Файл: Соотнесите критерии, на основе которых была построена периодизация, с их авторами. Заполните таблицу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Возрастная психология



Группа Вл20Л111
Студент
А.В. Шестопалов


МОСКВА 2023

Практический блок

Основные теории психического развития человека в зарубежной психологии

Задание 1. Соотнесите критерии, на основе которых была построена периодизация, с их авторами. Заполните таблицу.


Автор


Критерий

Э. Эриксон

Становление идентичности

З. Фрейд

Развитие детской сексуальности

Р. Заззо

Ступени системы воспитания и обучения детей

Ж. Пиаже

Развитие интеллектуальных структур

3.Л. Колберг

Развитие морального сознания



Задание 2. Соотнесите теории психического развития с их авторами. Заполните таблицу.


Автор


Теория

С. Холл

Теория рекапитуляции

З. Фрейд

Психоаналитическая теория

А. Геззел

Теория созревания

В. Штерн

Теория конвергенции двух факторов

К. Бюлер

Теория трех ступеней развития

Э. Эриксон

Эпигенетическая теория развития личности

Ж. Пиаже

Теория когнитивного развития



З
адание 3.
Составьте схему «Подходы к изучению личности».
Задание 4. Проанализируйте основные подходы к изучению личности. Какой из подходов выбрали бы вы? Почему?
Биогенетический подход. В рамках биогенетическогоподхода основной акцент делается на том, что психические свойства личности (темперамент, нейродинамические свойства мозга и т.д.) заложены в самой природе человека. Развитие биологически детерминировано. К наиболее известным теориям этого направления относятся теории рекапитуляции и психоаналитический подход Зигмунда Фрейда. Теории рекапитуляции базируется на эволюционном учении. В 1874 году Э. Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: человеческий организм в онтогенезе (индивидуальном развитии) повторяет филогенез. Этот подход был перенесен на развитие ребенка. Американский психолог Холл считал, что развитие ребенка кратко повторяет развитие человечества. В частности, дети часто просыпаются ночью в страхе. Холл объяснял это атавизмом: ребенок «оказывался» в давно прошедшей эпохе, люди спали в лесу, подвергаясь всевозможным опасностям, и внезапно просыпались. Холл также считал, что, что развитие детского рисунка «иллюстрирует» стадии развития изобразительного искусства. Взгляды Холла ожидаемо вызвали критику со стороны многих психологов. В частности, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что подобные аналогии несостоятельны: взрослый человек, вступает в отношения с природой как созревший индивид, в то время как у ребенка совсем другие отношения с окружающей действительностью. Поэтому то, что кажется похожим, вызвано совсем другими причинами. Следует заметить, что в настоящее время биологи признают, что биогенетический закон в формулировке Э. Геккеля 1874 года не соответствует действительности. Например, С. Гилберт утверждает: «Такая точка зрения (о повторении онтогенезом филогенеза) была научно дискредитирована даже раньше, чем была предложена… Она распространилась в биологии и общественных науках… прежде, чем было показано, что в её основе лежат ложные предпосылки» (Гилберт С. Биология развития. М., Мир, 1993, т.1, с. 146).. Такого же мнения придерживаются Р. Рэфф и Т. Кофмен: «Последний удар биогенетическому закону был нанесен тогда, когда стало ясно, что …морфологические адаптации имеют важное значение… для всех стадий онтогенеза» (
Р. Рэфф, Т. Кофмен. Эмбрионы, гены и эволюция. М., Мир, 1986, с.30-31). Другой представитель данного подхода - Зигмунд Фрейд. По Фрейду, всякий человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Они первичны и обнаруживают себя с первого дня жизни (по Фрейду ребенок рождается с определенным запасом энергии - «либидо»). Весь процесс детского развития по Фрейду делится на четыре стадии (оральная, анальная, фаллическая стадия, латентный период и генитальная стадия). На каждой стадии «либидо» локализуется в той или иной области тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное напряжение, вызывает либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо явления регрессии - возврат к низшему уровню мотивации поведения. Избыточное удовлетворение потребности, может привести к развитию излишней зависимости от окружения. Как известно, чрезмерное увлечение З.Фрейда проблемой сексуальности в жизни человека вызывало очень много нареканий и служило поводом для критики.

