Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2.Судьи как носители судебной власти
Носителями судебной власти в РФ являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Согласно Конституции (ст. 119), судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы; судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности; судья не вправе быть депутатом; судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям; судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Согласно Конституции (ст. 128), судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом. В Конституции РФ (ст. 120) закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Независимость судей - важнейшее условие самостоятельности и авторитетности судебной власти; независимость судей позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан. Действующее законодательство РФ (Закон "О статусе судей в Российской Федерации" и др.) предусматривает следующие правовые гарантии независимости судей: установленная законом процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу, и т.д.); преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности; установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста; предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу; особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению. Принцип подчинения судей только Конституции и федеральному закону неразрывно связан с предусмотренным в ст. 120 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Действие этой конституционной нормы распространяется на любые акты любого органа или должностного лица. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле. Несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судьи. Согласно Конституции (ст. 121), полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Эти порядок и основания предусмотрены Законом "О статусе судей в Российской Федерации". В Конституции РФ (ст. 122) указывается, что судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей - одна из наиболее существенных гарантий их независимости. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Неприкосновенность судьи в значительной мере обеспечивается тем, что он, согласно Конституции (ст. 122), не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на возбуждение уголовного дела согласия квалификационной коллегии судей, которая и после дачи согласия на возбуждение дела осуществляет контроль за ходом его расследования. Лишь с ее согласия судья может быть подвергнут приводу, заключен под стражу, привлечен к участию в деле в качестве обвиняемого. Заключение судьи под стражу допускается только с санкции Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, или по решению суда. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации. Это создает для судьи дополнительную гарантию вынесения ему обоснованного и справедливого приговора. Надо сказать, что обеспечение неприкосновенности судей не сводится лишь к особому порядку привлечения их к уголовной ответственности. Судья не подлежит административной ответственности, и к нему не может быть применена ни одна из мер административного взыскания. К судье неприменимо также ни одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий. .
2.3.Принципы реализации судебной власти
Конституция РФ (ст. 123) закрепляет ряд принципов, связанных непосредственно с реализацией судебной власти, иначе говоря, с отправлением правосудия. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме. Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции РФ (гл. 7) и в ФКЗ "О судебной системе РФ". Принципами правосудия в РФ являются: осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции); осуществление правосудия в точном соответствии с законом; положение о порядке назначения судей (ст. 128 Конституции); право граждан на судебную защиту (ст.46 Конституции); равенство граждан перед судом и законом (ст.19 Конституции); независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции); коллегиальность рассмотрения дел и единоличное осуществление правосудия. Участие в осуществлении правосудия представителей народа; открытое разбирательство дел во всех судах; национальный язык судопроизводства (ст. 68 Конституции); равенство сторон и состязательность процесса (ст. 123 Конституции); обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 45 Конституции); презумпция невиновности (ст. 49 Конституции); всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела; судебный надзор. Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела. Принцип осуществления правосудия только судом - главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Открытое разбирательство - один из важнейших принципов судопроизводства. Разбирательство дел во всех судах является открытым. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны. Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц. На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда. Конституция РФ устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Осуществление судопроизводства на основе состязательности означает, что судебное разбирательство может быть начато только при наличии заявления истца, запроса органа или должностного лица, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении их требований. При этом истец и ответчик, орган или должностное лицо, издавшие этот акт, обвинитель и обвиняемый выступают в суде в качестве сторон, т.