Файл: Сборник научных трудов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
77 онлайн-уроках, занимают призовые места на Всероссийском чемпионате по финансовой грамотности. По итогам предыдущих лет Пензенская область зарекомендовала себя как лидер ВЧФГ. В 2021 году регион занял первое место среди 72 субъектов Федерации в рейтинге знатоков финансовой грамотности.
С целью популяризации и распространения ТРИЗ-технологии в общеобразовательных организациях Пензенской области с января 2017 года реализуется образовательная технология «Школа ТРИЗ-педагогики. Школа креативного мышления». Ежегодно проводятся региональные креатив-бои для старшеклассников и интеллектуальная игра с элементами креатив-боя
«Лаборатория Z: От Почемучек к Потомучкам» для младших школьников.
Пензенские школьники активно принимают участие в международном конкурсе «Кубок ТРИЗ Саммита», который проводится по возрастным категориям 8–10, 11-14 и 15-17 лет, а также для преподавателей.
По итогам Конкурса 2020 – 2021 года, 20 работ школьников из
Пензенской области были отмечены как победители международного этапа, из них 6 работ – обладатели Гран-при, 6 работ – 1 место, 5 работ – 2 место, 3 работы – 3 место.
По итогам Конкурса 2021 – 2022 года, 26 работ школьников из
Пензенской области принесли победу на международном этапе, из них 6 работ
(8 школьников) – обладатели Гран-при, 8 работ (15 школьников) – 1 место, 8 работ (17 школьников) – 2 место, 4 работы (4 школьника) – 3 место. В категории «Преподаватели ТРИЗ» педагог из города Кузнецк заняла первое место.
В рамках работы инновационных площадок ГАОУ ДПО ИРР ПО «Cuboro
– думай креативно», «3D моделирование с использованием конструктора
Фанкластик» для обучающихся 3–8 классов региона проводятся мастер-классы, чемпионаты по 3D моделированию с использованием конструктора
Фанкластик, чемпионаты по Cuboro.
Для образовательных организаций региона сотрудниками ГАОУ ДПО
ИРР ПО разработаны методические пособия для школьников по изучению современных языков программирования. Региональный фестиваль-конкурс по программированию в визуальной среде программирования Scratch традиционно собирает обучающихся 5–9 классов на состязание. Проводятся международные олимпиады (Пенза - Израиль) по программированию на языке Java среди старшеклассников. Обучающиеся 10–11 классов изучают высокоуровневый язык программирования Python. Выполнение заданий по программированию ориентирует школьников на актуальность и потенциальную возможность использования приобретаемых знаний и умений, способствует формированию у обучающихся готовности к их применению в дальнейшей практической деятельности.
Подготовка функционально грамотных школьников с высоким уровнем амбиций и высокой образовательной активностью – это условие социально- экономического развития страны, показатель качества образования.


Сборник научных трудов
78
Успехи, которые демонстрируют пензенские школьники, с одной стороны, подтверждают положительный опыт работы по формированию функциональной грамотности в образовательных организациях, которые они представляют; с другой стороны, определяют ориентиры для остальных образовательных организаций региона. За каждой победой пензенского школьника стоят мастерство учителя и их сотрудничество в учебной деятельности!
В рамках реализации регионального проекта «Формирование и оценка функциональной грамотности как инструмент повышения качества общего образования в Пензенской области» продолжается работа по разработке общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся. С целью повышения профессиональных компетенций для педагогов организуются семинары, стажировочные и диалоговые площадки на базе образовательных организаций, имеющих опыт системной работы по формированию функциональной грамотности. Вопросы формирования функциональной грамотности включены в программу всех курсов повышения квалификации педагогов.
Важным ресурсом является то, что педагоги понимают, что перед ними стоит огромная задача - пройти вместе с детьми долгий и трудный путь в
«завтра». Мотивация учителей способствует росту их профессиональных компетенций, созданию механизмов организации сотрудничества и обмена опытом по вопросам формирования и оценке функциональной грамотности обучающихся.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   28

