Файл: Экономическая сущность, основные характеристики и предпосылки развития системы государственных закупок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В связи с изложенным издано новое постановление Правительства РФ от 07.02.2011 №56 «Об установлении запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – постановление №56), которое содержит ссылку на постановление №372 и обеспечивает подготовку нормативно-правовой базы для обязательного соблюдения заказчиками технологического оборудования требований по недопущению приобретения иностранных товаров для нужд обороны страны и безопасности государства.

Реализация данных предложений позволит обеспечить контроль за расходованием бюджетных средств при размещении заказов на поставку товаров для нужд обороны страны и безопасности государства (в части технологического оборудования), повысить эффективность закупок технологического оборудования предприятиями оборонно-промышленного комплекса и обеспечить приоритет закупок отечественной продукции при условии ее соответствия зарубежным аналогам по цене и качеству.

Следует отметить, что до принятия постановления №56 федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим размещение заказа на поставку товаров для нужд обороны и безопасности, было рекомендовано до объявления торгов на поставку таких товаров обращаться в Минпромторг России для проведения экспертизы о наличии или отсутствии производства соответствующих товаров в России, а Рособоронзаказу как уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров для федеральных нужд по гособоронному заказу, при проведении контрольных проверок обращать особое внимание на недопустимость приобретения товаров (в части технологического оборудования), происходящих из иностранного государства, для нужд обороны страны и безопасности государства в случае, если по заключению Минпромторга России на территории Российской Федерации производятся аналогичные товары.

Таким образом, в России создана нормативно-правовая база, необходимая для обязательного соблюдения заказчиками технологического оборудования требований по недопущению приобретения иностранных товаров для нужд обороны страны и безопасности государства.

Третьей отличительной чертой российской системы государственных закупок стали преференций для отдельных категорий юридических лиц, получившие широкое распространение после вступления в силу Федерального закона 44-ФЗ. Так, в преференциальный перечень, предусмотренный


законом, попали следующие группы:

1. учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы;

2. организации инвалидов;

3. субъекты малого предпринимательства;

4. социально ориентированные некоммерческие организации.

При этом законом установлено, что заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.


3 Изменения закона, регулирующего государственные закупки, в 2013–2014 годах, оценка их продуктивности
В Российской Федерации система государственных закупок функционирует в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом №135-ФЗ, Федеральным законом №213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Федеральным законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), Гражданским и Бюджетным Кодексами РФ, а также другими нормативно-правовыми актами.

До принятия Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Российской Федерации органами регулирования в сфере госзакупок выступали:

  1. Федеральная Антимонопольная Служба:

  2. Федеральная Служба по Тарифам:

В последние несколько лет в России обсуждалась необходимость внедрения более совершенной формы организации государственных закупок, представленной в виде законопроекта «О Федеральной контрактной системе», создание которой было одним из требований президента Российской Федерации в Послании о бюджетной политике на 2010–2012 годы. Необходимость новых подходов в управлении ресурсами государства, обусловила создание и развитие концепции эффективного использования бюджетных средств.

В настоящее время Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон №44-ФЗ. Логичным будет исследовать данный закон в сравнении с действующим законодательством о государственных закупках – Федеральным законом №94-ФЗ. То есть, необходимо отметить, насколько удалось элиминировать в Федеральном законе №44-ФЗ недостатки Федерального закона №94-ФЗ, с целью снизить возможности оппортунистического противоправного поведения со стороны представителей заказчика, что, в свою очередь, будет способствовать и защите конкуренции.

Одним из основных преимуществ Федерального закона №44-ФЗ является усиление и централизация контроля над государственными закупками на стадии их планирования и исполнения, расширение портфеля способов закупочных процедур, модификация критериев оценки конкурсных заявок, а также повышение уровня требований к «закупочному персоналу».

Принципиально новой идеей Федерального закона №44-ФЗ в области контроля является идея общественного контроля, согласно которой гражданам, общественным объединениям и объединениям юридических лиц предоставляется право осуществлять контроль над соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.


