Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах История практическое занятие 3.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
разрушением устоев монопольной власти партии, ее диктатуры. Реальную угрозу критики не только Сталина, но и всего режима в ЦК ощутили очень быстро. Через две недели после XX съезда Шепилов делал доклад в АОН при ЦК КПСС. В прениях выступили два коммуниста, которые вышли далеко за рамки критики культа личности Сталина. ЦК пришлось наводить порядок и среди беспартийных граждан страны. То, что было сказано с трибуны съезда первым секретарем ЦК, для простых людей не только означало разочарование в "вожде", но и вызывало сомнения в справедливости всего режима. Пытаясь спасти авторитет партии, ее руководство выдвинуло экономическую программу, призванную в короткие сроки коренным образом улучшить материальное положение граждан страны. В публикациях представлены полярные точки зрения, соответствующие политической позиции авторов и органов печати. Ортодоксальные большевики впервые открыто оценили доклад Хрущева как начало той катастрофы КПСС, которая произошла в августе 1991 г. Бывшие партийные реформаторы охарактеризовали доклад Хрущева как важный шаг на пути обновления партии, демократизации общества, как начало перестройки в середине 50-х годов, при этом проводя аналогию с политическими реформами 80-х. Провал реформаторских усилий Хрущева они объясняют сопротивлением консервативных сил внутри руководящего ядра партии. Менее четко выражена та точка зрения, что кризис партии был обусловлен ее характером, внутренне присущими ей неразрешимыми противоречиями. Как показала история, КПСС не поддавалась реформированию. Деятельность руководящего ядра партии, в частности и все решения XX съезда, были направлены на укрепление монопольной власти КПСС в обществе, на преодоление крайностей, проявившихся в сталинские времена во внутренней и внешней политике СССР, а не на принципиальный отказ от этой политики. Попытки соединения таких антагонистических начал, как демократия и диктатура, оказались утопией. Комплексный анализ документов Архива Президента Российской Федерации, Центра хранения современной документации, Архива федеральной службы безопасности, Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории позволяет объективно представить малоизвестную картину политических столкновений в президиуме ЦК, проследить расстановку сил по важнейшим обсуждавшимся на его заседаниях вопросам с осени 1955 г. и до конца февраля 1956 г., показать реакцию общества и партии на доклад Хрущева о культе личности Сталина. В большой степени это удалось осуществить благодаря найденным в Архиве Президента РФ уникальным документам - записям отдельных заседаний президиума ЦК, сделанным заведующим общим отделом ЦК КПСС В.Н. Малиным. Далёкий от аппаратных игр и интриг, Малин записывал дискуссии в президиуме ЦК по своей инициативе и в тайне от всех, поскольку начиная с 20-х годов в политбюро не оставляли компрометирующих руководство партии документов. После смещения Хрущева Малин был направлен на работу ректором Академии Общественных наук (АОН) при ЦК КПСС. Большой интерес вызывают воспоминания Микояна. Они представляют собой диктовки по отдельным вопросам истории начиная с 20-х годов и до октябрьского пленума ЦК 1964 г. Воспоминания отличаются откровенностью. В них сообщается о неизвестных фактах в деятельности политбюро и об отношениях между его членами. Диктовки Микояна никогда не публиковались и со дня его смерти хранились в сейфе заведующего общим отделом ЦК под грифом "Особо важная особая папка". До того как эти записи попали в архив, их читателями были лишь Ю.В. Андропов, М.А. Суслов, К.У. Черненко и его первый помощник В.А. Прибытков. Анализ текста, продиктованного Хрущевым и впервые вводимого в научный оборот, позволяет исследователю точнее представить позицию Хрущева, понять его образ мыслей. Секретная часть работы XX съезда тщательно готовилась, и подготовка эта сопровождалась острыми дискуссиями в президиуме ЦК. Обеспокоенность части руководящего ядра партии по поводу возможного привлечения к ответственности за преступления, совершенные при Сталине, нарастала с каждым днем.


