Файл: 1 Содержание введение глава топос в архитектонике эпического текста.pdf
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Содержание ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................ ГЛАВА 1. ТОПОС В АРХИТЕКТОНИКЕ ЭПИЧЕСКОГО ТЕКСТА .... 3 Понятие топоса и архитектоники в художественном произведении .................................................................................................... 3 1.2
Топос города средства его воплощения и функции в структуре художественного текста ................................................................................... ГЛАВА 2. ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ МАБ ЗАФИКСИРОВАТЬ, ГДЕ ПРОИСХОДЯТ СОБЫТИЯ, КАКИЕ ЛОКАЦИИ И КАК ОПИСАНЫ) ................................................................................................. 8 Московский топос........................................................................ 8 2.2
Ершалаимский топос ................................................................. 22 Городской и природный топос .................................................. ГЛАВА 3. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОРОДСКОГО ТОПОСА В АРХИТЕКТОНИКЕ РОМАНА МИМ ........................................................... ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................ ПРИЛОЖЕНИЕ ........................................................................................ 27
2 ВВЕДЕНИЕ Сегодня мы поговорим о, несомненно, уникальном и мистическом романе М. Булгакова - Мастери Маргарита. Этот роман не был опубликован при жизни автора. Впервые он был опубликован в журнале Москва в 1966–
1967 годах, через 26 лет после смерти Булгакова и, тов сокращенном журнальном виде. Этот роман принес автору посмертную мировую известность. Это произведение представлялось достойным продолжением этих традиций отечественной литературы, утвердившей прямое соединение гротеска, фантастики, нереального с реальным в едином повествовательном потоке. То, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, произошло благодаря жене драматурга Елене Сергеевне Булгаковой, сумевшей в трудную минуту спасти оригинальный роман. Булгаков датировал начало работы над Мастером и Маргаритой в различных рукописях 1928–
1929 годами. Невозможно назвать романы, которые вызвали бы столько дискуссий, как Мастери Маргарита. В них обсуждаются прототипы персонажей, книжные истоки отдельных компонентов сюжета, философско-эстетические корни романа и его морально- этические принципы, кто является ключевым персонажем произведения и, наконец, в каком жанре роман написан. Последнее точно установить невозможно.
Булгаков писал Мастера и Маргариту в общей сложности более 10 лет. Этот роман был книгой, с которой он не мог расстаться, — это роман судьбы, роман завещание. А теперь проанализируем топос города в романе Мастери Маргарита. Актуальность темы показать и рассказать о местах, где происходил роман.
3 ГЛАВА 1. ТОПОС В АРХИТЕКТОНИКЕ ЭПИЧЕСКОГО ТЕКСТА
1.1 Понятие топоса и архитектоники в художественном произведении
Топос художественного текста не менее, а иногда и более важен, чем антропонимия имен персонажей. Они образуют единое хронотопическое пространство романа место и время действий героев. Поскольку действие романа Булгакова происходит в Москве х годов, топос в это время дополнительно рассматривается, поскольку топонимы как никакой другой словарь подвержены историческим изменениям (как сами предметы, таки их названия. Но поскольку это художественное пространство, то ив топос романа будут вливаться порции фантазии, вне зависимости от его неоспоримой реальности. Многочисленные столичные объекты (обозначенные личными именами или спрятанные за словами аллея, квартира, дом и многое другое. Узнаваемы и имеют надежное расположение и реальные прототипы. Как
Санкт-Петербург обстоятельно изображен Достоевским, таки Москва изображена Булгаковым. А на карте Москвы можно буквально проследить, где происходит действие того или иного эпизода романа. А названия городских объектов (топонимы) вызывают дискуссии об их происхождении и истории. Поэтому при взгляде на топос нужно думать обо всех этих моментах историческом времени Булгакова и нынешнем названии объекта, его связи с топографией Москвы, с одной стороны, и действиях героев романе, с другой стороны, по возможности следует отметить роль того или иного топонима в романе. Попутно можно привести историю и этимологию названий. Актуальность исследования обусловлена тем, что творчество М.
