Файл: Курсовая работа По теме Социальное обслуживание граждан в российской федерации.docx
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Автономная некоммерческая организация профессионального образования КАЛИНИНГРАДСКИЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ |
Отдел заочного обучения
Курсовая работа
По теме: Социальное обслуживание граждан в российской федерации.
По дисциплине (междисциплинарному курсу, профессиональному модулю): МДК 1.1 Право социального обеспечения.
Выполнила
студент Друсалевич
Группа 21-ЗП-3
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Проверил (а) преподаватель ___________________________
Сдано: «___»________2023г.
Проверено: «___» ________2023г.
Калининград
2023
Рег.номер | Дата регистрации | ФИО преподавателя | Подпись |
| | | |
Введение………………………………………………………..3
1. Теоретические основы изучения социального обслуживания населения в Российской Федерации……………………………………………….6
1.1 Понятие и принципы социального обслуживания……….6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение системы социального обслуживания населения……………………………………………..8
2. Система социального обслуживания населения в Российской Федерации…………………………………………………………….15
2.1 Специфика системы социального обслуживания населения в Российской Федерации………………………………………………15
2.2 Проблемы и перспективы развития законодательства в сфере социального обслуживания населения……………………………...24
3. Система социального обслуживания населения Красноярского Края…30
3.1 Анализ нормативных правовых актов Красноярского края в сфере социального обслуживания населения……………………………..31
3.2 Национальный стандарт предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания…………………………………………35
3.3 Направления совершенствования социального обслуживания в Красноярском крае…………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………52
Список использованных источников и литературы………..54
Введение
Актуальность темы. Социальное обслуживание играет важную роль в социальной защите граждан, поскольку нацелено на обеспечение базовых потребностей населения, в частности речь идет о пожилых гражданах, об инвалидах и других лицах, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечивать самостоятельно своё обслуживание.
Социальное обслуживание граждан является важной составляющей социального обеспечения, поскольку минимизирует негативные последствия возникновения для граждан социальных рисков. Социальное обслуживание дает возможность получить срочную помощь в виде одежды, питания и предметов первой необходимости, а также психологическую и правовую помощь, а также временное проживание и иные социальные услуги.
Социальное обеспечение граждан связано с такими терминами как: «социальное обслуживание», «социальная защита», «социальные услуги», «социальное страхование» и «социальная поддержка», «социальные гарантии». Необходимо отметить, что в настоящее время в законодательстве нашей страны отсутствует комплексный, кодифицированный, нормативно-правовой акт права социального обеспечения, в связи с чем терминология, которая применяется в данной отрасли разбросаны по различным нормативно-правовым актом. При этом, не все цивилисты сходятся во мнении о необходимости разработки единого нормативного правового акта по социальному обеспечению, вместе с тем, между разными учеными диаметрально противоположные взгляды формулировки того или иного понятия, используемого в социальном обеспечении, лишь в понимании термина «социальная защита» у них не возникает противоречий.
На основании вышеизложенного следует, что указанная тема является актуальной и требует детального изучения.
Разработанность темы исследования. В настоящее время проблема реализации минимальных норм (стандартов) социального обеспечения остро нуждается в дальнейшем научном исследовании. Несмотря на довольно большое число ученых, занимающихся этой проблематикой (М. И. Акатова, В. С. Андреев, А. Л. Благодир, Ю. В. Васильева, О. В. Ерофеева, Т. С. Гусева, К. Н. Гусов, М. Л. Захаров и др.), тема социального обслуживания населения и проблема ее реализации исследована не в полном объеме.
Объект исследования - совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере социального обеспечения.
Предмет исследования - порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания населения в Красноярском крае.
Цель курсовой работы - особенности предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания населения в Красноярском крае.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
1. раскрыть теоретические основы изучения социального обслуживания населения в Российской Федерации;
2. проанализировать специфику системы социального облуживания населения в Российской Федерации;
3. исследовать проблемы и перспективы развития законодательства в сфере социального обслуживания населения;
4. проанализировать законодательство Красноярского края в сфере предоставления социальных услуг в форме стационарного обслуживания;
5. выявить проблемы и специфику развития предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания населения в Красноярском крае.
6. разработать рекомендации по совершенствованию предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания населения в Красноярском крае.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы, к которым относятся: системный анализ, общеправовой синтез, системное моделирование и прогнозирование, диалектический метод, а также специальные научные методы правового сравнения, теоретико-юридический метод, метод обобщения показателей.
Структура работы: содержит введение, основную часть, заключение и список использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения социального обслуживания населения в Российской Федерации
1.1 Понятие и принципы социального обслуживания
Социальное обслуживание граждан является важной составляющей социального обеспечения. Социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности Получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги. Поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
Стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг.
Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
Социальное обслуживание осуществляется на следующих принципах:
1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
2) адресность предоставления социальных услуг;
3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
5) добровольность;
6) конфиденциальность.
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме.
Виды социальных услуг:
1) социально-бытовые;
2) социально-медицинские;
3) социально-психологические;
4) социально-педагогические;
5) социально-трудовые;
6) социально-правовые;
7) повышение коммуникативного потенциала инвалидов, в том числе детей;
8) срочные социальные услуги.
Срочные социальные услуги включают в себя: 1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; 2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости
; 3) содействие в получении временного жилого помещения; 4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; 5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.
Источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются: 1) средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 2) благотворительные взносы и пожертвования; 3) средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату; 4) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещенные законом источники.
1.2 Нормативно-правовое обеспечение системы социального обслуживания населения
Конституция Российской Федерации устанавливает, что наша страна является социальным государством и целью социального обслуживания и системы социальной защиты является осуществление идеи социальной справедливости. Действующее законодательство в сфере социального обеспечения нацелено на эффективную, всестороннюю, оперативную поддержку населения в случае возникновения негативных ситуаций в жизни.
Таким образом, социальное обслуживание и социальная защита населения гарантируется Конституцией Российской Федерации, при этом, она содержит в себе обязательный минимум социального обеспечения, а каждый субъект может расширить круг социальных гарантий исходя из своих бюджетной обеспеченности.
Источниками социального обеспечения, кроме Конституции РФ, являются федеральные законы, законы субъектов РФ и подзаконные акты.
Система социального обслуживания населения в России претерпела серьезные изменения в последние годы и была модернизирована. Наконец впервые за 20 лет была кардинально пересмотрена система оказания услуг населению.
Вместо устаревших и не отвечавших действительности законов (Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ») появился Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступил в законную силу с 1 января 2015 года.
Закон регламентирует правовые, организационные и экономические основы деятельности по социальному обслуживанию граждан в Российской Федерации, т.е. деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам; полномочия федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации в