Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах История практическое занятие 3.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
История
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3
Преподователь: Ибрагимова Альфия Альфисовна
ОБУЧАЮЩАЯСЯ: РАЗГОНЯЕВА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА
Цель занятия: выявить умения ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире, определять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем, оценить уровень формирования у обучающихся знаний и представлений об основных этапах и содержании истории XX и XXI в.в.
Задание 1.
Рассмотрите представленные в таблице карикатуры.
В карикатуре отображены политические события XX века. Обратите внимание на символику и персонажей, изображенных на предлагаемых карикатурах. Вам необходимо определить, какие политические событие отображают представленные карикатуры.
Выполните задание:
1. Соотнесите карикатуры (обозначенные цифрами в 1 столбце таблицы) и политические события (обозначенные буквами во 2 столбце таблицы), и представьте правильные ответы по соответствию каждой карикатуры определенному политическому событию.
Ответ:
1.Г) Холодная война
2. Б) Карибский кризис
3. Е) Корейская война
4. Д) Перестройка
5. А) Освоение космоса
6.В) Глобализация
2. Ниже представлены политические события, Вам необходимо сделать краткий анализ одного события, в соответствии с первой буквой Вашей фамилии, указанной в скобках после наименования события.
-
Освоение космоса (А, Б, В, Г, Д, Е, Ё) -
Карибский кризис (Ж, З, И, К, Л) -
Глобализация (М, Н, О, П, Р) -
Холодная война (С, Т, У, Ф, Х) -
Перестройка (Ц, Ч, Ш,Щ) -
Корейская война (Ы, Э, Ю, Я)
Ответ:
Карибский кризис - это политическое, военное и дипломатическое противостояние США и СССР в октябре 1962, вызванное размещением ядерного оружия США – на территории Турции в 1961 г., СССР- на Кубе. Реальная угроза начала третьей мировой войны.
Главы государств: Н.С. Хрущёв и Джон Кеннеди.
Планировал и руководил операцией «Анадырь» маршал СССР И.Х.Багромян.
Анализ события: положено начало разрядке международной напряжённости, начало антивоенных выступлений на Западе, активное продолжение СССР политики по ограничению гонки ядерного вооружения, - небольшая продолжительность Карибского кризиса и дипломатический выход из него делают кризис примером для анализа процессов выработки государственных решений.
Задание 2. Во второй половине XX века многие страны освободились от колониальной зависимости.
Назовите причины этого процесса.
К какому континенту (континентам) относились эти страны?
Охарактеризуйте политическое и экономическое развитие одной из стран.
Ответ:
Причины освобождения от колониальной зависимости - разгром Германии, Италии и Японии во второй мировой войне; ослабление контроля метрополий над своими колониями (особенно Францией и Голландией), рост влияния и потенциала колоний (особенно английских доминионов); развертывания массового национально-освободительного движения, которое в большинстве стран приобрело вооруженный характер; большое влияние на освобождение стран произвела "холодная война", которая давала возможность маневрировать между великими державами и способствовала падению колониализма. Важным фактором было отрицательное отношение к колониализму общественного мнения в странах-метрополиях и мировой общественности.