Список литературы
1.
Виноградова Н. Ф., Хомякова И. С., Рыдзе О. А. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя. М.: Просвещение / Вентана-Граф, 2018. 288 с.
2.
Григорьева А. К., Москвина И. И. Смысловое чтение учебного и научного текста. Теория и практика. Учебное пособие. М.: Флинта, 2021. 176 с.
3. Григорьева А. К., Москвина И. И. Смысловое чтение. 6 класс. Рабочая тетрадь / Л. Д. Лаппо. М.: Экзамен, 2020. 80 с.
4. Григорьева А.К., Москвина И.И.: Смысловое чтение. 5 класс. Тренажер
/ Н. К. Лошкарева. М.: Экзамен, 2021. 96 с.
5. Сосновская О. О., Козлова Л. Ю., Капустина А. А. Региональный интеллектуально-творческий марафон «Сурские эрудиты» для младших школьников. Сборник методических разработок заданий этапов марафона 2022 год [Электронный ресурс] // ГАОУ ДПО «Институт регионального развития
Пензенской области».
Пенза,
2022.
URL: https://irrpo.pnzreg.ru/news/education/396206/ (Дата обращения 01.06.2022).
6. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. М.: Вако, 2022. 160 с.

«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
79
References
1. Vinogradova N. F., Khomyakova I. S., Rydze O. A. Functional literacy of a junior schoolboy. Didactic support. A book for a teacher. M.: Enlightenment /
Ventana-Graf, 2018. 288 p.
2. Grigorieva A. K., Moskvina I. I. Semantic reading of educational and scientific text. Theory and practice. Textbook. M.: Flint, 2021. 176 p.
3. Grigorieva A. K., Moskvina I. I. Semantic reading. 6th grade. Workbook/
L.D. Lappo. M.: Exam, 2020. 80 p.
4. Grigorieva A. K., Moskvina I. I.: Semantic reading. 5th grade. Simulator /
N.K. Loshkareva. M.: Exam, 2021. 96 p.
5. Sosnovskaya O. O., Kozlova L. Yu., Kapustina A. A. Regional intellectual and creative marathon «Sursky erudites» for younger schoolchildren. Collection of methodological developments of tasks of the 2022 marathon stages [Electronic resource] // GAOU DPO «Institute of Regional Development of the Penza Region».
Penza, 2022. URL: https://irrpo.pnzreg.ru/news/education/396206
(Accessed
01.06.2022).
6. Federal state educational standards of primary and basic general education.
Moscow: Vako, 2022. 160 p.

Сборник научных трудов
80
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ФЕВРАЛЕ-МАРТЕ 2022 ГОДА: КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
Тяглова Елена Григорьевна, кандидат физико-математических наук, доцент научно-методического отдела, заместитель первого проректора КГАУ ДПО
«Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»,
660079, г. Красноярск, e-mail: tyaglova@kipk.ru
Аннотация. В статье представлена система подготовки педагогов и учащихся к международному исследованию PISA в период февраль – март
2022 г. Описаны управленческие решения и циклограмма методических действий на уровне края, которые в кратчайший срок привели к изменениям результатов учащихся и деятельности педагогов по достижению этих результатов.
Ключевые слова: функциональная грамотность, система работы по формированию изменений в практике учителя, формирование функциональной грамотности, открытый банк заданий.
Тема глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования на сегодняшний день важна для страны, об этом говорится в Указе Президента РФ В. В. Путина от 7 мая 2018 года [5].
Комплексный подход к анализу конкурентоспособности образования невозможен вне контекста международных исследований качества образования.
Заметим, что именно образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как через них рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпов. Именно результаты международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA служат целевыми показателями качества образования страны, которые отражены в
Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018–2025 годы) от
26 декабря 2017 года [1].
Особый интерес в ряду обозначенных выше международных сравнительных исследований представляет исследование PISA, в программе которого впервые реализуется компетентностный подход в оценке образовательных достижений. Исследование PISA ставит своей целью проверку подготовки молодежи к «взрослой» жизни, что отличает его от других международных исследований. Другими словами, цель исследования PISA – это проверка уровня сформированности функциональной грамотности 15-