Самой большой заслугой «секретного» доклада Н.С. Хрущёва было начало реабилитации. Кампания по реабилитации репрессированных существенно расширялась. Но официальной реабилитации некоторых народов в 50-е годы так и не произошло, например, крымских татар. Хрущев сумел стать единоличным правителем Советского Союза. Успеху Хрущева во внутрипартийных схватках способствовало то, что он аккумулировал надежды большинства партийного аппарата, опасавшегося репрессий и ненавидевшего сталинскую систему власти, где контроль над КПСС осуществляли и органы госбезопасности.

Отстранив от власти Молотова и его сподвижников, а также ликвидировав угрозу со стороны маршала Жукова, Хрущев установил в рамках правящей партии своего рода ограниченную демократию. Несмотря на то что руководящая роль партии осталась неизменной, фактически в самой партии появилась возможность для создания блоков и группировок, лоббистских объединений, боровшихся за власть как в центре, так и на местах. Эта система оказалась более гибкой, чем прямое диктаторское правление Сталина, однако куда менее управляемой с самого «верха». В итоге именно постепенное внедрение основ внутрипартийной демократии и стоило Хрущеву

Задание 5. Перед Вами историческая задача. Она состоит из исторического условия и нескольких заданий к нему: историческое условие: «Многие города Древней Руси возникали на берегах рек», задание: «Приведите три объяснения преимущества такого расположения».

Используя информационно-коммуникационные технологии, придумайте свою историческую задачу, посвящённую изучаемому нами периоду.

Ответ:

Историческое условие: В этой стране выдающийся русский лидер расположил оружие в 1962 году, предприняв ответный ход в сторону США.

Задание: Что за русский лидер это был? О какой стране идет речь? О каком оружии говорится в задании? О каком историческом событии говорится в задании?

Ответ задачи: Хрущев, Куба, баллистические ракеты, Карибский кризис.

 Задание 6. Используя представленный фрагмент текста, обоснуйте сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

«6 августа 1942 года 192 ребенка из Дома Сирот известного педагога Януша Корчака получают направление в лагерь “Треблинка”. Всем известно, что это лагерь смерти. Авторитет Корчака, как педагога был настолько огромен, что в момент погрузки один из немецких офицеров протянул ему “лист жизни”, даруя право остаться в гетто. В ответ Корчак зашел в вагон за своими детьми, громко захлопнув дверь.



Когда дети выходили из вагона - это было не просто шествие, а настоящий марш. Марш против бесчеловечности и бандитизма. Дети построенные четверками, восемь педагогов по краям и во главе улыбающийся Януш Корчак, который нес на руках слабых малышей. Он улыбался потому, что дети - великие психологи и их невероятно сложно обмануть. Но на час, на полчаса, на 10 минут он мог избавить их от страха смерти. Дети пели, в этот момент они были ангелами смерти. До последнего момента, до входа в газовую камеру, Януш Корчак продолжал улыбаться и рассказывать сказку своим воспитанниками.

Невозможно преуменьшить подвиг настоящего человека, педагога, врача. Невозможно не задуматься на миг, что душевная сила и красота проявляется в тех подвигах, которые не расцениваются, как таковые. Это был не красивый жест. Это было желание идти до конца в своей любви к людям, к детям.»

Ответ: Учитель начальных классов является представителем одной из самых социально значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Учителя, содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей, прямым образом влияют на развитие производительных сил общества, приобщают детей ко всем достижениям мировой культуры и тем самым создают предпосылки для дальнейшего прогресса человечества. Педагог, трудясь в настоящем, растит будущее страны. Также, непосредственно учитель начальных классов закладывает детям в голову фундамент, прививает любовь к знаниям, развивает морально-этический облик будущего взрослого человека.

 Задание 7. 

Б) Подготовьте конспект исторического урока-экскурсии (в том числе с использованием  межпредметных связей) по улицам Вашего города (села, деревни), учитывая правила по обеспечению и охране жизни и здоровья детей и профилактике травматизма. Разработайте план анализа проведения данного урока-экскурсии. Выполнить это задания Вам поможет таблица.

