Файл: Выделить роль и место экономической безопасности в системе категорий национальной безопасности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие № 5
1. Охарактеризовать сущность финансовой безопасности.
Финансовую безопасность следует рассматривать в качестве ключевого вида внутриэкономической безопасности.
Как научная категория финансовая безопасность может трактоваться по-разному.
В частности, ее можно понимать как безопасное, то есть нормальное функционирование сферы финансов, соответствующее полномасштабному выполнению ее органами и предприятиями их функций, а под обеспечением финансовой безопасности - создание благоприятных условий для нормального функционирования и устойчивого позитивного развития сферы финансов.
Переходя к более детальному рассмотрению этого определения, начнем с трактовки его базового понятия «сфера финансов». Эта сфера включает в себя понятие «финансовые потоки»:
− во-первых, финансовые потоки, как и включающая их сфера финансовой деятельности, не существуют сами по себе. Они – неотъемлемая часть социума и созданного им хозяйственного комплекса и призваны обслуживать их нужды. Иначе говоря, финансовая сфера – явление социальное, подчиненное потребностям людей и ими же созданное и развиваемое;
− во-вторых, что финансовые потоки чрезвычайно важны для экономики, потому что альтернативы им нет. Поэтому любой хозяйствующий субъект может нормально функционировать только тогда, когда его финансовая система работает без сбоев, то есть когда обеспечено ее безопасное функционирование и возможность ее дальнейшего устойчивого позитивного развития.
Таким образом, безопасность финансовой системы или финансовая безопасность (ФБ) также есть социальное явление, выступающее в качестве объективно существующего и минимально необходимого условия существования любого хозяйствующего субъекта. Финансовая система страны сложна и многофункциональна.
Она содержит в себе самые различные виды финансовой деятельности: налогообложение, формирование бюджетов и внебюджетных фондов разных уровней, расходование бюджетных средств, самые разнообразные наличные и безналичные платежи, формирование золотовалютных резервов, эмиссию денег и ценных бумаг, деятельность фондовых бирж, операции с валютой и драгоценными металлами, управление государственным и корпоративным долгом, разнообразные банковско-кредитные операции, страхование жизни и имущества, финансовый контроль и т.д. И каждый из этих видов деятельности нуждается в обеспечении его безопасности.
2. В чем состоят национальные интересы России в налогово-бюджетной сфере?
В налогово-бюджетной сфере национальные интересы заключаются в обеспечении достаточности бюджетных ресурсов для полноценного выполнения государством своих функций, в наращивании бюджетного потенциала в условиях его сбалансированности и нормализации корпоративных финансов на основе:
– обеспечения устойчивости бюджетной системы, приведения финансовых ресурсов государства в соответствие с его финансовыми обязательствами с целью достижения на этой основе сбалансированности доходов и расходов бюджета, снижения внешнего и внутреннего долга государства;
– защищенности налогово-бюджетной сферы от высокой инфляции, осуществления эффективного государственного контроля за формированием внутренних цен на продукцию и услуги естественных монополий, учитывающего потребности воспроизводства во всех отраслях экономики, а также уровень доходов хозяйствующих субъектов и населения;
– создания оптимальной налоговой системы, стимулирующей предпринимательскую, инновационную и инвестиционную активность, инвестиционную и инновационную деятельность и занятость населения;
– повышения эффективности использования госсобственности, увеличения соответствующих доходов бюджетной системы и госсектора экономики;
– усиления роли бюджетной политики в качестве инструмента, направленного на стимулирование инвестиционной и инновационной активности и обеспечение динамичного роста экономики;
– повышения эффективности управления государственными активами и пассивами и всей системы регулирования государственных финансов;
– создания единой системы государственного финансового контроля на федеральном и региональном уровнях, формирование эффективных механизмов контроля над финансовыми потоками в финансово-промышленных группах, естественных монополиях и крупнейших корпорациях, вносящих наибольший вклад в бюджетную систему.
3. Что даст России вступление в ВТО с точки зрения обеспечения финансовой безопасности страны?
Главными угрозами экономической безопасности России при членстве в ВТО могут выступить: сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений.
К вероятным угрозам, например, от участия России в ВТО относятся: значительное усиление конкуренции со стороны импортёров; ограничение роли государства в регулировании экономикой; сокращение доходов Федерального бюджета в виде таможенных платежей; регулирование ВТО деятельности государственных коммерческих предприятий.
К потенциальным угрозам, не оценка, не упреждение которых делает экономическую безопасность страны уязвимой так же нужно отнести: расширение сферы коррупции чиновников и должностных лиц; банкротство или поглощение мелких отечественных финансовых институтов и слабых производств; угрозы малому бизнесу; инвестиционный кризис; кризис в социальной сфере (рост безработицы, снижение жизненного уровня, рост преступности); продовольственная зависимость; кризис промышленной политики (ВТО определяет промышленную политику); усиление роли ТНК в экономике страны; угроза усиления оттока капиталов; кризис отраслей высокотехнологичных производств (производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и продукции на их основе) и выталкивание их с международных рынков; иммиграционные процессы и др. При этом основными потенциальными внешними факторами угроз экономической безопасности России в системе ВТО могут выступать: стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств — участников Содружества Независимых Государств; притязания на территорию Российской Федерации.