е. таких участников судебного разбирательства, у которых имеется определенный процессуальный интерес и которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений и выводов и для оспаривания утверждений и выводов другого участника судебного разбирательства (противной стороны). Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только суду (судье), который не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств, независим от любых посторонних влияний и действует исключительно как орган правосудия. Принцип состязательности и равноправия сторон - важнейшее демократическое и процессуальное начало, которое создает максимально благоприятные условия для отыскания истины и вынесения справедливого судебного решения. Граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. Согласно Конституции РФ, в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. В соответствии со ст. 36 и 421 УПК РФ суд присяжных заседателей рассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях: государственная измена, терроризм, призывы к насильственному изменению конституционного строя, разглашение государственной тайны, бандитизм, массовые беспорядки, нарушение правил международных полетов, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение человека, изнасилование, повлекшее особо тяжкие последствия, или изнасилование малолетней, хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную или культурную ценность, заведомо незаконный арест или задержание, принуждение к даче показаний, посягательство на жизнь работника милиции, угон воздушного судна и ряд других. Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Приговоры, вынесенные судом присяжных заседателей в краевом, областном, городском суде, обжалуются и опротестовываются в кассационную палату Верховного Суда Российской Федерации. Помимо присяжных, к осуществлению правосудия привлекаются народные и арбитражные заседатели. Участие граждан в осуществлении правосудия является их гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Это положение Конституции имеет цель оградить суды от местных влияний, создать условия для их подлинной независимости, поставить все суды в равные материально-технические условия, обеспечивающие осуществление правосудия. При Верховном Суде РФ создан Судебный департамент, который является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Он осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
2.4. Перспективы развития судебной власти в России
Со становлением России как правового государства роль и значение судебной власти будет все более возрастать. Для России в современных условиях судебная власть несомненно очень важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества. К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России. Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей. По мнению президента России, в сложном деле поддержки авторитета судебной системы все должны сыграть свою роль - "и президент РФ, как гарант Конституции, и судьи Конституционного суда, потому что они тоже граждане РФ, и представители исполнительной власти, и представители законодательной власти". Государство будет способствовать повышению авторитета судебной власти, заявил Дмитрий Медведев. "То, что необходимо делать по линии президентской вертикали, по линии исполнительной власти, мы обязательно сделаем", - заверил глава государства. Совершенствование и дальнейшее развитие судебной власти в РФ видится в следующих тенденциях: дальнейшая теоретическая разработка основных направлений развития судебной системы; повышение роли судейского сообщества и его органов в предотвращении коррупции среди судей; укрепление судебной системы высококвалифицированными специалистами; выработка концептуальных подходов к повышению эффективности деятельности каждого вида судов; критическое осмысление и корректирование регулирования деятельности лиц, оказывающих гражданам и юридическим лицам помощь по юридическим вопросам, поскольку в действующем виде оно не обеспечивает в полной мере доступа к правосудию; законодательно обеспечить сочетание независимости судей с ответственностью за принимаемые ими судебные решения; усовершенствование процедуры отбора и подготовки судей; проведение представителями всех ветвей власти профилактических работ среди населения, направленных на формирование уважения граждан к власти в целом и судебной власти в частности. Совершенствование и развитие российского законодательства, направленное на обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности судей, должно осуществляться с учетом не только российской практики правоприменения, но и международных договоров и соглашений. В заключение хотелось бы сказать, что только в ситуации, когда суды по-настоящему независимы и подчиняются только закону, обеспечивается подлинное уважение общества к суду, эффективная защита прав человека, гармония интересов личности, общества и государства, что имеет непосредственное отношение и к задаче, поставленной Д.