Файл: Экономическая сущность, основные характеристики и предпосылки развития системы государственных закупок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Указом 1992 г. Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом предписывалось учредить ОА «Росконтракт» и АО «Росхлебопродукт». Вышеуказанные организации должны были обеспечивать государственные закупки товаров общепромышленного применения и народного потребления, зерна, хлебопродуктов и продуктов зернопереработки.

Закон 1992 г. действовал до момента вступления в силу Федерального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (далее - Закон 1994 г.).Как отмечено в Приказе Минэкономики РФ от 30 сентября 1997 г. № 117 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению торгов на закупку товаров, квалификационному отбору поставщиков» - до вступления в действие ч. II Гражданского кодекса РФ отношения по закупкам продукции для федеральных государственных нужд регулировались практически только Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» 1994 г.6 мая 1999 г. был принят Федеральный закон № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (далее - Закон 1999 г.). В его преамбуле указано, что Закон регулирует отношения, возникающие между организатором и участником конкурса в процессе проведения конкурса на размещение заказов для государственных нужд.

Законом предусматривалось, что размещение заказов для государственных нужд осуществляется путем проведения конкурсов. Как отмечено в письме Федеральной налоговой службы, Закон 1999 г. при подготовке и проведении конкурсов предоставлял заказчику более широкие возможности для установления условий (критериев) при выборе участника - победителя, предложившего лучшие условия поставки продукции.21 июля 2005 г. был подписан Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действующий по сегодняшний день.

Таким образом, Россия обладает богатейшим опытом в области управления правоотношениями, связанными с государственными закупками. В России достаточно рано появились специальные нормативные акты, регулирующие отношения по удовлетворению потребностей государства в соответствующих товарах, работах и услугах.

Выполняя функции механизма обеспечения государственных потребностей, казенные заказы при этом являлись одной из самых действенных мер государственного регулирования экономики. Так, транспорт и оборона выступали главным источником спроса для железоделательной и топливной промышленности. Развитие грубошерстной промышленности, начиная с середины XIX в., было непосредственно связано с ростом заказов на обмундирование для армии. Значительные бюджетные средства расходовались на развитие промышленности, создавая ей добавочный спрос в лице централизованного потребителя, появившегося благодаря государству и его специфическим потребностям.


В целях дальнейшей интеграции России в мировую экономику, включая вступление в ВТО (Российская Федерация 22 августа официально стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО)).

23 июля правительство РФ уведомило секретариат ВТО о завершении Россией всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в ВТО, включая ратификацию подписанного в Женеве 16 декабря 2011 года протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 года. В соответствии с правилами организации вступление РФ в ВТО состоялось 22 августа, на тридцатый день после передачи указанного уведомления. Таким образом, протокол о присоединении РФ к ВТО вступил в силу, и Россия стала 156-м членом ВТО,

с 2006 года в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в рамках выполнения государственного заказа, действует национальный режим. Такие товары, работы, услуги допускаются для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на равных условиях с товарами российского происхождения, если иное не установлено международным договором России или федеральными законами. Национальный режим применяется только, когда аналогичный установлен иностранным государством или группой иностранных государств в отношении товаров российского происхождения.
2 Специфика государственных закупок в Российской Федерации

Исторические и экономические особенности Российской Федерации в значительной степени сформировали текущую специфику системы государственных закупок. Формирование экономических моделей подобных систем началось в развитых странах в середине прошлого века. Оно выстраивалось согласно основным капиталистическим принципам, таким как открытость информации для всех участников торгов и честная конкуренция. Напротив, плановая экономика Советского Союза способствовала появлению монополий во всех отраслях производства. Распределение государственных заказов осуществлялось верхушкой партийного аппарата без должного экономического анализа, что делало наличие конкуренции в современном понимании практически невозможным. Предполагалось, что управление небольшим количеством монополий будет эффективнее контроля за постоянно меняющимся рынком.

Развал СССР и переход Российской Федерации на новую экономическую модель поставили перед правительством задачу по скорейшему упразднению большинства монополий. За полдесятилетия была проделана серьезная работа по данному вопросу, однако, тщательный анализ показал экономическую эффективность некоторых из уже существующих монополий. Их стали называть «естественные монополии». Яркими примерами таковых являются структуры энергетики, связи и газовой промышленности.


Само понятие естественной монополии считается известным и легальным в нашей стране с момента выхода федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях». Согласно статье 3 этого закона «естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».

