Файл: Суды в системе органов государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Филиал НОУ ВПО «Институт деловой карьеры» в Псковской области

Заочное отделение

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Курсовая работа

Дисциплина: Теория государства и права

Тема: «Суды в системе органов государства»

Выполняла: студентка 1 курса, группа 311

Афанасьева Ульяна

Псков

20

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Суды как одна из ветвей государственной власти

1.1Судебная власть: понятие, функции

1.2. Признаки судебной власти

1.3. Конституционные основы судебной власти в законодательстве РФ

Глава 2. Органы, осуществляющие судебную власть

2.1. Суд как орган судебной власти

2.2. Судьи как носители судебной власти

2.3. Принципы реализации судебной власти

2.4. Перспективы развития судебной власти в России

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Система органов государственной власти на протяжении всей истории существования классового общества строилась в соответствии с функциями каждого государства, поскольку в них заложена и отражена воля социальных групп, что составляет суть государственной власти. В соответствии с функциональным назначением органов государства выделяются различные ветви власти, которые, в зависимости от характера полномочий их органов, действуют самостоятельно в пределах собственной компетенции, но при этом уравновешивают друг друга и взаимодействуют друг с другом. В соответствии с положениями и нормами ст. 10, 11 Конституции РФ 1993 г. органы судебной власти были отнесены к числу государственной власти наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ. Кроме того, одной из принципиальных новелл Конституции являлось выделение в ней самостоятельной главы, посвященной судебной власти. В структуре государственной власти любой страны судебная власть занимает особое место. С принятием новой Конституции РФ роль судебной власти в государственном механизме России значительно изменилась. Согласно закрепленному в ст. 10 Конституции РФ принципу разделения властей, судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью государственной власти, а также выступает гарантом равновесия властей. Суд, как орган, непосредственно осуществляющий судебную власть, является своеобразным уравновешивающим механизмом, арбитром, посредником между исполнительной и законодательной властями. Он обязан определить степень допустимого вторжения одной конституционной власти в полномочия другой. Конституция 1993 г. подняла до высшего правового уровня проблемы судебной защиты граждан, поскольку придала конституционное значение принципам правосудия, которые ранее содержались в нормах уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законов. Обязанность судов - в первую очередь адекватно и независимо применять право, а государства в целом - неуклонно исполнять судебное решение. Актуальность темы настоящего исследования обусловлена значением судебной власти в новейшей истории развития российской государственности. Ее стратегическая роль в современной модернизации нашего государства и общества заключается в том, что она, с одной стороны, призвана гарантировать реальность прав и свобод человека и гражданина, с другой - обеспечить действие других ветвей государственной власти - законодательной и исполнительной, в рамках правового пространства Конституции РФ. Предметом исследования данной работы является судебная власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве. Основная задача, стоящая перед нами - раскрыть сущность государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная власть, определить понятие «судебная власть», её основные признаки, функции, принципы реализации, а также систему органов, осуществляющих ее. Теоретическую основу работы составили труды, монографии и учебные пособия таких исследователей как: М.В. Баглай, В.И. Анишина, Ю. Беспалов, Г.Т. Ермошин, Н.И. Матузов, А.В. Малько, Б.А. Осипян, Л.К. Савюк и мн. других. Для достижения поставленной цели в рамках данной работы решаются следующие задачи: сформулировать определение судебной власти; рассмотреть основные признаки судебной власти; выявить и раскрыть ее сущностные характеристики; определить содержание функций судебной власти; уточнить понятие правосудия, определить его содержание; определить возможные перспективы развития.


ГЛАВА 1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КАК ОДНА ИЗ ВЕТВЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1.1Судебная власть: понятие, функции

Прежде, чем перейти к рассмотрению сущности судебной власти, определимся с понятием власти государственной. Государственная власть - это «форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население и осуществляет организованное воздействие на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, убеждения или принуждения, направленное на достижение общественно значимых целей». «Государственная власть характеризуется следующими признаками: ) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной); ) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов); ) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей); ) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); ) устанавливает систему налогов; ) организует население по территориальному признаку; ) характеризуется легитимностью и легальностью». Согласно ст. 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную

Термин "судебная власть", получив впервые официальное признание и закрепление в п.13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР, одобренной Съездом народных депутатов РСФСР, в настоящее время прочно вошел в юридический лексикон. Это было время бурных преобразований судебной системы России. Период с конца 80-х по начало 90-х годов XX в. назван профессором В.В. Ярковым периодом "судебного романтизма", когда казалось, что снятием ограничений на обращение в суд можно было решить если не все, то хотя бы значительную часть проблем, стоящих перед российским обществом. В научной литературе дается ряд довольно четких определений судебной власти. Так, по определению Л.К. Савюка, судебная власть - это «самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ (ч.2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». И.Л. Петрухин понимает под судебной властью «самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, созданную для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов». Другие авторы в определении понятия "система судебной власти" подчеркивают ее самостоятельность от других ветвей власти и произвола как такового, независимость от кого-либо или чего-либо кроме закона. Независимость судебной власти и ее роль как гаранта соблюдения прав и свобод на территории страны заложена в ст. 46 Конституции Российской Федерации, закрепившей, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Однако роль и влияние судебной власти не ограничиваются только защитой прав и свобод различных лиц при их нарушении властью. Органы государственной власти и местного самоуправления также имеют право на судебную защиту своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов3. К основным функциям судебной власти можно отнести следующие: правосудие; судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.п.); толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом РФ норм ее Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлениях его Пленума); удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом и т.п.); ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным и проч.); судебный надзор за решением судов и др. Таким образом, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охране от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав и законных интересов граждан, государственных органов и других организаций.



1.2. Признаки судебной власти

Судебная власть характеризуется следующими признаками.

  1. Судебная власть - вид государственной власти (одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти).

  2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами - судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд - орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда. .

  3. Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с предыдущими. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

  4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». Изменение его возможно только на основе изменения этих актов

  5. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ст. 294 УК). Одновременно с этим независимость судебной власти означает, что судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению, сами обязаны противостоять попыткам такого воздействия, иметь высокие нравственные качества, хранить верность закону. Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую-либо другую государственную структуру; организационно они никому не подчинены. Взаимодействие судов с другими ветвями государственной власти осуществляется в рамках закона, гарантирующего независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему. . Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ». Судопроизводство - это форма реализации судебной власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; гражданского - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административного - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях; уголовного - досудебного и судебного производства по уголовному делу. в качестве разновидности гражданского и административного судопроизводства, исходя из ст. 127 Конституции РФ, принято считать разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, - арбитражное судопроизводство.

  6. Процессуальный порядок деятельности - еще один важный признак судебной власти. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (гл. VII, VIII, ст. 43-83 и ряд статей раздела III). Гражданское, уголовное и арбитражное - по правилам, установленным соответственно ГПК РФ, УПК, и АПК. По делам об административных правонарушениях процессуальный порядок деятельности определяется КоАП (разд. IV и V). Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, - важная гарантия законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

  7. . Подзаконность судебной власти означает, что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции, ч. 1, 2 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»).


Подзаконность судебной власти распространяется как на все отмеченные выше ее проявления - правосудие, конституционный и судебный контроль, толкование законов и других нормативных правовых актов и т.д., так и на все без исключения органы, ее представляющие. Если иметь в виду, что ч. 5 ст. 32 Конституции РФ предусматривает право граждан участвовать в отправлении правосудия, то можно, наконец, отметить и такое свойство судебной власти, как участие представителей власти в ее осуществлении. Участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить присяжные и арбитражные заседатели

1.3 . Конституционные основы судебной власти в законодательстве РФ

Судебная власть - самая молодая из ветвей государственной власти современной России, в государственном развитии предыдущего периода суд функционировал как государственный орган, осуществляющий правосудие. Поэтому с изменением статуса суда в государственной системе необходимо было урегулировать его правовое положение как на конституционном уровне, так и в системе конституционного отраслевого законодательства. Поэтому основной пакет законов, регулирующих роль, место и функции судов в системе государственно-правовых институтов, сформировался относительно недавно и в течение достаточно короткого периода - 1991 - 1995 гг. Это период судебной реформы, задачей которой, по сути, являлось создание новой эффективной, соответствующей современному этапу правового развития России системы законодательства о судебной власти. Выделим основные направления регулирования этой сферы. В Российской Федерации основы организации и деятельности судебной власти закреплены в Основном Законе - Конституции РФ. Рассмотрим конституционные основы судебной власти в виде двух групп зафиксированных в акте норм. Во-первых, это общие конституционные положения об организации и деятельности государственной власти, в том числе и судебной ее составляющей. К этой группе можно отнести конституционные положения, закрепленные, в частности, ст. ст. 1, 2, 4, 8, 10, 11, 15, 71, 72, 76, 104 и рядом других статей Конституции РФ. Названные нормы устанавливают положение суда в государственной системе: ст. 10 провозглашает самостоятельность судебной власти, отмечая, что суды осуществляют государственную власть (ст. 11) в демократическом правовом государстве (ст. 1) на основе Конституции, законов, общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 15). Эти нормы представляют особое значение для формирования статуса судебной власти, поскольку придают ему основные идеологические направления, определяют смысл и сущность ее деятельности. Во-вторых, это положения гл. 7 Конституции РФ "Судебная власть", касающиеся специфики организации и функционирования судебной составляющей государственной власти1. Практически каждое конституционное положение по мере становления судебной власти получило свое законодательное развитие. Таким образом, можно констатировать наличие целостной системы законодательства о судебной власти, которая включает в себя следующие сегменты: - конституционные основы судоустройства - законодательство, закрепляющее структуру и общие принципы организации и деятельности судебной системы как системы органов судебной составляющей государственной власти (ст.118, 126 (полномочия Конституционного Суда РФ), 127 (полномочия Верховного Суда РФ), 128 (полномочия Арбитражного Суда РФ) и соответствующее законодательство, развивающее эти положения); конституционные основы судопроизводства - законодательство, устанавливающее порядок деятельности судов как органов судебной составляющей государственной власти (ст.46, 47, 49, 50, 51, 123 и ряд других статей Конституции); конституционные основы статуса судей - законодательство о статусе судей и об органах судейского сообщества, определяющее особенности правового положения граждан, осуществляющих судебную составляющую государственной власти от имени РФ (ст.83, 102, 119-122 и 128 Конституции); конституционные основы финансирования судебной власти - законодательство, развивающее конституционные основы финансирования судебной власти из федерального бюджета в целях обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия (ст.124 Конституции, установившей, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ); конституционные основы законодательства субъектов РФ о судебной власти субъектов РФ (ст.72, 73, 76 Конституции РФ).


ГЛАВА 2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ .

2.1.Суд как орган судебной власти

Судебная власть осуществляется специально учреждаемым государственным органом - судом (ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Понятие «суд», помимо отмеченного, имеет и иные значения - это и здание, в котором размещается указанный орган, и само судебное разбирательство, и судьи единолично, и коллегиально, принявшие решение по конкретному делу, и как мнение (суд совести, суд истории) и др. В юридическом значении суд - это «орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел, в порядке, установленном процессуальным законом»1. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118) суд - единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти - правосудие. Задачей суда при осуществлении правосудия является защита конституционного строя РФ, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Главная функция органов правосудия - судебная защита прав и свобод человека и гражданина. Иные организации, в названии которых содержится термин «суд» и производные от него - суды чести в Вооруженных Силах, товарищеские суды, Судебная палата по информационным спорам и т.д., - не наделены судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ, и в указанном выше значении судами не являются, т.е. никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. В соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» в настоящее время существует три системы судов: Конституционный Суд, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды. Кроме того, арбитражи могут создаваться на самодеятельных началах, выбираться самими участниками спора; могут создаваться и третейские суды. Данный перечень носит исчерпывающий характер. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Субъекты РФ могут только создавать либо не создавать суды субъектов РФ, но в пределах установленного федеральным законодателем перечня. Правила судопроизводства установлены федеральными законами и обязательны для всех судов. Равным образом обязательно для всех судов применение Конституции и законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Суд как орган государства представляет собой учреждение, где работает на профессиональной основе не один, а несколько судей. Правосудие по конкретным делам осуществляется не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. В судебный состав могут входить представители народа в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Независимо от того, в каком составе рассматривается то или иное конкретное дело судом, - судьей единолично, коллегией из трех судей, судом присяжных, они являются таковым, т.е. государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие, - судом и действуют не от своего имени, а от имени государства. Кроме того, в Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов. Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголовные дела по существу (отнесенные законом к его компетенции), но и проверяет обоснованность и законность решений районного. В свою очередь, районные суды рассматривают в порядке апелляционного судопроизводства судебные решения, вынесенные мировыми судьями. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права. Юрисдикция (совокупность правомочий) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил РФ (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует административно-территориальной единице (Костромской областной суд) или структурной сфере его деятельности (военный суд Северного флота). В отдельных случаях судебная юрисдикция распространяется на определенных лиц или социальную группу (в соответствии со ст. 93 Конституции РФ высшие судебные инстанции дают заключение при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ; Верховным Судом РФ рассматривается уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК). В системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением. .