Файл: А Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ситуация | Свойство внимания |
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами. | 1) устойчивость |
б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии. | 2) концентрация |
в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна. | 3) распределение |
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные. | 4) объем |
д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины. | 5) переключение |
е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя. | концетрация |
ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а». | распределение |
з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сей-час окраска раствора в пробирке должна измениться. | обьем |
и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале. | переключение |
к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье. | концентрация |
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника. | распределение |
м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке | распределение |
2. Заполните таблицу «Основные психологические школы» по образцу. Шрифт Times New Roman, размер 12.
| Предмет психологии, его содержание | Основные достижения | Критика | |
Бихевиоризм Эдвард Торндайк (1874–1949). Джон Браадус Уотсон (1878–1958) У. Хантер (1886–1954) и К. Лешли (1890–1958) | Предметом психологии является поведение, а не сознание. Поведение как объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. «стимул – реакция» (S–R). | Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой. Расширена сфера психического, включив в него телесные действия животных и человека | 1. Законы научения едины для человека и остальных живых существ. 2. Исследования развития психики сводятся к изучению связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями. 3. Психика сводится к внешне наблюдаемому поведению | |
Гештальт психология Макс Вертгеймер (1880-1943) Курт Левин (1890-1947) | Предметом психологии является сознание Сознание соединяет все компоненты в единое целое образуя гештальт. Основа – принцип целостности. | Курт Левин разработал теорию поля и применяя ее, изучал личность и ее феномены: потребности, волю. Гештальт-подход проник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии, Э.Маслоу к теории личности. Также гештальт-подход был использован в психологии восприятия, психологии научения и социальной психологии. | Слишком много теоретических выкладок и мало опытных данных в поддержку своих идей. Нечетко сформулированные положения гештальт-психологии. Суть изучения восприятия к примеру при наблюдении фи-феномена сводилась скорее не к научному исследованию явления а просто к признанию ее существования. | |
Генетическая психология Ж.Пиаже (1896-1980) | Изучение происхождения интеллекта у ребенка. Основой психического развития является развитие интеллекта | Создатель теории когнитивного развития. Развил свой подход в науку о природе познания – генетическую эпистемологию. Основал Женевскую школу генетической психологии. Теория Ж.Пиаже повлияла на развитие детской психологии. | Л.C.Выготский упрекал Пиаже в том, что тот подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учета социальной и культурной среды. Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. | |
Глубинная психология (психоанализ) Зигмунд Фрейд (1856-1939) | Глубинная психология- общее название для ряда направлений в психологии, ориентированных на изучение бессознательных психических процессов. Предмет изучения психоанализа- бессознательные мотивы поведения человека, лежащие в основе его психических конфликтов и проблем. | Создание теории «Эдипова комплекса» Обнаружение в психике функционирующих защитных механизмов Психологизация понятия «бессознательное» Раработка структурной модели психики (состоящая из «Оно» «Я» и «сверх-Я» | Теория личности и общества основана на интерпретации невротической симптоматики. Ряд основных положений противоречат исследованиям выполненных в рамках других научных школ (например; трактовка женской психики; многие аспекты Эдипова комплекса») Пансексуализм- обьяснительный потенциал подхода предельно сужен. | |
Теория персонализма ВИЛЬГЕЛЬМ Штерн (1871-1938) | Предметом психологии является личность Анализ развития личности ребенка Изучение целостной личности Изучение закономерностей | Разработал теорию персонализма. Дал определение личности Создал теорию конвергенции Выделил форму игровой деятельности и доказал что форма является неизменной и связана с врожденными качествами. Штерн стал одним из основателей дифференциальной психологии | Акцент на наследственности а среда как внещний фактор проявляющий уже изначальное данное. | |
Гуманистическая психология Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) Абрахам Маслоу (1908-1970) Гордон Олпорт (1897-1967) | Основным предметом выступают : высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, свобода, автономия психического здоровья , межличностное общение. Становление личности и утверждение себя в окружающей природе и социальной среде. Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек даже будучи обьектом исследования должен изучаться как активный субьек, оценивающий эксперементальную ситуацию и выбирающий способ поведения. | Абрахам Маслоу предложил концепцию целостной личности. Карл Роджерс вводит понятие о самоактуализации. Также понятие «Я-концепция» Создание «личностно-ориентировааной психотерапии» | Делается чрезмерный акцент на индивидуальность в отрыве от культуры и социальных групп. Гуманистическую психологию часто считают субьективной – важность индивидуального опыта затрудняет обьективное изучение и измерение психических проявлений. Результаты наблюдений не поддаются проверке – точного способа измерить или количественно оценить исследуемые свойства не существует. |