Социогенетической подход. Представители этого подхода делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций» (Реан). Социогенетический подход воспринимает развитие как результат воздействий социальной среды, как своего рода «слепок со среды». Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития. В рамках данного подхода игнорируется индивидуальная активность развивающегося человека, ему отводится пассивная роль приспособляющегося к окружающей среде. Если следовать социогенетическому подходу, невозможно объяснить, почему в рамках одной и той же социальной среды формируются очень разные люди.

Персоногенетический подход
. Принципы этого подхода наиболее ярко представлены в работах А. Маслоу и К. Роджерса, которые отвергают детерминизм внутреннего или средового программирования. По их мнению, психическое развитие - результат индивидуального выбора. Сам процесс развития носит спонтанный характер, а его движущей силой является стремление к самоактуализации (по А. Маслоу) или стремление к актуализации (по К. Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер. Смысл самоактуализации (актуализации) состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека». У А. Маслоу и К. Роджерса имеются и определенные различия в подходах. Так, если А. Маслоу полагал, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей, а по К. Роджерсу «личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения» (Хилл Л., Зиклер Д., 1997, с. 534).

Когнитивный подход. Особенности когнитивного подхода заключается в том, что особое внимание уделяется влиянию интеллектуальных процессов на особенности поведения. Основными источниками развития человеческой личности является окружающая среда и социальное окружение. Наиболее влиятельной из когнитивных теорий развития считается генетическая эпистемология Ж. Пиаже. Центральным в рамках теории является положение о равновесии, взаимодействии между организмом и окружающей средой. Окружающий мир (или внешняя среда) изменяется, поэтому субъект (ребенок), стремится к установлению равновесия с нею. Установить его можно двумя путями: либо путем приспособления к среде, либо путем изменений в субъекте. И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий. Действие - это своего рода «посредник» между ребенком и окружающим миром, с помощью которого он активно манипулирует и экспериментирует с реальными предметами. Развитие схем действий, т. е. познавательное развитие, происходит «по мере нарастания и усложнения опыта ребенка. Ж. Пиаже выделяет два базовых механизмы взаимодействия с окружающей среды. Это механизм ассимиляции, когда индивид приспосабливает новую информацию (ситуацию, объект) к существующим у него схемам (структурам), не изменяя их в принципе, то есть включает новый объект в уже имеющиеся у него схемы действий или структуры. Например, если новорожденный может схватить палец взрослого, вложенный в его ладонь, точно так же он может схватить волосы родителя, кубик, вложенный ему в руку, и т. п.. Таким образом, понятие совершенствуется, что
позволяет в дальнейшем начать различать, например, понятия «волосы» и «шуба». Другой механизм - аккомодация, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации (ситуации, объекту), то есть он вынужден перестроить (модифицировать) старые схемы (структуры) с целью их приспособления к новой информации (ситуации, объекту). Например, если ребенок будет продолжать сосать ложечку с целью утоления голода, то есть пытаться приспособить новую ситуацию к существующей схеме - сосанию (механизм ассимиляции), то вскоре он убедится, что такое поведение неэффективно (он не может утолить чувство голода и тем самым приспособиться к ситуации) и нужно изменить свою старую схему (сосание), то есть модифицировать движения губ и языка, чтобы забрать с ложечки пищу (механизм аккомодации). Таким образом, появляется новая схема действия (новое понятие). Характер взаимоотношений между этими механизмами обусловливает качественное содержание умственной деятельности человека. Собственно логическое мышление как высшая форма познавательного развития есть результат гармонического синтеза между ними. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между ассимиляцией и аккомодацией. Развитие интеллекта - это процесс вызревания операциональных структур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов (Реан).

Наибольший интерес для меня представляют персоногенетический и когнитивные подходы. Последний подход, уделяя значительное внимание роли внешних факторов (в том числе роли социальной среды) не исключает роль биологических (генетических) факторов. Персоногенетических подход подчеркивает роль выбора индивидуума, его активную роль в развитии. Последнее обстоятельство представляется мне особенно важным.
Задание 5. Соотнесите предмет исследования с направлением психологии.

Заполните таблицу.

Направление


Предмет исследования

Бихевиоризм

Поведение


Психоанализ

Бессознательная


Гуманистическая психология

Личность (индивидуальность)


Когнитивная психология

Познавательные процессы