Файл: 1 Содержание введение глава топос в архитектонике эпического текста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 ухо. Потом все трое прошли, украдкой озираясь, в заднюю комнату, где
Биндер и Орлеан вручили Студеницеру по сорок рублей десятирублевыми купюрами. Когда гражданин Студеницер, купивший взятку и выписавший капитал
Биндеру и Орлеану за наличные, вышел из задней комнаты, он был задержан рабоче-крестьянской полицией. На вопрос, что у него в карманах, Студеницер в присутствии очевидцев ответил, что у него в кармане восемь золотых монет, которые он получил за покраску и упаковку мебели. Шестнадцать рублей причитаются ему лично, сорок должны быть возвращены управляющему магазином гну Мездрикову, а остальные двадцать четыре приготовлены грузчикам, красильщиками упаковщикам. Когда Студеницер был вынужден предоставить свои сумки вместо золотых монет, они стали восемью марками Порта № 10, изготовленными Трестом Росглаввино. Решили арестовать на тот случай, если бывшего продавца Студенинцер через полчаса доставят в полицейский участок на полицейской машине. Забрали и Мездрикова, до этого обстоятельства управлявшего четвертым мебельным магазином. При этом задержанные
Биндер и Орлеан, не имевшие мест в машине, были отправлены в отделение пешком в сопровождении сотрудника полиции. Однако ни Биндер, ни Орлеан, ни сопровождавший их полицейский не появились в участке до конца рабочего дня. Поиск пропавших результатов не дал. Только через три дня в Новосибирске того же милиционера, совершенно лишенного всякой элементарной причины, сняли с поезда Москва-
Владивосток. В момент обнаружения полицейский был в оцепенении. На вопросы не отвечал, ни на какие внешние раздражители не реагировал. Часть этой истории опубликовалась в Известиях. Впоследствии в романе Булгакова появились моменты с червонцами. Вся бригада была сомкнута 14 мая 1934 года и взята в плен только в м домена Большой Садовой, ноне в й квартире, а в й.

12 Аллея под липами справа от входа должен быть киоск с напитками, в который ворвались Бездомный и Берлиоз, когда вошли на площадь у Патриаршего пруда. Однако липовый бульвар совершенно не такой, как у М.
Булгакова и его героев. В 2003 году Патриарший пруд отреставрировали, заменили деревья и выложили плиткой дорожки. Таким образом, вы можете увидеть, как это выглядело в 1929 году, если только не покопались в архивах или не включали воображение. Поэтому высказывание липовая аллея может быть истолковано его переносным значением – липа, то есть подделка. Неудивительно, что большинство сцен столичной экранизации романа пришлось снимать в Санкт-Петербурге. Трамвай по роману Мастери Маргарита трамвай с Малой Бронной поворачивал в Ермолаевский переулок, а по Великому Канцлеру трамвай с Садовой на Малую Бронную. Но это только булгаковское видение. Трамваи на Малой Бронной и Ермолаевском переулке никогда не ходили, а самое главное, что Берлиоз погиб под трамваем на углу Садовой и Бронной и почтив метрах от турникета на Садовую Тогда почему Булгаков не мог перенести место смерти Берлиоза на Садовую
Во-первых, нужно было продвигаться далеко на Садовую, а в романе действие должно разгораться быстро. Во-вторых, Берлиоз должен был умереть на Патриарших прудах, ведь они альфа и омега, отсюда Иван Бездомный преследовал таинственного незнакомца, и именно сюда он будет приезжать каждый год, завлеченный весенним полнолунием. Вертушек здесь никогда не было, а для того, чтобы Берлиоз скользил, цепляясь за что-то вращающееся,
Булгаков их придумал. Дом Мастера Дом купеческой семьи Топлениновых, друживших с Михаилом Афанасьевичем. Старший ребенок купца Топленинова — Сергей он был актером) жил в гражданском браке с дочерью архитектора Льва
Кекушева Марией. Девушка, несмотря на протесты родных, покинула шикарный особняк на Остоженке, 21, любимый домна Мансуровском переулке, 9.