Практическое занятие № 6
-
Охарактеризовать сущность безопасности предпринимательской деятельности.
В условиях становления в нашей стране рыночной системы хозяйствования и при известной необходимости вмешательства государства в рыночные процессы с целью ослабления так называемых «провалов рынка» иметь представление о безопасности предпринимательской деятельности становится весьма актуальным практически для всех институтов российского государства. К тому же предпринимательское сообщество становится в условиях рынка и основным контрагентом государства. В России с конца 80-х – начала 90-х гг. ХХ в. численность предпринимателей и вообще лиц, занятых в частном секторе экономики, неуклонно растет. Так, в 2010 г. частные предприятия составили 84,1% от общего числа зарегистрированных в России предприятий (тогда как в 1996 г. их было только 63,4%). Из года в год увеличивается вклад российского предпринимательства в народное хозяйство, проявляющийся в соответствующей доле инвестиций частного сектора в ВВП страны. Уже сейчас он стал определяющим (более 60%). Вследствие всего этого государству становится отнюдь небезразлично то, в каких условиях развивается предпринимательская деятельность в нашей стране, и в том числе, разумеется, и то, как обеспечивается безопасность этой деятельности. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предпринимательская деятельность есть самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Субъектами предпринимательства в России могут быть граждане Российской Федерации и иностранных государств, а также объединения граждан, осуществляющих коллективное предпринимательство. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, в том числе производственную, торгово-закупочную, банковско-кредитную и консультационную деятельность, коммерческое посредничество и предоставление иных услуг, а также операции с ценными бумагами.
Предпринимательская деятельность предполагает имущественную ответственность, то есть ответственность предпринимателя по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 24, 56 ГК РФ) в пределах, определенных организационно-правовой формой предприятия из числа упомянутых выше.
Характерной чертой предпринимательской деятельности является то, что возникновение проблемы имущественной ответственности у предпринимателей зачастую совпадает по времени с обострением проблемы обеспечения безопасности их деятельности. Российское предпринимательство неоднородно. Его условно можно разделить на группы, различающиеся по величине принадлежащей им собственности и уровню доходов: крупный российский капитал, мелкий и средний бизнес. Основные причины ошибок и провалов начинающих российских предпринимателей. Первая причина состоит в недостаточном учете или даже игнорировании предпринимательских рисков, то есть вероятности наступления негативных последствий от реализации любого бизнес-проекта и связанной с такой реализацией иной деятельностью (политической, общественной, криминальной, коррупционной и пр.) Вторая причина – это инвестиционные ошибки, то есть недостаточная точность расчетов капиталовложений. Третья причина заключается в наличии нерешенных информационных проблем. Четвертая причина кроется в ущербе от недобросовестного партнерства. Таким образом, под безопасностью предпринимательской деятельности следует понимать защищенность жизненно важных экономических интересов предпринимателей от угроз, позволяющую сохранить и эффективно использовать материальный, финансовый и кадровый потенциал их предприятий.
-
Что следует понимать под промышленным шпионажем?
Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды.
Те, кто занимается промышленным шпионажем, стараются добыть информацию, прежде всего по таким вопросам как: стратегия и планы развития предприятия, финансовые положение и прогнозы, маркетинг, условия оказания услуг, характеристики производимой и разрабатываемой продукции, состав партнеров и клиентов, содержание договоров с ними, организационная структура предприятия, система безопасности, и в первую очередь средства защиты информации. В процессе ведения промышленного шпионажа применяются такие способы как: использование своих агентов, внедренных на предприятие; привлечение к сотрудничеству и вербовка служащих предприятия; сманивание сотрудников, обладающих ценной конфиденциальной информацией; подкуп ведущих специалистов и управленцев; добывание информации через партнеров, клиентов, пострадавших по вине данного предприятия; получение информации через коррумпированных сотрудников государственных структур; ложное приглашение сотрудников данного предприятия на работу с проведением с ними бесед для получения конфиденциальной информации; выведывание; ведение наблюдения за объектом (то есть предприятием) и его сотрудниками; подслушивание переговоров с помощью технических средств; копирование и похищение необходимых документов; внедрение в компьютерную сеть предприятия; подделка документов, печатей, ключей и т.д.
-
Как Вы себе представляете «недружественное поглощение» хозяйствующего субъекта? Каковы могут быть последствия такого поглощения?
Недружественное поглощение - поглощение предприятия, происходящее помимо воли текущих собственников и/или управляющих, в том числе по принуждению экономическими, организационными, правовыми и иными средствами. Такое бывает, например, когда крупный холдинг хочет приобрести какое-либо предприятие, но акционеры/участники не хотят продавать свои акции/доли, а менеджмент отказывает в процедурах добровольного слияния с холдингом. Чтобы добиться цели, холдинг начинает применять различные методы воздействия на предприятие: снижает цены на продукцию (недобросовестная конкуренция), перехватывает наиболее привлекательные заказы и т.п.