Булгакова занимает значительное место в русской литературе, романом до сих
4 пор интересуются, так как в нем много тайн и загадок. Это также подтверждается бесчисленными экранизациями произведения. Поэтому я решил обратиться к одной из самых волнующих тем этой работы - топосу. Так что же такое топос? Топос — это (в литературе) элемент художественного пространства текста, обычно открытый, восходящий к бессознательной поэтике и служащий для оформления внепространственных отношений, идей авторской ценности. Результаты главное в произведениях авторов — топос, потому что персонажи, люди, время — все это вторично, а место, где все разворачивается,
— главное. Два простых примера
1. Мужчина и женщина идут и говорят о добре и зле
2. Мужчина и женщина гуляют на Патриарших прудах, на дворе, 1930 год, осень. Все, что написано выше, очень утрировано, чтобы не расписывать в нескольких предложениях, но думаю, что суть, а точнее наглядный пример, понятен. Как только мы прочитали второй пример, в голове уже сформировалась более точная картина происходящего — это и есть топос. А теперь поговорим об архитектуре, она может быть двух видов
1. Архитектура в классической литературе В большинстве классических произведений прослеживается плавная и гармоничная архитектура. Он подразумевает большое количество описаний, рассуждений. Диалоги там только на втором месте. Это связано стем, что большинство классических шедевров были сочинены сто и более лет назад. В то время темп жизни людей был намного медленнее. А торопиться куда-либо считалось дурным тоном. В итоге все пошло своим чередом, в том числе ив литературе. Прорыв в архитектуре текста совершил Достоевский. Он создал свой образ психологического триллера. Его история началась с середины. Действие развивалось семимильными шагами. При этом части текста неоднократно не гармонировали друг с другом. При этом сам текст выглядел более чем хорошо. За что драматург стал классиком.
5
2. Архитектоника в современности архитектура в литературе в настоящее время больше ориентирована на интерес и соответствие известным штампам. Большинство произведений представляют собой диалоги. Описания мало ценятся. Чуть более длинные размышления кажутся читателю скучными. Поэтому хорошая проза сегодня — это живой диалог, немного обрамленный чем-то другим. Кроме того, понятие структуры текста обычно мало используется. Так как книги имеют большое коммерческое значение. Издателям гораздо проще взять в свои руки книгу, наверное, по структуре, которая создала шум в интернете, чем книгу более строгую, но при этом не имеющую финансовой составляющей. Таким образом, исходная концепция присутствует исключительно в теории. И об этом думают только студенты, филологи или журналисты. Подведем итоги архитектуры не надо лезть в глушь, изнурять себя непонятными вещами, просто ваша книга должна быть уместной и понятной, легко читаемой. Поэтому архитектура вашего творения хороша априори. А если нетто вы либо пишете кому-то беспрецедентный неформат, либо, несомненно, что-то делаете не так. Ненужно загромождать свой мозг тяжелой и непонятной терминологией. Не пытайтесь быть ученым. Легко пишите и создавайте для других так, как хотите, чтобы писали для вас. Это важнейший архитектурный закон всех жанров.