А. Медведевым, а именно - преодоление правового нигилизма граждан нашей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституция РФ 1993 года, закрепив разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, открыла новую страницу в истории российской государственности. Принцип разделения властей, который отныне является политическим и конституционным принципом государственного устройства Российской Федерации, объективно предполагает возрождение самостоятельной, влиятельной и независимой социальной силы - судебной власти, и утверждение в государственном механизме компетентного и беспристрастного суда, как гаранта гражданского мира и согласия в обществе. Носителями судебной власти в РФ являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции РФ (гл.7) и в ФКЗ от 31 декабря 1996г. «О судебной системе РФ», и имеет ряд специфических признаков: осуществляется от имени государства, специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме. Сегодня судебная власть как отдельная ветвь государственной власти предназначена для установления смысла и содержания Конституции и действующего законодательства, для его единообразного толкования и применения на практике. Она призвана контролировать правомерность принимаемых парламентом законов и актов исполнения со стороны правительства и административных органов, равно как и правомерность разрешения всех правонарушений и юридических споров. Реализация правосудия есть одно из оснований легитимного государства и неуважение к нему есть признак испорченности общества и нестабильности государства. Судебная власть как разновидность государственной власти во взаимодействии с ее иными ветвями должна стать самостоятельной и сильной, хорошо подготовленной профессионально, организационно оформленной, обрести высокий статус и действовать в процессуальном порядке, утверждая идеи верховенства права и справедливости. Судебная власть в системе органов государственной власти занимает особое место, обусловленное тем обстоятельством, что только она, реализуя принцип справедливости, отправляет правосудие, а также выступает как субъект правотворчества, ибо многие законы обретают жизнь благодаря суду, они проходят испытание судебной практикой. Специфическая роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в удержании законодательной и исполнительной властей в рамках конституционной законности путем осуществления судебного контроля за этими ветвями власти. При этом следует иметь в виду, что «автономность» судебной власти может быть только относительной, поскольку она не существует изолированно от других ветвей власти, круг конфликтов, разрешаемых судом, очерчивается законом, т.е. решениями законодательной власти; реализация судебных решений требует в значительном числе случаев определенных действий органов исполнительной власти. Функциями судебной власти являются основные направления деятельности, определяющие ее социальное назначение в виде особого самостоятельного государственно-правового механизма воздействия на общественные отношения. В качестве функций судебной власти рассматриваются: правосудие, судебный контроль, обобщение судебной практики и разъяснение на ее основе юридических норм, правотворчество. Отметим, что правосудие следует трактовать как исключительную функцию судебной власти. В настоящее время в целях приведения в соответствие с конституционными принципами судебной власти судебная система России нуждается в серьезном реформировании, которое необходимо осуществить вместе с реформой Конституции РФ. судебный власть конституционный
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анишина В.И. Конституционно-правовой статус судебной власти в РФ: проблемы нормативного регулирования и реализации//Администратор суда. 2008. №1. . Анишина В.И. Функции судов как самостоятельной ветви государственной власти в РФ//Российский судья. 2006. №10. . Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. М., 2007. 784 с. . Беспалов Ю. Проблемы независимости судебной власти и пути их решения//Мировой судья. 2008. №8. . Беспалый И.Т. Государственное право РФ. Учебное пособие. Часть 1. Самара, 2004. 140 с. . Голубок С.А. Конституционное право России. Учебное пособие. М., 2008. 161 с. . Гончаров В.В. Взаимоотношения исполнительной и судебной власти в РФ//Российский судья. 2008. №4. . Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. 585 с. . Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен//Юрист. 2007. 10. Кондратенко Н. Судебная власть в системе государственной власти РФ // . . Конституция РФ. По состоянию на 2010 год. М., 2010. 96 с. . Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. 444 с. . Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / М., 2004. 512 c. . Медведев рассказал о судебной реформе// http://www.infox.ru/ authority/state/2008/11/05/document2471.phtml. . Никулин В.В. Конституционное право России: Учебное пособие. Тамбов, 2003. 96с. . Осипян Б.А. Судебная власть как особая разновидность исполнительной власти//Российский судья. 2008. №8. . Петрова Н.А. Нужна ли субъектам РФ судебная ветвь государственной власти?//Конституционно и муниципальное право. 2008. №21. . Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. М., 2004. 671 с. . Судебная власть как система органов государственной власти. . . Судебная власть//. . Терехин В.А., Мещерякова А.Ф. Принцип светскости органов судебной власти и его реализации в РФ//Администратор суда. 2008. №4. . Цалиев А.М. Судебная власть в системе разделения властей субъекта РФ//Российская юстиция. 2009. №2. . Шхагапсоев З.Л., Тхабисимова Л.А. Судебная власть Российской Федерации и мировые судьи//Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009.