Файл: Семинарского занятия Тема Занятие античная философия начало теоретического (абстрактного) мышления учебные и воспитательные цели.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание для проведения семинарского занятия
Тема 3. Занятие 1.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:
НАЧАЛО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (АБСТРАКТНОГО) МЫШЛЕНИЯ
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
1. Расширить и углубить у студентов знания о досократовском и классическом периодах античной философии, о философии эпохи эллинизма и Древнего мира.
2. Формировать у обучающихся убеждение в необходимости целенаправленной, систематической работы по овладению знаниями по дисциплине в целях формирования мировоззренческих позиций, качественного решения профессиональных задач.
3. Активизировать познавательную деятельность студентов, вырабатывать у них стремление к совершенствованию знаний, необходимых специалисту.
Учебные вопросы: 1. Античная философия: школы и представители древнегреческой философии. 2. Философия классического периода Древней Греции. |
При рассмотрении первого вопроса необходимо:
а) расширить знания о школах и представителях древнегреческой философии:
- Милетская школа (VII-VI вв. до н.э.). Фалес (ок. 624-547 гг. до н.э.) - первый философ Древней Греции. Его вклад в разработку математики и астрономии, учение о воде как первоначале всех;
- учение Анаксимандра (610-540 гг. до н.э.), Гераклита из Эфеса (ок. 530-470 гг. до н.э.);
- Италийская школа Пифагора (ок. 580-500 гг. до н. э.) и пифагорейцы;
- Элейская школа: Ксенофан (ок.580-473 гг. до н. э.) - теоретический источник философии элеатов, Парменид (род. 540 или 515 гг. до н. э.), Зенон Элейский (ок. 490-430 гг. до н. э.); Левкипп и Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.)
При рассмотрении второго вопроса необходимо:
- усвоить концепции софистов: Протагор (ок. 491/481-410 гг. до н. э.);
- уяснить взгляды Сократа (470/469-399 гг. до и. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. С применением рекомендуемой литературы:
Балашов, Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Дашков и К°, 2018. – С. 26-40.
Батурин, В.К. Философия: учебник для бакалавров / В.К. Батурин. - Москва: Юни-ти-Дана, 2016. – С.83-119.
Понуждаев, Э.А. Философия: учебное пособие (курс лекций, практикум, консуль-тационный курс, тесты) / Э.А. Понуждаев, В.Н. Иванов, Л.Н. Мирошниченко. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – С. 35-39.
а) доработать материал лекционных занятий;
б) каждому студенту составить словарь ключевых понятий:
Античная философия - исторически первая форма западной (европейской) теоретической мысли.
Милетская школа - первая древнегреческая научно-философская школа, основанная Фалесом в Милете, древнегреческой колонии в Малой Азии в 1-й пол. VI в. до н. э. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.
Элейская школа - одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.). Элейцы разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.
Фалес – (640 около 562 или 550 до нашей эры, древнегреческий мыслитель, один из родоначальников античной философии и науки, основатель милетской школы.
Анаксимен – последний представитель милетской школы. Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного материализма — поиск естественных причин явлений и вещей.
Парменид - Древнегреческий философ, главный представитель Элейской школы.
Анаксимандр – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена.
Пифагор – древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Пифагорейцы – название философского движения и направления древнегреческой философии, основателем которого был Пифагор Самосский.
Гераклит – древнегреческий философ, основоположник диалектики. В основе учения лежит идея о постоянной изменчивости всего сущего, единстве противоположностей, управляемом вечным законом Логосом-огнем.
Демокрит – знаменитый древнегреческий философ, который считается основателем теории атомизма, владел энциклопедическими знаниями.
Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им; в материалистической философии – субстанциальная основа всех вещей и явлений; в идеализме – косное вещество, противостоящее творчески активному духу, небытие, ничто.
Первоматерия (праматерия) – у Аристотеля: чистая возможность бытия; праматерия - не предмет чувственного восприятия или интеллектуального постижения, она - нижний предел движения философской мысли по пути последовательного отделения материальных начал бытия от формообразующих.
Космология – наука о Вселенной как едином связном целом.
Эпикур – древнегреческий философ, основатель философской школы эпикурейства.