1.2 Топос города средства его воплощения и функции в структуре художественного текста В большинстве художественных произведений город, в котором происходят события, играет основополагающую роль. Сцена и персонажи тесно переплетены. Город становится воплощением реальности, а также фактором, всецело на нее влияющим. В связи с этим немыслимо не вспомнить поистине своеобразный роман Михаила Булгакова Мастери Маргарита, где
6 прибывает не столько городом, а как неким тайным персонажем. Москва в представленном творении – это необычные улицы, площади, магазины, это отражение эпохи. Привычные и обыденные для москвичей улицы Арбат, Тверская, Малая
Бронная, Остоженка, Спиридоновка, Патриаршие пруды ради немыслимых случайностей превращаются в обитель. В них царит особая и мистическая атмосфера. То одушевлены неиссякаемой толпой, то, наоборот, безлюдны, то над ними висит грязное и бескрайнее голубое небо, то цепями луны фальшивым золотым сиянием. На фоне этого очень необычного пейзажа
Булгакову удается представить существование советских людей сих всепоглощающими буднями. Таким образом, Москва в Мастере и Маргарите стала необыкновенной призмой, через которую драматург раскрывал сущность персонажей и обличал их главные недостатки — безнравственность, двусмысленность и меркантильность. В этом романе действие происходит в х мирах в древнем Ершалаиме, в потустороннем мире ив Москве. Разберу подробнее последнюю локацию событий. Нам рассказывают о Москве х годов, о сердце России и о временах, в которые жил сам Булгаков. Таким образом, можно сделать вывод, что автор неслучайно выбрал столицу местом действия. Он подробно расписывает для нас все улицы, переулки и дома, чтобы читатели могли мысленно побродить по городу вместе с героями. Так что легко представить себе видна Патриаршие пруды, атмосферу дома Грибоедова или оживленный Арбат. Интересен, однако, тот факт, что писатель не только осознает Москву как фон событий, происходящих в романе, но и делает ее действующим героем. Как тихий и незаметный герой-наблюдатель, с которым, как и с остальными героями, что-то происходит. Если углубиться, то мы поймем, что
7 облик города создают жители, которые в нем живут. Можно сказать, что это неведомый воплощенный образ. Москва – отражение души москвичей. Например, Булгаков, писавший, что везде в окнах горит один и тот же оранжевый свети везде слышен один и тот же единственный в своем роде полонез, показывает, что люди утратили свою идентичность, все теперь одинаковы. Как мы уже понимаем, драматург Москвой не восхищается, наоборот, он смеется над ней, разоблачает и осуждает ее. И для этого Михаил Афанасьевич помещает Воланда в Москву. Только ради возмездия. В главе «Чёрная магия и её разоблачение Булгаков особенно ясно раскрывает природу города и его жителей. Воланд устраивает выставку черной магии, на которой искушает москвичей. Он начинает свою речь с того, что смотрит на аудиторию. Заметим, что Москва, конечно, изменилась благодаря техническому прогрессу, но его больше интересует, как сатану, внутренний мир людей, их пороки и страсти. Герой видит, что душа обесценилась, они стали равнодушными, эгоистичными, для них на первом месте деньги и прибыль, и все они сплошные атеисты. И за это их наказывает
Воланд, каждого по его заслугам, однако далеко не все москвичи были провинились перед Воландом. Таким образом, образ столицы в романе тесно связан с образами населяющих ее людей. Через этот город автору удалось прекрасно раскрыть сущность москвичей и их пороков.
8 ГЛАВА 2. ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ
МАБ (ЗАФИКСИРОВАТЬ, ГДЕ ПРОИСХОДЯТ СОБЫТИЯ, КАКИЕ ЛОКАЦИИ И КАК ОПИСАНЫ)
2.1 Московский топос
Булгаковская Москва часто вытеснена обывателями люди заменяют город. И эта замена всегда имеет негативные коннотации. Отчетливо заметен динамизм булгаковского образа москвичей. По сравнению сего ранним творчеством, когда молодому писателю часто показывали столицу в розовых, манящих красках, теперь она изменилась. У Булгакова по-прежнему толпа распадается на отдельные персонажи, но теперь они не такие веселые. Изменилось и звучание Москвы. Пение, музыка, шум города сменились стуком окон, беспокойным шелестом листьев, далеким рокотом грозы, шумом проливного дождя. Такое тревожное звучание города подчеркивает сюжет произведения, словом, чувствовалось, что вот-вот она, Москва и сейчас навалится, и охватит. Москва — огромный городи происходящие в нем события соответствуют его масштабу и величию. Так, руководствуясь старой литературной традицией, М. Булгаков сравнивает его с третьим Римом».
Римские аллюзии не раз пересекаются в тексте романа (ив черновиках, ив окончательном варианте, но каждый раз Москва несколько уступает древней столице
Воланд заговорил
– Какой интересный город, неправда ли
Азазелло шевельнулся и ответил почтительно
– Мессир, мне больше нравится Рим
– Да, это дело вкуса, - ответил Воланд.
9
– Мощное зрелище, – заговорил Воланд, - то здесь, то там повалит клубами, а потом присоединяются и живые трепещущие языки. Зелень сворачивается в трубки, желтеет. И даже ветерок здесь припахивает гарью. До некоторой степени это напоминает мне пожар Рима. (Великий канцлер. Черновая вариация романа.
…Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг. Теперь давайте рассмотрим на места, где все это происходило Патриаршие пруды место, где начинается роман Мастери Маргарита. Начало всей истории начинается здесь. Булгаков намеренно подчеркивает это, потому что к описываемому времени уже не было названия
- Патриаршие пруды, и не было ничего патриархального. В 1925 году в рамках антирелигиозной борьбы Пионерский пруд был переименован вместе с патриаршими аллеями и названиями улиц по расположенным на них церквям. Почему Михаил Берлиоз и Иван Бездомный встретились с Воландом именно в этом месте Нелегко найти в Москве место, более связанное с нечистью, чем с патриархальным поселением. В давние времена, когда Москва еще не была Москвой, в этом месте топили свои жертвы жрецы древнего языческого культа. В особо торжественных случаях жертве отрезали голову. Так вот почему Берлиоз умер такой экзотической смертью В средние века эту местность называли козьими болотами. Дело не в козлах, а в интригах, которые нечисть затеяла для жителей этих мест. В то время пастухи, пасшие в этом месте животных, заметили, что время от времени среди стада вдруг появлялся черный козел и временами он заходил в чей-то двор, и тогда в этом доме умирал человек. Ау коз, если попадало в стадо, молокане было. Одни считали, что под шкурой козла скрывается дьявол, другие считали, что это нерожденный сын сатаны. В любом случае, черного козла можно было заменить только крестным знамением. Из тех же заболоченных мест протекал ручей Четори вдоль стены Белого
10 города — сегодняшнего Бульварного кольца — и впадал в Москву-реку у ворот Четори. Впервые патриарх Иоаким, вступивший в должность 26 июля
1674 года, пробудил жившего там злого духа. В 1655 году он оставил армию и стал монахом, но сохранил воинские обычаи и решил бороться с чертями и сатаной военными средствами. В 1683 году, чтобы осушить козье болото, патриарх велел вырыть три пруда, а знаменитый ручей, неслучайно названный
ЧУР-Ториским, велел патриарху лечь спать. Болота удалось осушить, но ручей все еще существовал. В 1832 году снова было принято решение об упразднении ручья Четори. По этой причине два из трех Патриарших прудов засыпали. Однако это ничуть не повредило ручью, ион продолжает течь посей день. Интересно, что по аллеям вокруг пруда иногда ходят два пугающих и странных человека толстяк с огромной бородавкой и мужчина в длинном кожаном пальто, с бородкой ив огромной шляпе. Многие их видели и фотографировали, но ни на пленках, ни даже на цифровых камерах их изображения не сохраняются. Некоторые считают, что это призраки двух человек из банды гипнотизеров, действовавшей примерно в 1925 и 1935 годах. Первого гражданина звали Биндер, а второго звали Орлеан. Первым был торговец из мебельного магазина. Около четырех часов дня в магазине № 4 треста «Мосмебель» в Москве появились граждане и, прибежав к продавцу, попросили продать им два шкафа. Продавец, гражданин Студеницер, объяснил гражданину Биндеру и гражданину Орлеану, что необходимые шкафчики доступны для населения по розничной цене 179 рублей, но только по предварительной записи, и запись эта введена с первого января того же тридцать четвертого года, чтобы справиться с безответственными гражданами, толпящимися в очередях в мебельных магазинах. Выслушав объяснения продавца, тот, кто носил фамилию Биндер, начал злиться и открыто пригрозил Студеницеру обращением в Моссовет. Другой, представившийся всем как Орлеан, подошел к Студеницеру и что-то прошептал ему на ухо. Студент повернулся и что-то прошептал Орлеану на