13 Евгения Владимировна Власова, беседовавшая с Булгаковым, рассказывала, что он часто ночевал в комнате с отведенной специально для него печкой, ив этом подвале работал над своим романом Мастери Маргарита. И видимо на протяжении всего написания он "сотворил" здесь мага. Кстати, ранее этот переулок был известен как Талызинский и
Масальский пояса. Все имена, в том числе и Мансуровский переулок, произошли от фамилий или имён владельцев разного времени. Большой Николопесковский переулок сюда прилетела Маргарита с Арбата на швабре. Именно здесь она выиграла у критика Латунского квартиру. Увлекательная история - Большой Николопесковский переулок. Назван в честь церкви Николая Чудотворца на Песках, деревянного строения XV века, стоявшего на месте дома № 6, в котором Булгаков разместил корпус Драмлита. Кстати, благодаря этой церкви хорошо известны первые упоминания о таком топониме, как Арбат. В 1493 году Арбат упоминается в летописях в связи с пожаром, охватившим всю Москву. В церкви Николая Чудотворца на Песках сохранился огонь от свечи. Может быть, поэтому Булгаков помещает здесь дом Драмлита, от разрушения которого происходит череда техногенных катастроф, порожденных персонажами Мастеров и Маргариты. Общеизвестно, что в конце XVII века здесь находилась слобода стрельцов, в которой жили стрельцы го полка, поэтому раньше этот маршрут назывался стрельцами. Почему, сказать непросто, наверное, от погребения в церкви Николая Чудотворного на Песках. Или, быть может, существование кладбища заставило Булгакова основать здесь резиденцию драматургов и писателей Ведь он вполне мог считать советских писателей живыми трупами. Но есть еще одна интересная гипотеза, связанная с названием этих мест. В конце Большого Николопесковского переулка в XVI-XVII вв. располагались дворы, в которых закапывали своры собак для царской охоты. В связи с этим это место получило название Собачья страна (кстати, Собачья страна была здесь дох годов 20 века. Таким образом, в русском языке этот

14 питомец описывается двумя равнозначными словами словом, имеющим общий восточнославянский корень собака, и словом, заимствованным из скифского языка. Так что есть версия, что первоначальный топоним Пески произошел не от песчаной почвы, а от слова собака. Но это не более чем гипотеза. Говоря о мистике, добавлю, что с 1912 по 1915 год композитор АН.
Скрябин. Если помните, он написал здесь одно из самых мистических произведений 20 века - "Поэму огня" (другое название "Прометей, невесомое и звуковое произведение для фортепиано, оркестра с органом, голосом и светлая клавиатура, как божественная поэма. Остается только добавить, что с 1924 года этот переулок назывался улицей Вахтангова в честь ученика
Станиславского, актера и режиссера Евгения Вахтангова. Дом Драмлита: Нынешнее здание Драмлита находится в
Лаврушинском переулке, 17 — здание стало прообразом дома Драмлита у
Булгакова. В этом доме жил драматурги театральный критик Осаф Семенович Литовский (1892-1971), который придумали ввел термин «булгаковщина», действиями которого были запрещены многие произведения Михаила Афанасьевича. Литовец снимался в романе Мастери Маргарита под псевдонимом критика Латунского. Литовец, как и Латунский, жил в квартире
№ 84, к тому жена седьмом этаже, и детали жилплощади абсолютно соответствуют ее реальному положению. Официальное название этого здания
— Дом писателей Москвы, но неофициальное – Дом писателя. Что-то знакомое, да Это еще одно сочетание, нона этот раз Булгаков связывает не дома, а их названия Бах Но это пишущий дом. Знаете, Бегемот я слышал много хороших и лестных слов об этом доме. Обратите внимание, мой друг, на этот дом Приятно думать о том, что целая бездна таланта прячется и зреет под этой крышей. Как ананасы в теплицах, - сказал Бегемот и, чтобы лучше полюбоваться