№№

Алгоритм

Содержание

1.

Цель мероприятия и его задачи

  •  формировать представления у обучающихся о Великой Отечественной войне и её героях на основе исторических фактов;

  • воспитание у обучающихся уважения к боевым традициям нашего народа;

  • воспитывать патриотизм;

  • знакомство с героическим прошлым наших земляков;

  • изучение истории родного края;

  • приобретение обучающимися навыков работы в музее.




2.

План мероприятия

 Посещение музея

3.

Критерии для оценки успешности мероприятия

 В завершении урока – экскурсии по теме «Помним,гордимся» с обучающимися будет проведена дискуссия, в ходе которой они поделятся впечатлениями от экскурсии. Затем обучающимся в качестве домашнего задания будет предложено ответить на вопросы викторины.


Задание 8. Подберите портреты исторических деятелей второй половины ХХ века, уместные в классном кабинете. Разработайте внеурочное занятие и план его анализа по одному из представленных деятелей, продолжительностью 10 минут.  Выполнить это задания Вам поможет таблица.

№№

Алгоритм

Содержание

1.

Цель мероприятия и его задачи

 Расширение знаний учащихся о Н.С.Хрущеве

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с биографией Н.С.Хрущева, начиная с его детства,полученным образованием и самообразованием, началом деятельности.

Развивающие: развитие навыка смыслового чтения с осознанием цели чтения, находить нужную информацию, умения анализировать, аргументировать, рассуждать.

Воспитательные: ориентация на формирование у учащихся гражданской позиции, осознания ответственности родителей за воспитание детей, необходимости самообразования и самовоспитания.

Используемая технология – РКМЧП.


2.

План мероприятия

 Учитель (раздаёт текст): а сейчас я предлагаю вам узнать дополнительные сведения о жизни Н.С.Хрущева, то, что, как правило, не входит в формат учебника. Прочитайте текст, делая пометки знал/не знал, внесите кратко эту информацию в соответствующую таблицу. 

Учитель: Ответьте на вопросы кластера.

Просит озвучить ответы нескольких учеников.

Читают, делая пометки +/—. Заполняют таблицу.

Отвечают в тетради.

Проговаривают.

Рефлексия.

Учитель:

На основании биографии Хрущева напишите эссе на тему «О воспитании».

В эссе должны быть отражены следующие вопросы: Что оказывает большее влияние на формирование личности: семья или социум?

Как нужно воспитывать детей, чтобы они стали/не стали такими, как Хрущев?

Итоговый вопрос: Чему современные молодые люди могут поучиться у Хрущева?

Пишут

Отвечают. Возможна дискуссия.

3.

Критерии для оценки успешности мероприятия

Самооценка.

Предлагает учащимся оценить свою работу по следующим критериям:

- что узнал нового,

- что научился делать,

- определить степень своей активности,

- определить, что не удалось, не получилось, почему.

Высказываются по заданным направлениям.


Задание 9. Подготовить внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Победы и план его анализа.

№№

Алгоритм

Содержание

1.

Цель мероприятия и его задачи

 Цели и задачи:

  • Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;

  • Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;

  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам прошлого; любовь и уважение к матерям, которые провожали своих детей на войну;

  • Познакомить с песнями, написанными в годы войны;




2.

План мероприятия

 Дети исполняют песню: « И все о той весне…»

Кино идет,

Воюет взвод,

Далекий год

На пленке старой...

Нелегкий путь,

Еще чуть-чуть

И догорят войны пожары...

Счастливый май,

Любимый край,

Своих солдат встречай скорее...

От ран обид

Земля дрожит

Теплом души ее согреем...

ПРИПЕВ:

И все о той весне

Увидел я во сне,

Пришел рассвет и миру улыбнулся,

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела,

И прадед мой с войны домой вернулся...