Эпикуреизм – учение о том, что высшим благом для человека является наслаждение.
Ксенофан – Знаменитый греческий философ, родом из Колофона, живший в конце 6 го века до Р.Х. Он был основателем элеатской школы философии, доказывавшей единство мира и божества.
Метафизика – учение о первоначалах, о том, откуда возник мир и из чего он состоит.
Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Зенон Элейский – один из трех философов Элейской школы, ученик и верный последователь Парменида.
Апория – это вымышленная, логически верная ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности.
Диалектика Зенона – Так Зенон, как и все элеаты, придерживался точки зрения, что бытие едино и неподвижно. Сама по себе эта идея антидиалектична, но, чтобы доказать ее, Зенон использовал диалектический метод (знаменитые апории Зенона, призванные показать, что движение немыслимо без противоречий).
Сократ – древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.
Платон – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон — первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.
Аристотель – был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.
Субстанция – материя, из которой создано все во Вселенной. Она неизменна, и существует сама по себе. Она определяет себя, и не нуждается в воздействии внешней силы. Это – объективная реальность, принимающая конкретные формы и олицетворяющая ее единство.
в) решить изложенные ниже задания (кроссворд и на размышление).
2. Быть готовыми:
а) к проведению контрольного опроса с применением тестовых заданий по материалам темы;
б) к отработке учебных вопросов с применением элементов методов диалога, дискуссии.
Л и т е р а т у р а
а) обязательная:
1. Балашов, Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Дашков и К°, 2018. – 612 с. - [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573117
2. Батурин, В.К. Философия: учебник для бакалавров / В.К. Батурин. - Москва: Юнити-Дана, 2016. - 343 с. - [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426490
б) дополнительная
3. Лавриненко, В.Н. Философия: В вопросах и ответах: учебное пособие/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 463 с. - [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117916
Понуждаев, Э.А. Философия: учебное пособие (курс лекций, практикум, консультационный курс, тесты) / Э.А. Понуждаев, В.Н. Иванов, Л.Н. Мирошниченко. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 429 с. - [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=560699
4. Пурынычева, Г.М. Философия: учебное пособие / Г.М. Пурынычева, В.И. Загайнова, Т.А. Вархотов; Поволжский ГТУ. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2017. - 108 с. - [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=476507
5. Философия: краткий курс. - Москва: Издательство «Рипол-Классик», 2016. - 159 с. - [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480221
Решите задания
I. Задание на размышление.
Сравните три высказывания и поясните смысловые отличия:
- «На входящих в те же самые реки протекают в один раз одни, в другой раз другие воды» (Клеанф);
- «В туже самую реку дважды входим и не входим» (Сенека);
- «Нельзя дважды вступить в ту же самую реку» (Плутарх).
Прокомментируйте высказывания некоторых древнегреческих философов:
- «Мы ничего доподлинно не слышим и не видим» (Ксенофан);
- «Познай самого себя», «Я искал самого себя» (Гераклит).
II. Решите кроссворд, проставив в пустых клетках соответствующие слова.
Правильно вписав в колонки по горизонтали слова, значение которых дано ниже, прочитайте в одной из колонок по вертикали название фактически первой исторической формы философии.
Название фактически первой исторической формы философии
НАТУРФИЛОСОФИЯ
1. Взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. 2. Способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. 3. Философское направление, признающее первичность материи, а сознание – ее свойством. 4. Внешняя
форма проявления веры, система утвердившихся ритуалов, догматов. 5. Предмет изучения первых древнегреческих философов. 6. Древнегреческий мыслитель, который по некоторым историческим свидетельствам впервые употребил слово «философ». 7. Взгляд на мир и способ мышления, при которых различные предметы, явления рассматриваются вне их взаимосвязей и развития. 8. Учение о бытии как таковом. 9. Обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения, выражающий неуверенность в истинности чего-либо. 10. Древнегреческий мыслитель, первым предпринявший попытку выделить философию в особую область теоретического знания. 11. Учение о происхождении космических объектов и систем. 12. Способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. 13. Такая форма общественного сознания, основу которого составляет вера в сверхъестественное. 14. Трудноразрешимая проблема, логическое затруднение.