ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сборник научных трудов
70
Рис. 1. Технология реализации пакетного решения
Базовый пакет включает в себя обучение школьных команд по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, которые реализуются с использованием дистанционных образовательных технологий, участие в стажировках у ведущих педагогов региона, а также использование информационного и методического ресурса сетевого портала
Педсовет66.
Расширенный пакет предполагает возможность выбора школьными командами дополнительных модулей в зависимости от потребностей и запросов педагогов. Дополнительные модули основываются на активной деятельности самих педагогов в обучающих мероприятиях по освоению образовательных технологий, способствующих формированию функциональной грамотности школьников, в онлайн-форматах взаимодействия и поддержки, в совместном создании методических продуктов и ресурсной карты эффективных практик, в проведении мониторинга по оценке эффективности образовательного процесса, в различных проектировочных и рефлексивных сессиях.
Следует подчеркнуть уникальные достоинства данного пакетного решения:
– гибкость и модульность представления учебно-методического материала, т. е. возможность оперативно вносить в него изменения в соответствии с изменениями законодательной базы;
– возможность индивидуализации программы профессионального развития с учетом потребностей школьных команд;
– организация процесса профессионального развития по принципу
«открытого обучения» – по расписанию, удобному для командной работы;
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
71
– возможность овладения педагогами эффективными практиками формирования и оценивания функциональной грамотности школьников во время стажировок, мастер-классов, семинаров ведущих педагогов региона;
– использование информационных ресурсов сетевого методического объединения Педсовет66.
Обязательным элементом региональной модели является распространение лучших управленческих и педагогических практик по формированию и оцениванию функциональной грамотности обучающихся, их обязательное внедрение в образовательный процесс. Для этого организуются стажировки на площадках образовательных организаций, которые созданы в каждом управленческом округе региона. Заметный эффект приносит и тьюторское сопровождение школьных команд, анализ организации образовательного процесса.
Именно в рамках тьюторского сопровождения была организована индивидуальная работа с педагогами школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в сложных социальных условиях, по проектированию уроков, направленных на формирование и оценку читательской грамотности обучающихся. Так, онлайн-посещения уроков позволили выявить дефициты учителей, связанные с подготовкой текстов к уроку, разработкой алгоритма выполнения заданий, оцениванием. Поэтому акцент во время групповых и индивидуальных онлайн-консультаций был сделан именно на проектировании этапов работы с текстом, направленных на понимание структуры предлагаемого текста, авторской идеи, прогнозирование, на отработку логических алгоритмов.
Кроме того, непосредственное наблюдение уроков, их методический анализ позволили выявить проблемы, которые требуется решить региональным стажировочным площадкам.
Проблема 1: планирование учебного занятия. На недостаточном уровне учителя-предметники владеют приемами работы с текстом, как правило, на уроке предлагается прочитать и поработать с текстом учебника – найти ту или иную информацию в параграфе, представленную в явном виде. Другие форматы текстов – научно-публицистический, СМИ, графический – в урок не включаются или используются достаточно редко. Связано это с необходимостью выполнения педагогами подготовительной работы, направленной на разработку заданий, подготовку текста для последующей работы учащихся. Онлайн-посещения уроков показали, что учителя, как правило, работают с одними и теми же обучающимися, которые смотивированы на обучение, имеют достаточно хорошие образовательные результаты. Отстающие, слабые обучающиеся чаще всего в уроке не участвуют, педагоги чаще всего на это не обращают внимание.
Проблема 2: организация работы с информацией. Педагоги-предметники выстраивают работу с текстом по следующему шаблону – прочитай – ответь на вопросы. Как правило, отсутствуют качественная работа с текстом на
Сборник научных трудов
72
дотекстовом, послетекстовом этапах, обучение выстраиванию логических связей, прочтению контекстной информации.