В лихом бою,

В чужом краю

Пусть берегут

Любовь и вера,

Чтоб больше их

Пришло живых

И рядовых,

И офицеров...

Придут весной,

Как прадед мой,

И в дом родной

Откроют двери...

Я помню свет

Далеких лет,

В свою страну

Я буду верить...

Учитель: Вам сейчас 9 лет или немногим больше. Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но ,скорее всего, не слышали орудийного грома. 9 мая мы  с вами отмечаем день освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Вы видите, как строят новые дома в городе, но не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны, но вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Вы мирно просыпаетесь  и улыбаетесь  своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день.

Выходит мать:

Мать: Я самая счастливая мать на свете, у меня девять детей. Умницы и красавцы.

Выходит первый сын. (В руках колос)

Мать: Первый мой сын любит землю. Он настоящий волшебник, я бы сказала колдун, потому, что колдует он над ней с утра до вечера, с весны до зимы.

Выходят второй и третий сыновья, в руках у них балалайки. Звучат песни или композиции в балалаечном исполнении.

Мать: Второй да третий сыновья любят музыку. Зальются их балалайки – по всей земле слышно. Я каждую песню знаю. Счастье эта музыка приносит, радость, а потому должна жить вечно.

Выходит дочь. (Выходит с полотном и что-то рисует).

Мать: А моя старшая дочь- художница. Она землю-красу на своих полотнах рисует. Первый сын ее украшает, а дочь  в картинах увековечивает.

Выходит средняя дочь.

Мать: Моя средняя дочь стихи  пишет. Стихи – это те же песни, только поются они иначе. В них тоже есть мелодия, и звучит она по-особенному. Вот послушайте.

Средняя дочь читает стихи:

«Ах ты, матушка – Россия,-

Мой родимый уголок

Величава и красива

Как злаченый колосок»

Мать: Её стихи и утешают, и силы придают, как песни звучат, и как молитвы читаются. Не только мне от них светло, но и всем людям.

Выходит Следующий сын.(Он в длинном плаще-накидке, какие носили в эпоху Возрождения)

Мать: Шестой мой сын артистом был. И роли исполнял прекрасные.

Шестой сын исполняет роль Ромео:

«О, что за блеск я вижу на балконе?

Там брезжит свет. Джульетта, ты как день!

Стань у окна, убей луну соседством;

Она и так от зависти больна,

Что ты ее затмила белизною!»

Мать: Мой сынок воин. Его единственная мечта- защищать Родину от врагов, Он силен, как Илья Муромец, и умен, как  Ярослав Мудрый. Он будет лучшим защитником своей страны, своего дома.

Появляется восьмой сын. ( В руках у него книга и указка)

Мать:Моя младшая дочь – учитель. Учит он детей грамоте и добру, учит науке и мудрости.

Появляется младший сын.

Мать: Этот сын самый маленький. Он еще ничего не достиг, но как старшие братья и сёстры, впитал в себя все: любовь к земле и любовь к Родине, любовь к музыке и стихам. Он трудится со всеми на земле, а вечером берет в руки скрипку, и звучат по всему свету прекрасные мелодии. О, как поет скрипка в его руках! Это надо только слышать.

Звучит музыка, исполняемая на скрипке. Скрипичные мелодии перерастают в мелодию песни А.Александрова «Священная война»

Мать: Все было хорошо, да пришла на нашу землю война, и стали уходить мои дети один за другим. (Под звуки песни дети один за другим одевают военную форму и медицинские халаты  уходят со сцены) Вот и самый младший ушел.

Июнь…Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь…Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.


Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

Мать: Долго длится война. Но я верю в победу, потому что все дети мои  встали на защиту Родины.

На заднем плане сцены стоят сыновья с горящими свечами.

Каждый день хожу  я на дорогу кровиночек моих встречать. Как придут они, значит, война кончилась, – (короткая пауза) И днём  я жду детей своих,  и ночью. 

И вот однажды  с неба самая большая звезда упала и болью в сердце это отозвалась. (Первый сын погасил свечу и ушел со сцены).