Политическое и экономическое развитие одной из стран: на протяжении второй половины ХХ века часть «молодых» африканских стран стали получать помощь от капиталистического мира во главе с США, а другая часть – от СССР. Таким образом, по своему идейно-политическому принципу африканские страны, в большинстве своём, разделились и попали в орбиты двух сверхдержав. Оставалась ещё одна часть государств – те, которые решили войти в т.н. «Движение неприсоединения», т.е. оставаться в стороне от враждующих военно-политических блоков. Примкнувшие к блокам страны стали получать крупные денежные суммы, направленные на свое развитие, оружие, технику и специалистов, помогавших развивать хозяйство. Были заключены торговые договоры, по которым за предоставленную помощь, развивающиеся страны расплачивались теми или иными ресурсами. Обретение национальной независимости сталкивалось с постоянной борьбой за власть и вооружёнными переворотами. Если изначально вся власть досталась немногочисленным образованным людям, стремившимся создать государство на принципах свободы и демократии, то с течением времени власть забирали военные, устанавливавшие жесточайшую диктатуру
Задание 3. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения
, существующих в исторической науке:
«Эпоху правления Брежнева (1964 – 1982 гг.) можно назвать временем «застоя» как в советской экономике, так и во внешней политике».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
-
«Застой». Экономика в 1970-е годы практически прекратила развиваться. Она требовала реформ, но общее благосостояние страны (благодаря нефтяному «буму») позволяло Брежневу не задумываться над этим. Рост промышленности и сельского хозяйства прекратился, назревал кризис продовольствия, в технологиях Советский Союз отставал от развитых стран на много десятилетий. -
Теневая экономика. Дефицит элементарных товаров и продуктов способствовал появлению «черного» рынка. Процветала спекуляция, воровство на государственных предприятиях достигло невиданных размеров, возникли подпольные производства.
Аргументы в опровержение:
-
Экономический подъем страны. Брежневское правление началось с изменений в экономике страны ― предприятия переводились на хозрасчет для окупаемости выпускаемой продукции, повышения ее качества за счет экономических стимулов работникам.Брежнев пытался сделать заводы и фабрики рентабельными и повысить материальную заинтересованность рабочих. Это была настоящая реформа, но она постепенно заглохла. Тем не менее, за несколько лет производство промышленности выросло на 50%, увеличился национальный доход, к 1970-м годам в СССР было построено почти 2000 предприятий. -
Социальная сфера. Социальные расходы при Брежневе увеличились в 3 раза. Зарплата повышалась, рождаемость тоже, введена всеобщая диспансеризация населения, увеличилась продолжительность жизни, образование было лучшим в мире, постепенно уменьшалось количество коммунальных квартир ― строилось много жилья.
Задание 4. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.
Из выступления на съезде
«Товарищи! Нам нужно решительно, раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы как в области идейно-теоретической, так и в области практической работы.
Для этого необходимо:
Во-первых, по-большевистски осудить и искоренить как чуждый духу марксизма-ленинизма и несовместимый с принципами партийного руководства и нормами партийной жизни культ личности, вести беспощадную борьбу против всех и всяческих попыток возродить его в той или иной форме. Восстановить и последовательно проводить во всей нашей идеологической работе важнейшие положения учения марксизма-ленинизма о народе, как творце истории, создателе всех материальных и духовных богатств человечества, о решающей роли марксистской партии в революционной борьбе за преобразование общества, за победу коммунизма. В связи с этим нам предстоит провести большую работу над тем, чтобы с позиций марксизма-ленинизма критически рассмотреть и поправить получившие широкое хождение ошибочные взгляды, связанные с культом личности, в области исторической, философской, экономической и других наук, а также в области литературы и искусства. В частности, необходимо в ближайшее время провести работу по созданию полноценного, составленного с научной объективностью марксистского учебника по истории нашей партии, учебников по истории советского общества, книг по истории гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Во-вторых, последовательно и настойчиво продолжать проводимую в последние годы Центральным Комитетом партии работу по строжайшему соблюдению во всех партийных организациях, сверху донизу, ленинских принципов партийного руководства и прежде всего высшего принципа - коллективности руководства, по соблюдению норм партийной жизни, закрепленных Уставом нашей партии, по развертыванию критики и самокритики.
В-третьих, полностью восстановить ленинские принципы советского социалистического демократизма, выраженные в Конституции Советского Союза, вести борьбу против произвола лиц, злоупотребляющих властью. Необходимо до конца исправить нарушения революционной социалистической законности, которые накопились за длительный период в результате отрицательных последствий культа личности.»
В каком году происходил съезд, отрывок из выступления на котором приводится?
Ответ: 1956 год
Какое название (пропущенное в тексте) получил период в отечественной истории, к которому относится проведение съезда?
Ответ: Хрущев
Кто был руководителем СССР в этот период?