Проблема 3: мотивация и рефлексия. Мотивация учащегося связана с ответом на три главных вопроса: зачем ученику что-то читать и знать; что необходимо знать; как это применить. За редким исключением ответ на данные вопросы учитель не дает. Более того, отсутствует конкретная и измеримая цель урока, ученики не могут соотнести с ней результат своей работы, на этапе целеполагания не определяются задачи, критерии, в соответствии с которыми обучающийся мог бы провести самооценивание. Отсутствует и качественная оценка учителя, не определяются трудности, с которыми столкнулись обучающиеся при работе и пути из преодоления.
Заставил задуматься следующий факт: некоторые учителя-предметники
(история, обществознание, география) порой сами не могут выделить авторскую идею и авторскую систему аргументов, определить назначение текста, способы авторского воздействия на читателя. Школьным командам было предложено организовать обучающие семинары в рамках методических объединений.
Благодаря помощи тьюторов сегодня во всех муниципальных образованиях и школах региона разработаны Планы мероприятий (Дорожные карты), направленные на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, проводится самодиагностика обучающихся, организована работа на платформе «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности», в школах обеспечен контроль включения заданий по формированию читательской грамотности в содержание учебных занятий.
Также было скорректировано содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по формированию читательской грамотности, реализуемых ГАОУ ДПО СО «ИРО», разработаны новые программы, которые вошли в Федеральный реестр образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования:
– Технологии разработки и применения практико-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности обучающихся, обучение с использованием ДОТ (72 ч.);
– SMART-технологии как средство формирования у обучающихся навыков работы с информацией, обучение с использованием ДОТ (40 ч.);
–
Формирование и оценивание функциональной грамотности обучающихся: глобальные компетенции, обучение с использованием ДОТ;
– Формирование и оценка универсальных компетентностей обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, обучение с использованием ДОТ (40 ч.).
Разработаны новые модули дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Формирование функциональной грамотности обучающихся», регулярно проводятся вебинары, обеспечивающие посткурсовое сопровождение педагогов.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
73
Нужно отметить, что методическое сопровождение школьных команд на основе пакетного решения позволило сформировать площадки для проведения стажировочных практик.
Выводы
Реализация пакетного решения методического сопровождения профессионального развития педагогов в области формирования и оценивания функциональной грамотности позволяет:
– сформировать систему методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования на основе персонификации и адресности, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
– обеспечить фасилитацию переноса приобретенных профессиональных компетенций в ежедневную педагогическую практику;
– обеспечить выявление и распространение эффективных педагогических практик;
– создать сеть методической поддержки педагогических работников.
Сборник научных трудов
74
ОПЫТ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И
ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПЕНЗЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ
Сосновская Ольга Олеговна, директор центра начального общего образования государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт регионального развития Пензенской области»,
440049, г. Пенза, ул. Попова, д. 40, e-mail: nachobr_piro@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрен опыт работы с обучающимися по формированию и оценке функциональной грамотности в Пензенской области: от младших школьников до старшеклассников через реализацию региональных проектов, образовательных технологий, конкурсных мероприятий, работу инновационных площадок ГАОУ ДПО ИРР ПО.
Ключевые
слова:
функциональная грамотность обучающихся,
«PROчтение», «Сурские эрудиты», ТРИЗ-педагогика.
В современном мире объективной исторической закономерностью является повышение требований к уровню образованности человека.
Функциональная грамотность школьников сегодня является показателем качества образования, ключевой основой формирования универсальных учебный действий. Этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего.
Переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности обучающихся закреплена в федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования на концептуальном уровне как приоритетная задача. Именно на уровне начального образования важно обеспечить условия для ее развития и освоения основных умений познавательной деятельности, потребности и желания учиться и взаимодействовать с внешней средой. В разделе «Требования к условиям реализации программы НОО» функциональная грамотность младших школьников определяется как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включая овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию [6].
Формирование функциональной грамотности обучающихся – задача, которую отдельно взятый учитель решить не может. Этот процесс не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, он логично и системно
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
75 должен быть интегрирован в учебную программу как обязательная составляющая на всех уровнях обучения, как базовое образование личности.