15 кремовым домиком с колоннами, забрался на бетонное основание чугунной решетки. Дом Грибоедова это здание Массолита, грамотный прототип которого находится на Тверском бульваре, Булгаков называет домом письма. Но тут есть странность, в Мастере и Маргарите указано, что это восьмиэтажный дом, хотя в нем всего семь этажей, а учитывая его подобный объем башне, то девять. Дело в том, что во многих странах отсчет этажей не начинается с первого этажа первый этаж — это цокольный этаж, в котором обычно располагаются магазины, офисы и т. д. Тоже самое мы видим ив романе.
Спасо Дом 24 апреля 1935 года посол США в СССР Уильям Буллит пригласил Булгакова и его жену на прием. Именно этот праздничный прием
Булгаков использовал как своего рода сатану. Однако упоминание американского посольства как места проведения бала с Сатаной очень неправильно. Бал проходил не в здании посольства, а в резиденции американского послав знаменитом Спасо-Хаусе на Спасопесковской площади, 10 (бывший особняк НА. Второва). Итак, фонтаны вина и шампанского, безупречный оркестр, радующий птичий слух, — все это было у американского посла и Воланда. Особняк Саввы Морозова:
это предполагаемый особняк Маргариты, расположенный на улице Спиридоновка, 17. Есть небольшое несоответствие с названием улицы. Дело в том, что большинство исследователей и краеведов считают, что название его происходит от названия церкви Спиридона, епископа Тримифунтского на Козьем болоте. Другие считают, что название улицы происходит от часовни св. Спиридония в церкви Рождества Пресвятой Богородицы на болоте, возведенной в XVI в. Нет даже точной даты постройки храма св. Спиридонии. Одни историки считают, что это было в 1633 году, другие – в 1627 году. Точно можно сказать, что он был разобран в 1930 году. После этого духовенство инициирует поселиться возле церкви Спиридония, которая основывает вокруг нее митрополичью слободу, который впоследствии превратился в патриархальное поселение.

16 Между 18 и 19 веками Спиридоновка стала улицей дворянских особняков и усадеб. В конце 18 — начале 20 веков на улицах появились свежеиспеченные помещики — богатые промышленники и купцы, сметавшие бывшие дворянские поместья обедневших помещиков. Он привносит свой стиль за пределы улицы ив ее культурную жизнь. Одним из самых выдающихся творений этого места является городская усадьба Саввы Морозова, возведенная Федором Осиповичем Шехтелем. На самом деле этот особняк возник как изба, в которой должны были жить женихи невеста, нов результате прихоти Зинаиды Григорьевны здесь возник этот особняк, чем-то похожий на средневековый замок. Возводился он с 1893 погоди в народе его таки называли - особняк Морозова. Не особенно красивая, но коварная и с сильным характером, Зинаида Григорьевна, став хозяйкой дворца, который московские сплетники называли дворцом, вела откровенно светский образ жизни, из-за чего в ее доме могли побывать многие известные москвичи. Однако в 1905 году Савва Морозов при странных обстоятельствах скончался во Франции. Зинаида продает виллу купцам Рябушинским, ссылаясь на то, что призрак Саввы Морозова не расстается с жизнью, в своем кабинете по ночам слышит его шаги, кашель и движение вещей само по себе. Дальнейшая судьба Морозовского дворца достаточно шаблонна и неинтересна после Октябрьской революции он был национализирован, в нем более полувека находилась редакция издательства Наука, а ныне Дом приемов МИД. там. В 1990 году здесь случился удивительный пожар (причина возгорания не установлена, повредивший все внутреннее убранство. После пожара дворец восстановили, но пришлось перестраивать все внутреннее убранство. Малый Ржевский переулок, 6: это одно из предполагаемых мест расположения дома Маргариты. Гипотеза основывается на том, что на Ржевском переулке, 11, кв. 1, напротив густо затененных деревьев церкви Ржевской иконы Божией Матери, Шиловских, Елена Сергеевна (последняя