Согласно Федеральному закону №44-ФЗ, общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе: подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов; осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона; обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления; обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что члены общественных объединений и объединений юридических лиц обязаны обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных в ходе осуществления ими общественного контроля.

На данный момент Федеральный закон 44 ФЗ содержит множество противоречивых статей, толкование и исполнение которых зависит от компетентности и объективности уполномоченных органов, а также заказчиков.

Еще одни недостатком в предложенном механизме контроля является опасность торможения процесса закупок в связи с правом общественных организаций по контролю требовать предоставления информации и обязанности предоставления такой информации.

Также, Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает различные способы закупки в зависимости от объекта закупки, рисков, связанных с ним, а также обеспечивает надежность поставщика.

В частности, обоснованные опасения вызывают положения, касающиеся процедуры контроля и размещения заказа.

1. По новому проекту расширяется выбор торгов, но не указывается, на каких основаниях заказчик должен выбирать форму проведения конкурса. Результатом предоставления свободы решения может стать несправедливое преимущество у определенной категории поставщиков в ущерб тем, кто не сможет пройти по определенным требованиям. Если рассматривать одно из нововведений – двухэтапный аукцион – на конкретном примере взаимодействия заказчика и исполнителя, можно увидеть скрытые возможности сговора. Предотвратить такие инциденты не представляется возможным, так как нет нормативных актов, предусматривающих четкую схему действия контролирующих органов в таких ситуациях.


2. Не прописаны и четкие инструкции для конкурсной комиссии в случае выбора заказчиком открытой формы подачи заявок. Несмотря на возмущение поставщиков по поводу заинтересованности отдельных лиц, новый закон унаследовал самый неприятный для исполнителей пункт. Подача заявок в открытой форме, без запечатанных конвертов может привести к повторению печального опыта. Это положение должно выражать стремление к прозрачности и доступности тендерных процессов, но на практике получится совсем другой результат – очередной повод для нечестных сделок путем сговора. В итоге могут пострадать и качество исполнения контракта, и уровень услуг в пользу менее добросовестного поставщика.

3. Сужены права поставщика при подаче заявок. Четко указано, что прослеживать процедуру на всех этапах может лишь лицо, подавшее заявку. Однако это противоречит прежним нормам, так в 94 законе были предусмотрены тонкости определенных организаций, где муниципальные компании могли контролировать закупки и подавать иски совершенно свободно. Теперь эта возможность ограничена рамками, в которых могут нарушаться предписанные ранее права. Таким образом, будет упущен важный момент – участники, не допущенные к подаче заявок по ограничениям, не смогут и влиять на качество исполнения процедуры.

4. Изменен порядок внесения и размер обеспечения заявок. Сумма, оплачиваемая поставщиком как гарантия надлежащего исполнения договора, переходит заказчику на срок от 12 до 24 месяцев. Это означает, что даже после выбора исполнителя, заключения с ним контракта и его полного выполнения у принимающей стороны есть законное право использовать деньги исполнителя по своему усмотрению. В результате могут пострадать те поставщики, чье финансовое состояние не отличается благополучием. Раньше деньги возвращались в течение месяца после объявления итогов конкурса, что позволяло использовать эту сумму для участия в других тендерах. Косвенно, новый пункт закона ограничивает деятельность мелких и крупных поставщиков и отдает приоритет крупным компаниям.

5. Формальный контроль исполнительной власти не приведет к желаемым результатам. Даже малейшие нарушения процедуры могут привести к тяжелым последствиям для качества услуг, предотвратить которые можно было бы, если комиссиям дали соответствующие полномочия.

Закон о ФКС в его первом варианте несет с собой много нововведений, которые могут пагубно отразиться на прежнем порядке закупочной системы. Большое количество пробелов в нормах, важных для создания крепкой структуры контроля, с большой долей вероятности приведет к снижению интереса участников или новому всплеску коррупции.