Файл: 1 Мировоззрение, его сущность, типы мировоззрения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку, проблемы, материальной сущности мира, сознания смысла человеческой жизни, смерти и бессмертия;

2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты — истина, а не заблуждение, что есть истина, каковы критерии истинности наших знаний, как и чем человек, познает окружающий мир;

3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть что есть добро, зло, благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?

4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности, проблемы вмешательства человека в окружающий мир, взаимодействие человека с окружающим миром, проблемы войны и мира, экологические и демографические проблемы, развитие цивилизаций, проблемы наркомании, СПИДа и международного терроризма, проблема возрождения духовности .

5. Социально-культурный способ развития человека, позволяет ввести в проблемное поле философии проблемы воспитания и образования человека, как цель человеческой деятельности и как главное средство этого развития через приобретение в процессе воспитания и образования способности думать и осваивать культуру;

Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

Результатом философской рефлексии являются философские знания.

6. Так же одной из главных проблем философии является отношение человека к миру в целом и место человека в этом мире.

Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа. Рефлексия есть осознание, осмысливание и обоснование того, над чем она осуществляется. Саморефлексия - сам себе обосновывает свои поступки. Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности. Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога,
любви и счастья, свободы и неволи. Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии.

12) Предмет философии. Структура и функции философии

Философия самая древняя область знания. Она возникла в 1 тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение философии было подготовлено. Во-первых, накоплением знаний. Во-вторых, неудовлетворенностью господствующим в обществе религиозными и мифологическими представлениями о мире.

Философия (с греч. «фило»-люблю, «софия»- мудрость)- "любомудрием".

Философия - это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры, определенной эпохи, то есть ее квинтэссенции (сгусток, результат) .

Философия - это форма общественного сознания, это учение об общих принципах бытия и сознания и об отношении человека к миру.

Философия - наука, об общих законах развития природы, общества и мышления.

Как наука философия собирает, обобщает и анализирует информацию с целью получения новой. Эти знания концентрируются в понятиях философских категориях, общих принципов и законах образующих целостную систему.

Философия вырабатывает обобщенную систему знаний на мир и место человека в нем. Она исследует познавательные, целостные, социально – политические, нравственные и эстетические отношения человека к миру.

Итак, предметом философии является отношения человека к миру.


МИР

гносеология


ЧЕЛОВЕК

онтология

аксиология

праксиология

Онтология - учение о бытии, как таковом. Гносеология- теория познания. Аксиология - наука о ценностях

Для чего нужна философия? В эпоху Монополь, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле.

Глобальные проблемы:

1.Война и мир 2. Экологическая 3.Энергетическая 4.проблема голода стран третьего мира 5.перенаселение наряду с угрозой, уничтожение некоторых народов 6.международного терроризма 7.вирусные заболевания. 8.насилие над детьми.


Региональные проблемы:

1.питание, следовательно, выживание. 2.национальные проблемы. 3.экологического кризиса. 4.социальное неравенство, бедность. 5.безработица. 6.наркомания.

Как жить в быстро развивающем мире? Найти свое место в мире. Кто мы – человечество? Каково наше назначение в мире? В чем смысл жизни? Какими ценностями должен руководствоваться?

Ответ на все эти вопросы требует осмыслить, посмотреть на мир. Способность к различному мышлению является врожденной, ее требуется развивать. Главный путь это усвоение и достижение философской культуры поскольку, философия всегда решала коренные жизненные вопросы. В центре философии всегда стоял вопрос о человеке, о его месте в жизни, о смысле этой жизни. Отсюда и глобальное назначение философии, помочь человеку ориентироваться в жизни.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:

1. Мировозрение – это система наиболее общих теоретических взглядов и представления человека о мирке, и осознание им своего места в этом мире.

Основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы определяют жизненную позицию в жизни.

2. Металогическая – философия разрабатывает законы, которые являются основой для познания мира.

3. Гносеологическая (теоритическо – познавательная)философия разрабатывает формы и методы научного познания, с целью его преобразования в соответствия с потребностями человека.

4. Целостно – ориентационная- философия восстанавливает иерархию ценностей, способствуют их переоценки в меняющем мире.

5. Прогностическая- философия прогнозирует модели будущего развития

6. Интеграционная- философия позволяет обобщить все формы человеческого опыта

7. Критическая - философия призваны разрушать домены.

1. Предметом называется круг вопросов, которые изучает, философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; аксиология (учение о человеческих ценностях); праксиология (учение о практической деятельности)

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; происхождение бытия; материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; природа; природа и общество и иные вопросы.


Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.

Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

2. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - ее модус - есть проявление материи.

Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)

Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума.)

13) Картины мира: мифологическая, религиозная, философская, научная. Место человека в картине мира

Вопрос вопросов для человечества – это определение места человека в природе и его отношение к Космосу. Человек по мнению А.Энштейна, стремится создать простую и ясную картину мира. Этим занимается и художник, и поэт, и философ, и естествоиспытатель, но каждый по-своему.

Другими словами, определение места человека во вселенной связано с построением картины мира как упорядоченной целостности, объединяющей разнообразные знания, на основе системообразующего начала ( принципа или идеи ), задающего мировоззренческую установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем самым картина мира всегда мировоззренчески окрашена.

Картина мира отводит человеку определенное место во вселенной и помогает ориентироваться в бытии. Она формирует образ вселенной и человека как соизмеримых и взаимозависимых целостностей.

Мифологическое постижение мира
, как целостности имеет созерцательное основание и предстает в виде конкретно-чувственного образа, в котором воспринимаемое и воображаемое человеком слиты воедино, а сам образ мира включает человека во все стороны космического целого.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Научное миропонимание упорядочивает определенную сферу явлений мира как целостность по правилам определенной науки с использованием её особого языка. Но такие локальные картины дают мозаичную панораму, и чаще всего физическую картину мира принимают за наглядный образ мира в целом.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно ( в мысли, в слове ). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не "вширь", а "вглубь", не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности.

Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека.

Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты - их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.