Файл: 1 Содержание введение глава топос в архитектонике эпического текста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 Так вот - посмотреть, как Булгаков планировал будущее своих замыслов. Неудивительно, что для одной из сцен прощания он выбрал террасу на крыше этого дома. После бурного предисловия христианства это место назвали Чертополь
(Чертолье, Черторы, Чертори или Чертов Ручей) - и говорили "На Чертополе
- пространство дьявола. Настоятель Алексеевского монастыря даже проклял это место, когда монастырь был разрушен. Как известно, дом Пашкова стоит спиной к Кремлю. Произошло это благодаря одному любопытному рассказу. В 1775 году Екатерина II поручила придворному архитектору Баженову возвести царский дворцово-парковый комплекс в готическом или мавританском стиле. Дворец был построен в неоготическом стиле, и Баженов ждал триумфа, но Екатерина II заметила в убранстве дворца масонские символы, поэтому приказала снести дворец. Как видите, согласно этой легенде, реальное местонахождение дома
Пашкова может быть местью императрицы за отказ от дворцового комплекса. Еще одна интересная особенность дома Пашкова, которую Булгаков использовал в своей книге Мастери Маргарита. В этом здании драматург находился, когда работал с документами помните, что после революции в публичной библиотеке были читальные залы. Таким образом, внутреннее убранство дома Пашкова оказывается гораздо просторнее и больше, чем снаружи — явно функционировала масонская геометрия архитектора Баженова, — потолки исчезают на невообразимой высоте, танцевальные залы ведут вид в гигантские оконные проемы, а лестницы извиваются сих искусные балюстрады, создающие иллюзию филигранной постройки. Это похоже на что-то? Правильно, Булгаков использовал этот эффект, когда описывал сцену входа Маргариты не в ту квартиру.

22
2.2 Ершалаимский топос Композиционная специфика романа Мастери Маргарита, написанного М. Булгаковым, заключается в том, что в творчестве существуют разные миры. Всего четыре главы всего романа посвящены Ершалаиму, однако сюжеты мира Ершалаима полностью переплетаются с сюжетами мира Москвы. Мир московский представляется своеобразным парированием мира ершалаимского. Но если для описания столицы используются сатирические приемы, то при описании Ершалаима они отсутствуют.
Булгаков показывает, что жители Ершалаима рвались к власти. Тот факт, что странствующий философ был арестован, свидетельствует о том, что власти пресекали все попытки его ограничить. Для жителей Ершалаима важны материальные ресурсы. Автор романа показывает, что любой человек отвечает только за себя, беспокоится только о личном благополучии, не обращая внимания на окружающих его людей. Люди изображены драматургом Мастера и Маргариты равнодушными к чужой жизни и жестокими, любящими смотреть на кровопролитие.
Булгаков обрисовывает Ершалаимский храм в самых общих чертах, что он очень большой, из мрамора, а крыша покрыта золотом. Все это правда. Крыша Ершалаимского храма и луна в Москве отмечены довольно зловещей печатью. Вообще есть что-то беспокойное и тревожное в описании
Ершалаима, и прежде всего, идолов. Булгаков не ограничивается беглым упоминанием о них, а неукоснительно возвращается к ним, в результате чего идолы Ершалаима приобретают самостоятельный характер. Они управляют городом. Они взлетают над дворцом, утопающим в тропической зелени — масштабы безусловно преувеличены. В общем, Ершалаим — очень странное и довольно пугающее место.


23
2.3 Городской и природный топос Москва показана непосредственно как герой произведения. Мы читаем об этом в третьей главе Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчётливо была видна в высоте полная луна, но ещё не золотая, а белая. С первых страниц романа драматург проводит нас по известным местам Москвы Патриаршие пруды, Малая Бронная улица и др. Роман М. Булгакова в первую очередь рассказывает о Москве, о жизни столичных жителей, однако это также и образ всей страны, ее проблем, ценностей ее жителей. Булгаков показывает Москву сторонним наблюдателем. Мы видим столицу глазами иностранца Воланда. Наблюдая за Москвой, он обращает внимание на изменения, произошедшие в последние годы. Образ величественной Москвы в глазах читателя стал как бы меньше и смешнее. В описании гном Булгаковым Москвы в романе Мастери Маргарита мы видим некоторые приметы времени нарзан, папиросы Наша Марка, телефон-автомат, бакалея, таксомотор, контрамарка, варьете, патефон, сверхмолния и т.д. Эти слова присущи именно советской Москве, ив современном обществе они уже не употребляются людьми, они стали историзмами. Таким образом, эти знаки помогают нам представить себе облик Москвы того времени. Более того, в романе не раз упоминаются известные места Москвы Арбат, Садовое кольцо и др. Пример сцена погони Ивана Бездомного за мнимыми иноземцами, позволяющая увидеть Москву глазами булгаковского героя Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. И не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Регент … ввинтился в автобус, летящий к Арбатской площади, и ускользнул. Опять освещённая магистраль – улица
Кропоткина, потом переулок, потом Остоженка и ещё переулок, унылый, гадкий и скупо освещённый…» (стр. 58).

