Файл: Курсовая работа По теме Социальное обслуживание граждан в российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Завершающим элементом системы социальной защиты нашей страны является социальная самопомощь, под которой подразумевается система социально-психологических и социальных средств, которые применяются определенной социальной группой или конкретным индивидом для поддержки достойного уровня жизни и по оптимизации и организации собственной социальной активности и совместной жизнедеятельности. Социальная самопомощь в настоящее время развита слабо. Классическим примером социальной самопомощи является участие в клубах или кружках, которые создаются самими гражданами по определённым социальным проблемам или заболеваниям.

Действующее законодательство предусматривает реализацию социальной защиты в двух формах: денежная и неденежная. Несмотря на коренное изменение системы социального обеспечения в нашей стране качество предоставления социальных услуг осталось практически на прежнем уровне. Необходимо отметить, что система социального обслуживания длительное время нуждалась в коренных изменениях, поскольку ранее функционировавшая нормативно-правовая база устарела, а система социальных услуг, которая предоставлялась для граждан исключительно через государственный сектор экономики оказался неэффективным.

В рамках реформы социального обеспечения был разработан Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания», который вступил в силу в силу с 1 января 2015 года. Данный нормативно-правовой акт заменил два ранее существовавших в этой сфере - это Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Федеральный закон от 2 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Указанные документы утратили силу также с 1 января 2015 года.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания» кардинально трансформировал терминологическую основу социального обслуживания, что послужило изменением подхода предоставления социальных услуг гражданам. В ранее действовавшем законе субъектный состав социального обслуживания населения был строго регламентирован, в частности социальное обслуживание осуществлялось только социальными службами, создаваемыми в рамках государственной системы социальных учреждений и в некоторых случаях привлекались некоммерческие организации.

По новому закону под социальным обслуживанием понимается деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг и подразумевает, что социальная услуга - это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию периодической, систематической, разовой, а также срочной помощи гражданину с целью улучшения условий его жизнедеятельности или расширения его возможностей самостоятельно обслуживать свои потребности.


Таким образом, из указанного закона следует, что социальная услуга старается максимально сократить нуждаемость в социальном обслуживании, поскольку помогает расширить возможности людей самостоятельно обеспечивать свои потребности.

Ранее использовавшийся термин «трудная жизненная ситуация», который был одним из условий для получения социальной услуги, был исключен. В новом законе существует такая формулировка как «гражданин, нуждающийся в социальном обслуживании». Этот термин заменил термин «трудная жизненная ситуация». Из указанного следует, что изменились и критерии определения нуждаемости в социальном обслуживании.

Также новым законом предусматривается профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, то есть это подразумевает совокупность мер, которые направлены на определение и устранение причин, ставших основанием для ухудшения жизнедеятельности граждан и возможности их самостоятельно обслуживать свои жизненные потребности.

Федеральный закон ввел термин «поставщик социальных услуг», в качестве которого могут выступать юридические лица вне зависимости от его организационно-правовой формы и или индивидуальный предприниматель. Необходимо отметить, что по новому законодательству поставщиками социальных услуг становится некоммерческие организации, поскольку целью их деятельности не является извлечение прибыли, что также соответствует существу социальной сферы.

Также были изменены принципы социального обслуживания, в частности законом были закреплены следующие принципы:

1. достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обеспечении; приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг; достаточность материально-технических, финансовых, информационных и кадровых ресурсов у поставщиков социальных услуг;

2. сохранение нахождения в благоприятной и привычной среде. Этот принцип иллюстрирует новое понимание системы социального обслуживания. Данный принцип не раз был раскритикован юристам и правоведами, поскольку в законе не установлена формулировка понятия «привычная благоприятная среда», что естественно может повлечь различные противоречия в ходе применения данного закона на практике.

Что касается видов социальных услуг, то новый закон четко разграничил формы социального обслуживания, выделив стационарную, полустационарную формы и на дому. Необходимо отметить, что раньше закон хоть и содержал указание на различные формы социального обслуживания, но четкой нормативной градации не было.



Также новый закон дополнил перечень социальных услуг, которые оказываются население в рамках социального обслуживания.

1. социально-трудовые услуги, которые нацелены на предоставление помощи в трудоустройстве и решении проблем, которые связаны с трудовой деятельностью;

2. социально-педагогические услуги, которые нацелены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности, а также формировании позитивных установок в сфере досуга, в том числе помощь в воспитании детей;

3. социально-правовые услуги, которые нацелены на предоставление правовой помощи, а также защиту прав и законных интересов, в том числе бесплатно;

4. срочные социальные услуги являются аналогом материальной помощи, которая предусматривалось предыдущем законодательством. К срочным социальным услугам относится: снабжение предметами первой необходимости, одеждой и обувью, питанием, предоставление временного жилья, получение экстренной юридической помощи.