17 жена Булгакова) и Евгений Александрович, с двумя детьми, в этом доме поселилась учительница немецкого языка и домработница. Но незадолго до этого Елена познакомилась с Сергеевной Булгаковым. Все произошло в 1929 году. Вот ответ - Михаил Афанасьевич часто останавливался возле этого особняка и гостил у Шиловского. Возможно, это и есть особняк, в котором жила Маргарита, поскольку он немного подходит под описание, а рядом находятся Патриаршие пруды, что удостоверяет достоверность этой версии.
Остоженка, 21: это третья версия особняка, в котором, возможно, жила Маргарита. Он был построен для себя и своей семьи в 1900-1903 годах по проекту архитектора Льва Николаевича Кекушева. Дом напоминает средневековый дворец с асимметричной композицией. Здание выполнено в стиле модерн и украшено трехметровой статуей льва на фронтоне, которая была визитной карточкой архитектора. К настоящему времени утеряны многочисленные детали особняка Кекушева, в том числе статуя льва и горельефы орлов над окнами последнего этажа башни, а кроме того, крыльцо с левой стороны дома и конструкция входов. Но по сравнению с особняком
Морозова этот дом встречается в булгаковском описании гораздо реже — здесь нет даже двора, в глубине которого должен располагаться дом Маргариты. В настоящее время здание занимает посольство Египта.
Пожарский переулок, дом № 12: вот он - Пожарский переулок, дом № 12. Это Булгаков назвал его домом № 13, в квартире которого № 47 Иван украл свечу и икону. В этом доме с семьей жил известный филолог, один из ближайших друзей Булгакова Николай Николаевич Лямин. Жил исключительно на Остоженке, дом 7, квартира № 66. Булгаков не мог пройти мимо величайшего магического числа 7. Так как же этот дом переместился с Остоженки в Пожарский переулок Дело в том, что ранее реальное местонахождение этого дома, несомненно, было таким же, как указано выше. Нов последнее время нумерация домов резко изменилась. Можно только догадываться, почему Булгакову была

18 выделена квартира под номером 47, а вот почему у одного из вас номер 13, догадаться, наверное, будет несложно. Справедливости ради следует сказать, что эта квартира, несомненно, такая же, так как ее вход почти бесповоротно похож на описание, данное
Булгаковым в Мастере и Маргарите, говорят, что в коридоре до сих пор стоит обитый железом сундук.
Пречистенская набережная как мы помним, Иванушка входит в квартиру второго этажа через парадную и выходит через черную дверь, затем решает, что профессор должен быть на Москве-реке» ив кратчайшие сроки его можно увидеть на гранитных ступенях амфитеатра Москва-река». Во многих зарисовках о Булгакове говорится, что раньше на стропилах
Пожарского переулка был спуск к реке. Но пройти по Пожарскому до реки не получится, он покоится в Курсовой аллее. Если идти дворами или свернуть в сторону Курсовой в Зачатьевский или Соймоновский переулки, а потом на Крымский мостили Большой Каменный (там и там есть спуски к воде, то это будет долго (и не "кратчайшее время "). Рядом, правда, Патриарший мост, и у него тоже есть спуск, но он был открыт в 2004 году. А Крымский мост и Большой Каменный мост были открыты в 1938 году, то есть эта дата ускользает от мимолетных очертаний романа (роман очерчивает весну 1929 г. Правда, у обоих мостов были свои предшественники, но спуск по Большому Каменному мосту располагался совсем рядом с Кремлем, а предшественник Крымского моста был разобран за несколько лет до постройки нового. Плохая квартира № 50:
так в каком подъезде находилась плохая квартира Приехав в Москву, Булгаков несколько дней жил на Малой
Пироговской улице, в доме № 18. В конце сентября он переехал в квартиру № 50. Это была коммуналка, где жил в основном пролетариат. Кстати, настоящей ролью Аннушки-Чумы стала соседка Булгакова по комнате, пьяница Анна
Горячева, которую в следующем романе переселили в квартиру № 47. Михаил Афанасьевич жил в квартире № 50 с 1921 до середины х гг. С августа