24 Все эти географические названия, безусловно, обрисовывают для нас образ столицы нашей Родины и свидетельствуют о том, что автор давно живет в столице и знает ее в достаточной степени. Москва настоящая ив тоже время мистическая предстает перед нами на страницах произведения. В романе булгаковский образ Москвы реален, осязаем ив тоже время мистифицирован. Конечно, мистификация связана с полным философским смыслом всего произведения. Относительно топоса природы скажу фразу, которая все опишет роман Мастери Маргарита называют закатным Но только ли потому, что это последнее произведение знаменитого писателя Роман начинается и заканчивается на закате Однажды весной в час небывало жаркого закатав Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. С заходом солнца, те. на закате Воланд и его свита покидают город, взяв с собой двух преданных возлюбленных — Мастера и Маргариту. А постоянно происходящие (в 10 главах из 32) закаты, рассветы, жаркие полдни - все это говорит о том, что в романе Булгакова солнце, как и луна заливает своим светом 12 глав и эпилог, как буря с грозой, неизбежно сопровождающая переломный момент в судьбе героев и переход повествования в новое качество
— не только природные явления и эффектные декорации. Более того, они символы.


25 ГЛАВА 3. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОРОДСКОГО
ТОПОСА В АРХИТЕКТОНИКЕ РОМАНА МИМ Этот подзаголовок будет очень маленьким, но он немного резюмирует роль и функции городского топоса в архитектуре романа «МиМ» невообразимо велики, ведь благодаря ему мы можем почувствовать и представить, какие места и, где все действия романа происходили. Если представить, что в произведении нет топоса, то сразу все теряется, оно становится сухим, безвкусным, непонятным, нов тоже время слишком много топоса не может сослужить хорошую службу, а Булгаков в романе Мастери Маргарита сделал всё идеально. Роль и функции городского топоса в архитектонике – нереальная смысловая точка всего произведения, ведь именно топос играет главную роль

26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мастери Маргарита — непросто уникальный роман мировой художественной классики. Мастери Маргарита — самое феноменальное и неоднозначное из всех произведений Булгакова, в котором, как нив одном другом советском романе, раскрывается противоречивый и трагический дух тоталитарной эпохи.
Философско-религиозная концепция романа бесконечно сложна и до конца еще не расшифрована. Жанр романа до сих пор никто не может назвать точно, как бы не пытались. В нём олицетворена та сила, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Эта строчка из «Фауста» Гетте (немецкий поэт вложил в её уста своего дьявола - Мефистофеля) взята Булгаковым в качестве эпиграфа к своему роману.

27 ПРИЛОЖЕНИЕ Большая Садовая ул, д - адрес М. Булгакова в 192 - 1924 годах. Здесь были созданы "Записки на манжетах, "Роковые яйца. Дом описан в произведениях "№13 – дом Эльпитрабкоммуна", "Самогонное озеро, Театральный роман, "Мастери Маргарита" (дом бис по Садовой улице. "Ах, до чего известный был дом. Шикарный дом Эльпит..."! До революции этот дом принадлежал "табачному королю" И.
Пигиту. После революции вместо "классово чуждых элементов" были заселены рабочие соседней типографии и дом преобразовали в одну из первых рабочих коммун. Малая Бронная ул, Патриаршие пруды Однажды весною, в час небывало жаркого закатав Москве, на Патриарших прудах появились два гражданина. Мастери Маргарита.

28 Перекресток Малой Бронной и
Ермолаевского переулка брызнул яркий и красный свет загорелась в стеклянном ящичке надпись "Берегись трамвая. Тотчас и подлетел трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с
Ермолаевского на Бронную". Мастери Маргарита. Малый Власьевский пер, д. 12.
Маргарита Николаевна со своим мужем занимала весь верх прекрасного особняка в саду водном из переулков Арбата. Мастери Маргарита.
Мансуровский пер, д - дом
С.С. Топленинова. Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так бросил свою комнату на Мясницкой <...> Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Мастери Маргарита.


29
Лаврушинский пер, д. 17. Ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита <...> увидела, что фасад дома выложен мрамором, что двери широкие <...> и что над дверьми золотом выведена надпись "Дом
Драмлита". Мастери Маргарита. ул. Арбат, д. 54/2 - гастроном
№2. Через четверть часа после начала пожара на Садовой у зеркальных дверей Торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот. Мастери Маргарита. Перекресток ул. Моховая и ул. Знаменка - "Дом Пашкова", здание Государственной Библиотеки им. В.И. Ленина. На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое Воланд и
Азазелло". Мастери Маргарита.