Также помимо прочего перечень услуг был дополнен экстренной психологической помощью с привлечением священнослужителей и психологов к этой работе.

5. услуги, которые предоставляются для того, чтобы повысить коммуникационный потенциал, то есть в данном случае речь идет о людях с ограниченными возможностями здоровьях, которые имеются определенные ограничения жизнедеятельности.

Также новый закон содержит такой термин как «социальное сопровождение». Данный термин закреплен в статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания». Социальное сопровождение включает в себя предоставление дополнительных социальных услуг, которых к установленному перечню не относятся. Такие дополнительные услуги должны предоставляться с помощью межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти и по идее законодателей должен содействовать качественному и эффективному предоставлению социальных услуг.

Необходимо отметить, что платные социальные услуги предоставляются всем иным категориям граждан. При этом уполномоченный орган исходя из личного обращения гражданина рассматривает вопрос о предоставлении социального обслуживания, то есть принудительное социальное обслуживание не допускается и должно быть согласие самого гражданина.

Закон ввел также основания для признания гражданина, нуждающимся в социальном обслуживании, в частности:


- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами, у которых есть алкогольная и наркотическая или иная зависимость (азартные игры), психическое расстройство, насилие в семье;

- наличие ребенка, у которого есть определенные трудности в социальной адаптации.

Предоставляемые социальные услуги оказываются на основании соответствующего договора об оказании социальных услуг, который заключается между гражданином и их поставщиком. В качестве существенных условий договора являются: стоимость, если услуга предоставляется за плату, а также положения индивидуальной программы предоставления социальной услуги. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг должна быть подготовлена уполномоченным органом для гражданина, который нуждается в социальном обслуживании исходя из его потребностей в социальных услугах, то есть в этой программе содержится перечень услуг, которые предоставляются конкретному гражданину. Также в программу включаются формы социального обслуживания, их частота, объём, условия, сроки и перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг. Разработанная программа пересматривается в связи с изменениями потребностей не реже чем раз в 3 года.

2.2 Проблемы и перспективы развития законодательства в сфере социального обслуживания населения

Новый закон приблизил законодательство систему социального обслуживания к действующим реалиям, но вместе с тех имеет определенные недостатки в части его концептуальной базы, что затрудняет реализацию прав граждан на социальное обслуживание на практике. Среди наиболее актуальных проблем, следует выделить:

1. Проблема исключения из сферы социального обслуживания муниципальных образований. Новый закон не содержит указаний напрямую на участие муниципальных учреждений и муниципальных образований в сфере социального облуживания. Однако это неправильно, поскольку именно муниципалитеты были и остаются важнейшими участниками системы социального обслуживания. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закрепляет два вида привлечения в систему социального обслуживания органов местного самоуправления:

- добровольное:

- посредством делегирования государственных полномочий.


Необходимо отметить, что добровольность зачастую носит вынужденный характер и заключается в быстром реагировании органов местного самоуправления на ситуацию, в которой оказался тот или иной нуждающийся в социальном обслуживании гражданин. Причём, зачастую такая помощь предоставляется из бюджета соответствующего муниципального образования, который оказался ввиду бесконечных реформ финансирования органов местного самоуправления, в плачевном состоянии. Происходящая ситуация приводит к тому, что граждане не доверяют органам местного самоуправления. Необходимо отметить, что эффективная система социального обслуживания не может существовать в отдельности от органов местного самоуправления, обеспечивающих индивидуализацию мер социальной защиты. При этом, наделение соответствующей компетенцией органов местного самоуправления потребует внесения изменений в их бюджетную обеспеченность.

2. Еще одним недостатком действующего закона о социальном обслуживании является отсутствие четких индикаторов качества социальных услуг, их объема, а также требований к их безопасности, ответственности за некачественное предоставление социальных услуг, гарантии. Действующее законодательство предусматривает контроль качества и оценку оказания государственных услуг со стороны вышестоящих органов исполнительной власти нижестоящих. Однако такая оценка не может содержать в полном объёме достоверных сведений, в связи с чем правоведами было предложено заключать договоры об оказании социальных услуг, что будет являться дополнительным способом обеспечения прав граждан на получение качественной социальных услуг, поскольку на такой договор будет распространять свое действие Гражданский кодекс РФ и Закон «О защите прав потребителей».

В юридической литературе всё чаще акцентируется внимание на недооценке потенциала договора в сфере социального обслуживания, поскольку не применение положений Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, которые возникают при осуществлении социального обслуживания носит негативный характер, так как по сути получатели услуг, то есть граждане, не имеют должной правовой защиты, которая предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации. Неправомерность действий соответствующих органов, должностных лиц и организаций граждане могут обжаловать в суд.

Зачастую качество предоставляемых социальных услуг и действия лиц, которые их оказывают, носят вполне неправомерный характер и по этой причине при предоставлении такой услуги не достигается необходимый социальный эффект.