19 переехал с женой Татьяной Николаевной Лаппой в квартиру № 34 того же дома № 10 на Большой Садовой. Две комнаты там занимал богатый банкир Артур Борисович Манасевич, третья его служанка, в четвертой жила Александра Николаевна Кибель с сыном, а в пятой жил господин Булгаков с женой. В общем, картина достаточно ясная – очередные сложности времени и пространства. Булгаков просто перевел часть квартиры № 34 в квартиру № 50. Почему это было сделано Это нелегко сказать. Может быть, это просто писательский прием. Однако стоит обратить внимание на то, что сумма цифр номера квартиры - 7 представляется большим магическим числом (Булгаков изучал нумерологию при написании романа, а число 50 выступает как сакральное число водной иудейской секте (на рассвете каждые 50 дней возносили молитву о благодати познание истины. Подругой версии, это число Пятидесятницы, в последний й день святой дух нисходит в мира по третьей — это число, обозначающее врата, через которые течет сила, способная разрушить хаос. Исчезновение людей из квартиры, скорее всего, говорит о происходящих перестройках и переездах (сам Булгаков поменял около 10 квартир в Москве, а вот "пропавшая" жена Степы Лиходеева - намек на развод Булгакова со второй женой из-за его связи. Театр Варьете от сеанса черной магии Воланда с дальнейшим изложением. Прототипом Театра Эстрады стал Московский мюзик-холл, существовавший в 1926-1936 гг. и находится недалеко от плохой квартиры на Большой Садовой, 18, ныне Московский театр сатиры, а до 1926 года здесь находился цирк братьев Никитиных, издание специально для этого цирка было возведено в 1911 году по проекту архитектор Нилуса. Цирк Никитина упоминается в Собачьем сердце. Кстати, в программе Театра Варьете несколько чисто цирковых спектаклей, таких как чудеса велосипедной технологии Джулии, прообразом которых послужили знаменитые цирковые велосипедисты и семья Полди (Подрезовых), с успехом выступавшая на сцене столичного мюзик-холл.

20 Дом Пашкова: многие могут разговаривать об нынешнем дивном доме часами, и неудивительно, что именно тут Мессир прощается с Москвой, Леви Матвей прибывает к нему с просьбой. Вначале века в доме Пашкова собрался кружок загадочно размышляющих женщин. Они выбрали помещение для своих спиритических исследований не ненамеренно - о доме, воздвигнутом по проекту феноменального Баженова, постоянно бродили легенды. Сказки о нечистой силе завлекали в дом Пашкова начинающих ведьм участники тайных собраний мечтали о встрече с темными силами иного мира. Руководствуясь указаниями древних книг, они зажигали свечи, изготовленные по особому рецепту, и произносили заклинания, вызывая Бафомета, Астарота и других древних духов. Дамы надеялись овладеть тайными знаниями, чтобы доминировать над мужчинами. Они регулярно собирались у дома Пашкова и казалось, что они уже близки к цели, но как разв этот момент с членами кружка стали происходить загадочные происшествия. Два несчастных мага просто исчезли, одна ведьма умерла от отравления снотворным, а другая утонула. Через год после начала встреч там не осталось ни одной девушки. Этот дом, как было сказано выше, кажется, одним из самых мистических мест в Москве, в том числе готовым к диспуту с Патриаршими прудами. Здесь жил Петр Егорович Пашков - его первый владелец, любивший колдовство и магию. Кроме того, недавно обнаруженный колодец глубиной более 20 метров ведет к подземной реке, которая течет то лик Неглинной, то ли прямо к Кремлю, некоторые утверждают, что это не колодец, а подземный ход. Здесь вы найдете ночные залы юных ведьм спустя века и библиотеку Ивана Грозного, спрятанную в недрах Ваганьковского холма, на котором построен Дом Пашкова. Ну а в самом Пашковом доме, в его правом крыле, находится рукописный отдел, в котором дополнительно хранятся рукописи Михаила Афанасьевича Булгакова.