Файл: Отчет по преддипломной практике Специальность 40. 02. 02 Правоохранительная деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, об административных правонарушениях, о происшествиях в электронной форме, направляемых посредством официальных сайтов <1>, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

При приеме от заявителя письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации <1>, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

Устное сообщение о ранее незарегистрированном преступлении, сделанное при производстве следственного действия, на основании части четвертой статьи 141 УПК вносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления либо протоколом принятия устного заявления о преступлении.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его сообщение оформляется рапортом сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления в соответствии с частью пятой статьи 141 и статьей 143 УПК.

Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона- корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.

В талоне-уведомлении указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

При поступлении заявления о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии по телефону, либо от сотрудника органов внутренних дел, талон-уведомление о приеме и регистрации заявления не оформляется.

После регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в КУСП оперативный дежурный дежурной части принимает меры неотложного реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел. О принятых мерах неотложного реагирования и их результатах оперативный дежурный в течение дежурной смены докладывает руководителю (начальнику) территориального органа МВД России.


Проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо его заместителя (начальника отдела, отделения полиции либо его заместителя) или лиц, их замещающих, а также руководителя органа предварительного следствия территориального органа МВД России, осуществляющего соответствующие процессуальные полномочия руководителя следственного органа, либо его заместителя.

Исполнитель обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять меры к их установлению.

Если в ходе проверки заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии установлено, что в качестве заявителя указано лицо, не обращавшееся в территориальный орган МВД России, либо в заявлении и сообщении названы вымышленные адрес и (или) фамилия, имя, отчество, то заявление (сообщение) признается анонимным.

Заявления и сообщения о преступлениях подлежат проверке в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

О возбуждении уголовного дела.

Об отказе в возбуждении уголовного дела.

О передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК.

Заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в соответствии с КоАП. Срок рассмотрения таких заявлений и сообщений исчисляется с момента их регистрации в КУСП, определяется руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-

ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП.


По результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

О возбуждении дела об административном правонарушении.

Об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

О передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.

О передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

Заявления и сообщения о происшествиях рассматриваются в срок, определенный руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем (начальником) территориального органа МВД России принимается одно из следующих решений:

О передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.

О передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган ВД России по территориальности.

О приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП.

О приобщении заявления о происшествии к розыскному делу.

О передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.

Информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа.


Глава 3 Неотложные следственные действия при раскрытии и расследовании преступлений.

3.1 Неотложные следственные действия


Законодатель определяет неотложные следственные действия как действия, осуществляемые органом дознания, предварительного расследования после возбуждения уголовного дела, по которому предварительное следствие обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ).

Более детально порядок производства неотложных следственных действий регламентирован в отдельных статьях особенной части УПК РФ. Так, ч. 5 ст. 152 УПК РФ закрепляет право следователя, дознавателя производить неотложные следственные действия, установив, что уголовное дело ему не подследственно. Статья 157 УПК РФ определяет порядок производства неотложных следственных действий органом дознания при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно.

Под неотложными закон понимает следственные действия, осуществляемые уполномоченным органом после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Критерием неотложности служит опасность утраты или деформации доказательств, сокрытия лиц, подозреваемых в преступлении. Незамедлительно надо производить осмотр места происшествия, осмотр трупа, освидетельствование, допрос подозреваемого, обыск. Не рекомендуется медлить с производством действий, благодаря которым предположительно может быть получен значительный объем информации, например, с допросом потерпевшего. В случае причинения преступлением материального ущерба уже на первоначальном этапе расследования целесообразно запланировать меры по обеспечению возмещения ущерба, в частности, обыск у подозреваемого, наложение ареста на его имущество или поручение органу дознания поиска похищенного.

Вместе с тем, проведение неотложных следственных действий не должно заменять собой предварительное следствие. Орган дознания не может проводить следственные действия, не являющиеся неотложными, он также не вправе производить процессуальные действия, которые предопределяют исход расследования и могут быть выполнены только следователем, например, предъявлять обвинение, избирать меру пресечения, прекращать или приостанавливать производство по делу, составлять обвинительное заключение и т. д.


Орган дознания вправе не только производить неотложные следственные действия по возбужденному им уголовному делу, но и, в отличие от дознавателя, осуществлять по нему предусмотренные законом необходимые розыскные и оперативно-розыскные мероприятия.

Полномочия органа дознания по проведению неотложных следственных действий, осуществлению розыскной и оперативно-розыскной деятельности возлагаются на дознавателя начальником органа дознания (ч. 1 ст. 41 УПК). Вместе с тем не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
Производство неотложных следственных действий является исключением из общего правила производства следственных действий. По общему правилу следственные действия в полном объеме проводятся органом или должностным лицом, в полномочия которого входит производство предварительного расследования по конкретному уголовному делу. Данное правило представляется вполне оправданным. Выполняя следственные действия в полном объеме, должностное лицо, уполномоченное проводить предварительное следствие или дознание, более полно сможет оценить собранные доказательства.

Однако возникают ситуации, когда следователь, дознаватель, уполномоченные проводить расследование по уголовному делу, в соответствии с общим правилом соблюдения подследственности, не могут провести определенные следственные действия, промедление с проведением которых может повлечь утрату доказательств по делу (например, когда подследственность дела еще не определена). При таких обстоятельствах другой участник уголовного судопроизводства, в полномочия которого входит осуществление уголовного преследования, может проводить следственные действия, направленные на получение и закрепление таких доказательств.

В этом случае из общего правила обязательного соблюдения подследственности законодатель делает исключение в виде института неотложных следственных действий, которые проводятся органом или должностным лицом, в полномочия которого не входит проведение предварительного следствия или дознания по данной категории уголовных дел.

В Челябинской области 71,4% уголовных дел рассмотрены в особом порядке — то есть без проведения судебного следствия. При этом всего в регионе за год осуждены 17 663 человека, из которых 28% приговорены к реальному лишению свободы, сообщает пресс-служба областного суда со ссылкой на доклад заместитель председателя областного суда по уголовным делам Александра Зимина, что говорит о качестве производства неотложных следственных действий.