Появляются люди.

Первая: Я видела как звезда с неба упала. Говорят, в этот момент надо желание загадать. Я и загадала: чтоб война поскорее кончилась и счастье наступило.

Мать: Вскоре вторая звезда с неба скатилась. За ней – третья. (Закрывает лицо руками). Падают с неба звезды одна за другой. Четвертая…..Пятая…..Шестая…Седьмая….Восьмая….Надеюсь я, что хоть один мой ребёнок, да вернется. (Пауза). Вот и девятая по небу прокатилась, самая яркая, самая красивая и самая маленькая.(Сыновья и дочери по очереди гасят свечи и уходят со сцены)

Согнулась мать до земли, накрыла голову черным платком.

Некого мне больше ждать. Рассыпались по земле мои звезды, и только я об этом знаю, только в моем сердце боль прячется, да слезы в глазах блестят.

Звучит песня «День победы», выходят нарядные счастливые люди.

Мать: От чего вы счастливые такие, если война еще не кончилась?

Первая: Нет больше войны.

Вторая: Не видела ты, наверное, как падали звезды

Мать: Видела.

Третий: Тогда не знаешь, вероятно, что надо загадать самое сокровенное своё желание в момент падения звезды, и оно обязательно исполнится.

Четвертый: Мы на небо смотрели и свои сокровенные желания загадывали.

Пятая: Чтобы война закончилась.

Шестая: Чтобы мир на землю пришёл.

Седьмой: Чтобы счастье настало.

Восьмой: Чтобы хлеб золотом чёрную землю укрыл.

Девятый: Чтобы песни новые сложились.

Десятая: Чтоб радостно жить было.

Одиннадцатая: Чтоб солнце всегда светило.

Двенадцатая: Чтоб матери сыновей больше не теряли.

Мать: Поняла я: когда растила детей, о своём счастье думала, а, когда потеряла их, оказалось, всем людям счастье подарила.

Вот почему мои звёзды падали: чтобы людским счастьем стать!

(Сняла чёрный платок, надела белый и присоединилась к  счастливым людям)

Мать: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.

Исполняется песня «В землянке»

Мать: Такие молодые встретили они грудью врага, защитили Родину. Единственное, чему они удивлялись, - это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослее. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся, - помнит…Помнит о подвигах, о боевых друзьях.

Вручаются цветы ветеранам. Исполняется попурри по песням военных лет. Под плавную музыку дети читают стихи.

Лежат в шкафу отцовские медали,

А ваши дети ходят в детский сад.

А мы, признаться, лишь в кино видали,

Как бьет в броню осколочный снаряд.

Но до сих пор мы слышим шум капели

Победной той и ранней той весны,

Как хорошо, что вновь скворцы запели,

Как хорошо на свете без войны!

Как хорошо смеяться и влюбляться,

Как хорошо порою погрустить.

Как хорошо встречаться и прощаться,

И просто хорошо на свете жить!

Как хорошо проснуться на рассвете.

Как хорошо, что ночью сняться сны,

Как хорошо, что кружиться планета,

Как хорошо на свете без войны!

Учитель: Миллионы погибли, чтобы на земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах.

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты обнажились,

Как роковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари пепелищ и от Хатынской боли,

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Пусть мир взорвется криком: «Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мертвый, а живой!»

Я хочу, чтоб на нашей планете

 Никогда не печалились дети.

 Чтоб не плакал никто, не болел,

 Только б хор наш ребячий звенел

 Чтоб навек все сердцами сроднились,

 Доброте, чтобы все научились.

 Чтоб забыла планета Земля

 Что такое вражда и война.

Дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»

3.

Критерии для оценки успешности мероприятия

 Самооценка:

Предлагает учащимся оценить свою работу по следующим критериям:

- что узнал нового,

- что научился делать,

- определить степень своей активности,

- определить, что не удалось, не получилось, почему.

Высказываются по заданным направлениям.