Для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, для достижения требований федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, повышения качества образовательных результатов образовательным организациям важно следовать следующим направлениям:
- организовать работу по преемственности между уровнями образования, в том числе формирование умения учиться;
- внедрять в образовательный процесс современные методы и технологии обучения;
- разработать программу развития функциональной грамотности обучающихся;
- составить дорожную карту образовательного учреждения по формированию и оценке функциональной грамотности;
- реализовывать региональные проекты по формированию функциональной и финансовой грамотности обучающихся;
- проводить анализ результатов оценочных процедур: проблемные места, причины возникновения, определять пути решения.
В Пензенской области работа с обучающимися по формированию и оценке функциональной грамотности в образовательных организациях выстраивается от младших школьников до старшеклассников как через реализацию региональных проектов, образовательных технологий, конкурсных мероприятий, работу инновационных площадок ГАОУ ДПО ИРР ПО, так и интеграцию в урочную и внеурочную деятельность.
Вспомним слова К. Д. Ушинского: «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Любая информация, задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. С января 2017 года в Пензенской области, с целью создания в образовательных организациях региона читательской среды для повышения читательской компетенции, осознания чтения как личностно значимой ценности, реализуются образовательная технология «PROчтение». За годы реализации образовательной технологии
«PROчтение» наблюдаются позитивная динамика интереса к семейному чтению, повышение читательской компетенции обучающихся, рост числа активных участников конкурсных мероприятий, направленных на популяризацию чтения и повышение читательской грамотности. Так, Всероссийский марафон по читательской грамотности для младших школьников «Читаем для жизни», организованный
АО «Издательство «Просвещение» (г. Москва) заинтересовал и объединил более 60 % четвероклассников Пензенской области на муниципальном этапе его проведения.
Сборник научных трудов
76
В качестве методического сопровождения сотрудниками ГАОУ ДПО ИРР
ПО А. К. Григорьевой и И. И. Московкиной разработаны и изданы федеральными издательствами учебной литературы пособия, тренажеры, направленные на совершенствование смыслового чтения в процессе работы с научными и учебными текстами разных жанров на уроках и факультативных
(элективных) занятиях.
Традиционно младшие школьники города Пензы, а с этого учебного года и региона, весной погружаются на два дня в образовательно-развивающую игру, ориентированную на формирование основных универсальных учебных действий, на развитие у обучающихся навыков интеллектуально-творческой, исследовательской деятельности - интеллектуально-творческий марафон
«Сурские эрудиты». 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Это факт стал основной темой конкурсных заданий первого и второго этапов марафона.
Задания были связаны с историей и культурой Пензенской области. Младшие школьники, принимая участие в третьем этапе «Ростки России», при выполнении индивидуального задания выбирали предметную область
(математика, русский язык, литература, окружающий мир). Заключительный этап марафона «Думай креативно!» предполагал командное участие в решении головоломок для спидкубинга, логической игры «Танаграм», а также задач с применением конструктора Cuboro. Младшие школьники решали и творческие задачи, применяя различные методы познания, конструировали новые способы обоснования. Решение поставленных задач марафона требовало от ребят интеграции знаний из различных образовательных областей. По материалам марафона издан электронный сборник, который содержит исторические факты развития интеллектуально-творческого марафона «Сурские эрудиты», методические материалы, конкурсные задания, направленные на формирование функциональной грамотности [5].
В мае 2022 года с оценки читательских умений обучающихся 3-х классов стартовал региональный марафон по функциональной грамотности для младших школьников. Всего ребятам предстоит пройти пять туров марафона.
Заключительный тур состоится в ноябре в форме командного состязания на чемпионате по финансовой грамотности.
Для оценки функциональной грамотности обучающимся предлагается найти решение задач, которые отличаются от традиционных школьных заданий и характерны для реальных жизненных ситуаций. Анализ результатов каждого тура позволит как на уровне образовательной организации, так и на уровне муниципалитета и региона в целом оценить читательские, математические, естественно-научные умения младших школьников, определить проблемные места, подобрать пути решения.
Пензенские педагоги убеждены, что финансовая грамотность – необходимая часть жизни современного человека, и чем раньше начать обучение ее основам, тем более подготовленным школьник войдет во взрослую жизнь. Команды пензенских старшеклассников активно принимают участие в