Файл: Соотнесите критерии, на основе которых была построена периодизация, с их авторами. Заполните таблицу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практический блок

Возрастные этапы развития: младший школьный возраст
Задание 1. Назовите ведущую деятельность младшего школьного возраста. Напишите основную мотивацию деятельности.
Учебная (познавательная) деятельностьявляется ведущей деятельностью младшего школьника, в процессе которой ребенок перерабатывает огромные объемы информации и усваивает самые разнообразные знания и умения. Д.Б. Эльконин выделял такие взаимосвязанные компоненты учебной деятельности как учебная задача; учебные действия; действие контроля; действие оценки, которые нередко дополняются еще одним важнейшим компонентом - мотивацией. При этом различают учебно-познавательные мотивы, которые заложены в самой учебной деятельности, а также внешние мотивы (социальные и иные) связанные косвенным образом с учебной деятельностью. К учебно-познавательным мотивам относятся: 1) мотивы, связанные с содержанием учения (стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действия, проникнуть в суть явлений); 2) мотивы, связанные с процессом учения (стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, решать задачи, выполнять упражнения; выводить правила, самому придумывать задачи). К внешним мотивам относятся:1) социальные мотивы (стремление занять новую социальную позицию - позицию школьника; мотивы долга и ответственности перед учителем, классом и др.; мотивы самоопределения и самосовершенствования); 2) узколичные мотивы (мотивы благополучия - стремление получить одобрение, желание получить хорошую отметку; престижные мотивы – желание быть среди первых учеников, быть лучшим); 3) отрицательные мотивы (избегание неприятностей). Для младшего школьного возраста ведущее значение в структуре учебной мотивации имеет мотив соответствия новой позиции (позиции школьника).Стремление к выполнению роли школьника, мотивирует ученика к выполнению необходимых действий, однако остается внешним мотивом по отношению к содержанию деятельности, т.е. не самым лучшим для формирования учебной деятельности. Через некоторое время позиция школьника становится привычной для ребенка, и данный мотив постепенно теряет свое побуждающее значение. В условиях традиционной системы обучения довольно часто встречаются, а иногда становятся доминирующими в младших классах узколичные мотивы: ориентация на результат (на похвалу, отметку)и соответственно при неблагоприятном варианте развития отрицательные мотивы (избегание неудачи). Ориентация только на результат сужает содержание учения, способствует развитию навыков добывания или уничтожения отметки (списывание, подсказки, обман, исправление отметки и т.п.). Наиболее эффективными для освоения учебного материала являются учебно-познавательные мотивы,т.е. стремление узнать или научиться чему-либо новому. Познавательные интересы младших школьников характеризуются преимущественной ориентацией на учителя.
Первоклассникам интересно не любое новое знание, а прежде всего получаемые от учителя, что свидетельствует о ситуационном характере познавательных интересов на первом году обучения.
Задание 2.Дайте определения следующих понятий:
1. Младший школьный возраст - этап индивидуального психического развития, который продолжается от 6-7 до 10 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах школы. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. 

2. Самооценка - оценка ребенком своих достижений и неудач, своих качеств и возможностей.

3. Рефлексия – способность ребенка осознавать способы,

основания и границы применимости своих действий, осознавать свои мыслительные процессы, критично относиться к процессу и результатам своих действий и, в конечном счете, наблюдать и осознавать свои собственные внутренние изменения.

4. Учебная деятельность - это совместная деятельность учителя и

ученика по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося, посредством решения специально поставленных учителем учебных задач, посредством учебных действий.
Задание 3. Вставьте в предложения пропущенные слова и фразы.
1. В младшем школьном возрасте в системе «ребенок - взрослый»

происходят изменения: она разделяется на две части: «ребенок - учитель» и «ребенок - родитель».

2. По мнению Д.Б. Эльконина, отношения «ребенок - учитель»

становится основным в жизни ребенка.

3. Основное направление развития мышления в младшем школьном возрасте - это переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Использованная литература


  1. А.К. Болотова, О.Н. Психология развития и возрастная психология, М., ВШЭ, 2012.

  2. Г.Н. Рошко, Детская психология в схемах и таблицах, Елец, ЕГУ, 2009.

  3. Психология человека от рождения до смерти, под редакцией А.А. Реан, М., АСТ, 2015.

  4. А.Ф. Возрастная психология, М., Юрайт, 2013.