Ответ: Сталин
Выскажите своё мнение относительно этого выступления.
Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Ответ: Доклад Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях» получил название «секретного».
XX съезд был противоречив, как противоречивы были и те процессы, которые происходили в обществе, в партии, в верхнем эшелоне власти. Однако и весь ход прений на съезде не отразил сложностей и противоречивости переживаемого периода.
Была и другая часть работы съезда, которую президиум ЦК решил провести в чрезвычайной секретности. Делегаты были готовы к тому, чтобы услышать нечто очень важное, касавшееся Сталина, поскольку уже до начала съезда им были разосланы ленинские работы, ранее не публиковавшиеся в открытой печати: обращение к XII съезду партии - так называемое "Завещание", письма по национальному вопросу и другие документы. Кроме того, делегатов поставили в известность, что на съезде Н.С. Хрущев выступит с докладом о культе личности. «Секретный» доклад был отпечатан тиражом в 1 млн. экземпляров и зачитан вслух на партийных собраниях во всех парторганизациях страны. Таким образом, о преступлениях Сталина были оповещены все коммунисты Советского Союза, а в пересказе — практически все население страны. Это означало коренное изменение идейной и политической атмосферы. XX съезд стал символом обновления и гуманизма, разбудил к активной общественной жизни целое поколение. «Дети XX съезда» — так спустя десятилетия называли участников общественного движения в СССР 1960—1980-х гг. Реакция на доклад Хрущева и в партии, и в стране была неоднозначной: от полной поддержки до полного неприятия.
Разоблачения Н. С. Хрущева вызвали недовольство убежденных приверженцев сталинской политики, которых в рядах КПСС насчитывалось немало. Были и демонстрации протеста против доклада. В Тбилиси, где осуждение «культа личности» Сталина восприняли как оскорбление национального героя, 4 марта 1956 г. На улицы вышли студенты.
С другой стороны, разоблачения «культа личности» И.В. Сталина побуждали многих советских людей идти дальше Н.С. Хрущева, в первую очередь задавать вопрос об участии в массовых репрессиях нынешних руководителей, об их ответственности за беззаконие. В целом доклад и постановление ЦК «О преодолении культа личности и его последствий» были восприняты скорее положительно. Несомненно, прекращение массовых репрессий было благом для всех жителей СССР. Однако исчезновение постоянного давления на элиту привело к тому, что высшие слои общества («партноменклатура») стали никому не подконтрольны. Демократического контроля «снизу» за правящими слоями в СССР и раньше не было, а теперь уходил в прошлое и диктаторский контроль «сверху». Возможность вхождения в эти правящие слои и продвижение внутри их стали все больше зависеть не от деловых качеств человека, а исключительно от его личной преданности вышестоящему начальнику Часть партийных руководителей считали, что критика советского строя, все же звучавшая в докладе Хрущева на XX съезде, способна постепенно подорвать и разрушить социализм в СССР. Импульсивность первого секретаря ЦК, его манера делать публичные заявления без согласования с членами Президиума ЦК вызывали возмущение у Г.М, Маленкова, В.М. Молотова и Л.М. Кагановича. Последний прямо считал Хрущева «правым уклонистом». Им нужен был предлог, чтобы сместить Хрущева. Осуждение произвола Сталина, признание тоталитарного характера его власти многими были восприняты как призыв к демократизации общества, к восстановлению свободы личности, к возможности, по крайней мере коммунистам, высказывать свое мнение. Так думали рядовые члены партии, составлявшие ее большинство. Они были полны надежд на коренные преобразования в жизни партии и страны, полагали, что будут выработаны гарантии, исключающие возможность повторения преступлений, совершенных Сталиным. Но верхушка партии, ее номенклатура, как ей казалось, уже решила главную для себя задачу: пришел конец массовым репрессиям, непредсказуемым ударам по руководящим партийным, государственным, хозяйственным кадрам, они обрели определенную безопасность. Дальнейшая десталинизация грозила