Файл: А Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ситуация

Свойство внимания

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

1) устойчивость

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

2) концентрация

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

3) распределение

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

4) объем

д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

5) переключение

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

 концетрация

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

 распределение

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сей-час окраска раствора в пробирке должна измениться.

 обьем

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале.

 переключение

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

 концентрация

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

 распределение

м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке

 распределение


2. Заполните таблицу «Основные психологические школы» по образцу. Шрифт Times New Roman, размер 12.

Психол. школа,

основоположники




Предмет психологии, его содержание

Основные достижения

Критика

Бихевиоризм

Эдвард Торндайк (1874–1949).

Джон Браадус Уотсон (1878–1958)

У. Хантер (1886–1954) и К. Лешли (1890–1958)

Предметом психологии является поведение, а не сознание.

Поведение как объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

«стимул – реакция» (S–R).

Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой.

Расширена сфера психического, включив в него телесные действия животных и человека

1. Законы научения едины для человека и остальных живых существ.

2. Исследования развития психики сводятся к изучению связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями.

3. Психика сводится к внешне наблюдаемому поведению

Гештальт психология

Макс Вертгеймер

(1880-1943)

Курт Левин

(1890-1947)

 Предметом психологии является сознание

Сознание соединяет все компоненты в единое целое образуя гештальт.

Основа – принцип целостности.

 Курт Левин разработал теорию поля и применяя ее, изучал личность и ее феномены: потребности, волю.

Гештальт-подход проник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии, Э.Маслоу к теории личности.

Также гештальт-подход был использован в психологии восприятия, психологии научения и социальной психологии.

Слишком много теоретических выкладок и мало опытных данных в поддержку своих идей.

Нечетко сформулированные положения гештальт-психологии.

Суть изучения восприятия к примеру при наблюдении фи-феномена сводилась скорее не к научному исследованию явления а просто к признанию ее существования.

Генетическая психология

Ж.Пиаже

(1896-1980)

 Изучение происхождения интеллекта у ребенка.

Основой психического развития является развитие интеллекта

 Создатель теории когнитивного развития.

Развил свой подход в науку о природе познания – генетическую эпистемологию.

Основал Женевскую школу генетической психологии.

Теория Ж.Пиаже повлияла на развитие детской психологии.

 Л.C.Выготский упрекал Пиаже в том, что тот подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учета социальной и культурной среды.

Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития.

Глубинная психология (психоанализ)

Зигмунд Фрейд

(1856-1939)

 Глубинная психология- общее название для ряда направлений в психологии, ориентированных на изучение бессознательных психических процессов.

Предмет изучения психоанализа- бессознательные мотивы поведения человека, лежащие в основе его психических конфликтов и проблем.

 Создание теории «Эдипова комплекса»

Обнаружение в психике функционирующих защитных механизмов

Психологизация понятия «бессознательное»

Раработка структурной модели психики (состоящая из «Оно» «Я» и «сверх-Я»

 Теория личности и общества основана на интерпретации невротической симптоматики.

Ряд основных положений противоречат исследованиям выполненных в рамках других научных школ (например; трактовка женской психики; многие аспекты Эдипова комплекса»)

Пансексуализм- обьяснительный потенциал подхода предельно сужен.

Теория персонализма

ВИЛЬГЕЛЬМ Штерн

(1871-1938)

 Предметом психологии является личность

Анализ развития личности ребенка

Изучение целостной личности

Изучение закономерностей

 Разработал теорию персонализма.

Дал определение личности

Создал теорию конвергенции

Выделил форму игровой деятельности и доказал что форма является неизменной и связана с врожденными качествами.

Штерн стал одним из основателей дифференциальной психологии

 Акцент на наследственности а среда как внещний фактор проявляющий уже изначальное данное.

Гуманистическая психология

Карл Рэнсом Роджерс

(1902-1987)

Абрахам Маслоу

(1908-1970)
Гордон Олпорт

(1897-1967)


 Основным предметом выступают : высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, свобода, автономия психического здоровья , межличностное общение.

Становление личности и утверждение себя в окружающей природе и социальной среде.

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек даже будучи обьектом исследования должен изучаться как активный субьек, оценивающий эксперементальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

 Абрахам Маслоу предложил концепцию целостной личности.

Карл Роджерс вводит понятие о самоактуализации.

Также понятие «Я-концепция»

Создание «личностно-ориентировааной психотерапии»

 Делается чрезмерный акцент на индивидуальность в отрыве от культуры и социальных групп.

Гуманистическую психологию часто считают субьективной – важность индивидуального опыта затрудняет обьективное изучение и измерение психических проявлений.

Результаты наблюдений не поддаются проверке – точного способа измерить или количественно оценить исследуемые свойства не существует.