«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
81 летних обучающихся, если под функциональной грамотностью понимать способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Подробное описание самого исследования, а также результаты его проведения в течение нескольких лет представлены на сайтах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [3] и Центра оценки качества образования [4].
Следует отметить, что уже с 2018 года в общем образовании ведется системная и последовательная работа по подготовке профессионального сообщества к формированию функциональной грамотности обучающихся: на всероссийском уровне ИСРО РАО консолидирует и инициирует методическое сопровождение педагогов и методистов, а на региональном уровне в
Красноярском крае данная деятельность в муниципалитетах и образовательных организациях инициируется и координируется Красноярским институтом повышения квалификации (КИПК).
В апреле – мае 2022 года учащимся из 43 субъектов РФ предстояло принять участие в международном исследовании PISA по 5-ти направлениям функциональной грамотности: читательской, математической, естественно- научной, финансовой и креативному мышлению. О вхождении семи школ
Красноярского края в выборку для участия в международном исследовании
Министерству образования Красноярского края стало известно из письма
ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» от 24.01.2022 № 118 «О подготовке к исследованию качества образования». На совещании, посвящённому вопросам организации участия школьников в PISA – 2022, заместитель Министра просвещения РФ А.В. Зырянова поставила регионам задачу на ближайшие два месяца усилить методическое сопровождение учителей и подготовку учащихся по работе с заданиями, составленными в соответствии с методологией PISA для достижения целевых показателей качества образования страны, которые отражены в Государственной программе
РФ «Развитие образования»
На федеральном уровне была организована входная и итоговая диагностика по каждому из пяти направлений функциональной грамотности.
Методическое сопровождение обеспечивалось еженедельными вебинарами
ФГБНУ «Институт стратегии развития оразования Российской академии образования» одновременно по каждому из направлений функциональной грамотности. В рамках данных вебинаров формулировалось домашнее задание для педагогов, которое следовало выполнить в течение следующей рабочей недели. Федеральный методический центр Академии Минпросвещения России также еженедельно проводил вебинары по одному виду функциональной грамотности. Координация деятельности региональных методических команд осуществлялась ведущими экспертами Федерального методического центра по направлениям: математическая грамотность, читательская грамотность и естественно-научная грамотность. Координация всей деятельности в регионах по реализации плана мероприятий, входящих в систему подготовки к участию в
PISA – 2022, осуществлялась Министерством просвещения РФ.


Сборник научных трудов
82
Осознавая важность поставленных задач перед регионом, Министерство образования Красноярского края выделило три основных направления работы на период февраль – март 2022 г. со школами-участницами исследования:
- обеспечение организационной и материально-технической готовности;
- обеспечение уровня готовности обучающихся и педагогов к участию в исследовании;
- информационное обеспечение подготовки к исследованию.
По каждому направлению были назначены ответственные от регионального до институционального уровней (директора школ, руководители муниципальных органов управления, руководители муниципальных методических служб, ректор КИПК, директор КГКСУ «ЦОКО», региональный координатор по подготовке к PISA – 2022), разработаны и утверждены планы- графики подготовки к исследованию. Еженедельно по пятницам проводилось онлайн совещание при Министерстве образования со всеми ответственными по текущим вопросам, обозначенным в утвержденных планах. Поскольку вопрос подготовки школьников из семи школ края к участию в исследовании имел высокую важность на федеральном уровне, то выстраивание жесткой управленческой вертикали на уровне краевой системы образования стало залогом своевременно принимаемых решений и их обязательного исполнения в кратчайшие сроки.
Особое место в системе подготовки учащихся и педагогов отводилось институту повышения квалификации.
С одной стороны, по замыслу Федерального методического центра методическое сопровождение учителей школ должны были осуществлять методисты регионального методического актива, но в крае на конец января только завершался отбор команд муниципалитетов для формирования методического актива, и поэтому было принято решение собрать две команды методистов из числа преподавателей КИПК. Команды методистов КИПК состояли из руководителей, разработчиков и преподавателей треков ЦНППМ
«Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Естественно- научная грамотность», «Финансовая грамотность». Для методического сопровождения по креативному мышлению привлекли преподавателей КИПК, которые занимались формированием креативного мышления учащихся на предметной области «Иностранный язык». И несмотря на то, что команд по факту было две, работали они в едином подходе.
Помимо методического сопровождения педагогов школ необходимо было практически ежедневно сопровождать школьные управленческие команды: координировать участие учителей в семинарах ФГБНУ «Институт стратегии развития оразования Российской академии образования», ФМЦ «Академия
Минпросвещения
России», семинарах
КИПК, информировать и консультировать директоров по вопросам подготовки к исследованию, собирать информацию об изменениях в образовательном процессе, о текущем состоянии дел в школе в ходе подготовки к еженедельным онлайн-совещаниям