвистической точки зрения, как следствие этих исторических событий, в Украине в настоящее время пользуются тремя официальными языками: украинским – в западной части страны, русским – в районе Донбасса в восточной части страны и в некоторых районах Крыма и татарским - в других районах Крыма. Кроме того, в некоторых районах Карпат используются (как неофициальные) диалекты румынского, венгерского и польского языков.
Подлинное украинско-русское двуязычие сохраняется только в западной Украине. Определенным образом это двуязычие существует как суржик, или как смесь обоих языков, смесь, на которой общается между собой значительная часть западных украинцев. Такая смесь указывает на то, как далеко зашло распространение русского языка на запад Украины.
Что касается восточной части страны, то там суржик постепенно исчезает (вместе с умирающими деревнями, стариками и старухами), оставляя позади себя русский язык.
Язык вместе с культурой, которую он выражает, составляет основу (не обязательно легальную) национальной идентификации. Так как в Украине население пользуется несколькими языками, то можно сказать, что Украина населена несколькими национальностями.
Согласно последней всеукраинской переписи населения, в 2001 году значительную часть населения страны составляли украинцы (77,8 процента), за ними шли русские (17,3 процента) и другие (4,9 процента). Но согласно той же переписи 2001 года, в то время как русский язык был родным для 14 миллионов украинских граждан (29,3 процента населения страны), русскоязычное население страны включало не только около 8 миллионов этнических русских, но также и 5,5 миллиона этнических украинцев и почти 0,6 миллиона других групп (этнических белорусов, евреев, греков, болгар, молдаван, татар, армян, поляков и немцев).
В то же время опрос общественного мнения, произведенный в 2004 году, выявил, что в действительности русским языком как родным пользовалось в домашних условиях более 40 процентов украинцев, что значительно превосходит данные переписи 2001 года (29,3 процента).
Что же можно сказать о тех «украинцах», чья официальная национальность отличается от их языка, который они считают родным, и, следовательно, от их реальной национальности?
Поскольку национальность, по нашему мнению, в значительной степени определяется родным языком человека, ответ на этот вопрос важен, потому что у различных национальных групп возможно разное отношение к вопросу о суверенитете Украины. В этой связи логично будет предположить, что, если численность украинцев, для которых украинский язык является родным, меньше, чем это официально провозглашается, то такое положение означает не что иное, как более слабую поддержку независимости страны в ее теперешних границах, чем это кажется на поверхности.
И в этом вопросе различие между западной и восточной частями страны оказывается наиболее острым. Так как русскоязычное население является большинством на востоке и юге страны, а русским языком пользуются меньше и меньше, если двигаться на запад страны, то можно утверждать, что восточная и южная части Украины меньше идентифицируют себя национально как украинцы, чем западные территории страны.
Не следует забывать, что Россия наиболее крупная страна в Европе по населению и территории, что ее индо-европейский языковый вариант очень богат и что ее европейско-азиатская культура оказала (и, мы уверены, будет продолжать оказывать) глубокое влияние на европейскую цивилизацию в области литературы, музыки и науки.
Неудвительно поэтому, что Россия служит «магнитом» для жителей восточных и южных областей Украины, веками живших в пределах российских границ; чьи славянский язык и культура похожи на русский язык и культуру; и многие члены семей которых, так или иначе, связаны друг с другом. Отсюда нет ничего удивительного в том, что этот русский «магнит» ослабляет центростремительное движение Украины к сохранению независимости и суверенитета.
Этого нельзя сказать в отношении западных частей Украины, народ которых исторически очень ограниченно соприкасался с Россией. Однако, в отличие от притяжения восточных украинцев к России, западных украинцев далеко не прельщают какие-то особые отношения с Польшей, их бывшим национальным господином. Причина таких чувств к Польше состоит в том, что, вследствие ликвидации нацистской Германией и Советским Союзом в западной Украине еврейских и польских этнических групп, а также вследствие постсоветской индустриализации и урбанизации, здесь (на западе Украины) были созданы именно украинские центры.
Имеется еще один фактор, препятствующй Украине в упрочении ее независимого статуса: религия. В этом отношении восток и запад страны отличаются друг от друга не только языками, на которых они говорят, но и религиозной принадлежностью.
Согласно исследованиям, проведенным в стране в 2001 году, 40 процентов жителей Украины относят себя к атеистам. Остальные, объявляя себя религиозными, делятся на православных (большинство верующих христиан), католиков (в основном, на западе и в центре страны), протестантов и других христиан, а также (в очень небольшом количестве) на евреев, мусульман (крымские татары) и прочих (кришнаиты, буддисты и другие).
Следует отметить, что среди православного большинства можно найти приверженцев: московской патриархии (их большинство, и они, в основном, проживают в восточной и южной частях страны); киевского патриархата и других православных церквей (значительная часть приверженцев живет в западной части страны).