Стало необходимо создание новых законодательных актов для регулирования деятельности естественных монополий. Меры, предусмотренные Указом Президента РФ от 28.04.1997 г. №426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий», давно назрели, их осуществление являлось важным шагом вперед по обеспечению перехода российской экономики на рациональные методы хозяйствования, по развитию конкуренции и рыночных отношений. Параллельно должны быть устранены связанные с деятельностью естественных монополий факторы, сдерживающие экономическое развитие предприятий, создающие почву для необоснованного пользования социальными льготами.

Специфика государственных закупок у естественных монополий выражается в отсутствии конкуренции во время заказных торгов. Ввиду особой важности для государства производимых ими товаров было решено создать отдельный орган, контролирующий их деятельность. На сегодняшний день им является Федеральная Служба по Тарифам.

Второй специфической чертой системы государственных закупок Российской федерации является предоставление некоторых преимуществ отечественным производителям. В целях оздоровления ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, пострадавших от кризиса 2008 г., Правительство РФ утвердило план действий, направленных на поддержку отечественных производителей. План действий в секторе государственных закупок не потерял своей актуальности и сегодня.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона №94-ФЗ, Правительством РФ могут устанавливаться запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами), для целей размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства.


Ранее, во исполнение требований данной нормы, было принято постановление Правительства РФ от 13.06.2006 №369 «Об установлении запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – постановление №369).

Согласно указанному постановлению не допускалось приобретение для оборонных нужд импортных товаров. Исключение составляли лишь случаи, когда производство аналогичных товаров в нашей стране отсутствовало или не соответствовало требованиям заказчиков.

Таким образом, законодательство предусматривало возможность установления условий допуска импортных товаров к закупкам для оборонных нужд, однако на практике этот механизм фактически не использовался. Так, не был утвержден порядок определения заказчиками наличия или отсутствия производства интересующих их товаров в России, а проведение экспертиз о соответствии выпускаемого отечественного оборудования требованиям заказчиков не было должным образом организовано.

В связи с этим по результатам заседания Правительства РФ по вопросу недопущения приобретения товаров (в части технологического оборудования), происходящих из иностранного государства, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд обороны страны и безопасности государства Минпромторгом России совместно с Минэкономразвития России и Минобороны России было принято решение об издании нового постановления, которым будет предусмотрено, что определение государственными заказчиками наличия или отсутствия производства в Российской Федерации товаров для нужд обороны страны и безопасности государства в части технологического оборудования будет осуществляться на основе утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 №372 (далее – постановление №372) перечня технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее – перечень).

Предметом контрактов, заключаемых по результатам конкурса или аукциона, на которых предоставляется приоритет российским товарам, в основном являлись:

– пищевые продукты и напитки;

– текстильные изделия;

– одежда, мех и изделия из меха;


– кожа и изделия из кожи, шорно-седельные изделия, обувь;

– продукция органического и неорганического синтеза;

– машины и оборудование, не включенные в другие группировки;

– аппаратура медицинская;

– детали и принадлежности к автомобилям.

Указанный перечень является достаточной нормативно-правовой базой, подтверждающей отсутствие производства технологического оборудования в Российской Федерации для целей размещения заказов на поставки товаров для оборонных нужд в соответствии с постановлением №369. При этом необходимо отметить, что постановлением №372 предусмотрена процедура внесения изменений в упомянутый перечень.

В этой связи следует иметь в виду, что в случае, если оборудование поименовано в перечне, государственный заказчик вправе не устанавливать требования к происхождению продукции. А в случае, если предполагаемое к закупке оборудование не указано в перечне, государственным заказчиком должно быть установлено требование о том, что приобретается только отечественное оборудование.

В случае если оборудование в перечне отсутствует, но, по мнению заказчика, отечественное оборудование с необходимыми характеристиками не производится или не соответствует требованиям заказчика, то по его заявлению с представлением обосновывающей документации, состав которой разрабатывается и утверждается дополнительно, должна быть проведена экспертиза возможности закупки иностранного технологического оборудования. Разработку порядка проведения такой экспертизы и ее проведение предлагается поручить Минпромторгу России, осуществляющему функции по нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов.

Разработка порядка проведения экспертизы товаров, производство которых отсутствует в Российской Федерации, и ее проведение также поручена Минпромторгу России, как федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области внешней и внутренней торговли.

Во избежание срыва сроков выполнения оборонного заказа при невозможности поставки российского технологического оборудования в сроки, предусмотренные программами технического перевооружения предприятий оборонно-промышленного комплекса, в случае отсутствия такого оборудования в перечне в виду уникальности его технических характеристик Минпромторг России может выдать разрешение на проведение закупки иностранного технологического оборудования.