Файл: Тема стратегический план маркетинга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН МАРКЕТИНГА.
ВЫБОР СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА.
Параграф 1. Структура плана маркетинга
Параграф 2. Процесс планирования маркетинговой деятельности
Параграф 3. Выбор маркетинговых стратегий для различных этапов существования рынка
Параграф 4. Выбор маркетинговых стратегий на различных этапах жизненного цикла товара
1. Структура плана маркетинга
В общем случае можно говорить о разработке стратегических и тактических планов маркетинга. Долгосрочный (стратегический) план маркетинга, разрабатываемый на 3-5 и более лет, описывает главные факторы и силы, которые на протяжении нескольких лет, как ожидается, будут воздействовать на организацию, а также содержит долгосрочные цели и главные маркетинговые стратегии с указанием ресурсов, необходимых для их реализации.
Годовой план маркетинга описывает текущую маркетинговую ситуацию, цели маркетинговой деятельности, маркетинговые стратегии на текущий год. Этот план включает: схему распространения товара, ценообразование, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения.
В краткосрочных планах детально рассчитываются показатели эффективности отдельных товаров (положение на рынке, цена товара, валовая прибыль на единицу проданного товара, издержки, объемы сбыта),анализируются отдельные виды маркетинговой деятельности
(составляются сметы расходов на маркетинг в целом и на отдельные

2 маркетинговые мероприятия).
С точки зрения формальной структуры планы маркетинга обычно состоят из следующих разделов: аннотация для руководства, текущая маркетинговая ситуация, опасности и возможности, цели маркетинга, стратегии маркетинга, программа действий, бюджет маркетинга и контроль.
Аннотация для руководства - начальный раздел плана маркетинга, в котором представлена краткая аннотация главных целей и рекомендаций, включенных в план. Данный раздел помогает руководству быстро понять основную направленность плана. За ним обычно следует оглавление плана.
Текущая маркетинговая ситуация - раздел плана маркетинга, который описывает целевой рынок и положение организации на нем.
Включает следующие подразделы: описание рынка (до уровня главных рыночных сегментов), конкуренция (для главных конкурентов содержится информация относительно их стратегий в области продуктов, рыночной доли, цен, распределения и продвижения), обзор продуктов (объем продаж, цены, уровень прибыльности), распределение (тенденции изменения сбыта и развитие главных каналов распределения).
Опасности и возможности - раздел плана маркетинга, в котором указываются главные опасности и возможности, с которыми продукт может столкнуться на рынке. Оценивается потенциальный вред каждой опасности, то есть осложнения, возникающего в связи с неблагоприятными тенденциями и событиями, которые при отсутствии целенаправленных маркетинговых усилий могут привести к подрыву живучести продукта или даже к его гибели. Каждая возможность, то есть привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором организация может получить преимущество над конкурентами, должна быть оценена с точки зрения ее перспективности и возможности успешно ее использовать.


3
Постановка маркетинговых целей является ключевым этапом в планировании маркетинга. Маркетинговые цели характеризуют целевую направленность плана и первоначально формулируют желаемые результаты деятельности на конкретных рынках. Оптимально, чтобы маркетинговый план содержал не более чем 6-8 целей. В этом случае легче при выборе стратегий и разработке оперативных планов сконцентрировать внимание на ключевых направлениях действий.
Маркетинговые стратегии - главные направления маркетинговой деятельности, следуя которым СХЕ организации стремятся достигнуть своих маркетинговых целей. Маркетинговая стратегия включает конкурентные стратегии деятельности на целевых рынках, позиционные стратегии и стратегии диверсификации; функциональные и инструментальные стратегии.
Программа действий, иногда называемая просто программой, - детальная программа, в которой показано, что должно быть сделано, кто и когда должен выполнять принятые задания, сколько это будет стоить, какие решения и действия должны быть скоординированы в целях выполнения плана маркетинга.
Бюджет маркетинга - раздел плана маркетинга, отражающий проектируемые величины доходов, затрат и прибыли. Величина дохода обосновывается с точки зрения прогнозных значений объема продаж и цен. Затраты определяются как сумма издержек производства, товародвижения и маркетинга. Утвержденный бюджет является основой для закупок материалов, планирования производства и трудовых ресурсов, маркетинговой деятельности.
Раздел «Контроль» характеризует процедуры и методы контроля, которые необходимо осуществить для оценки уровня успешности выполнения плана. Для этого устанавливаются стандарты (критерии), по которым измеряется прогресс в реализации планов маркетинга.

4
Все указанные выше разделы характеризуют как стратегические, так и тактические планы, главное же отличие заключается в степени детальности проработки отдельных разделов плана маркетинга. Иногда в качестве синонима термину «план маркетинга» может быть использован термин «программа маркетинга». [2. С. 179-183].
План по маркетингу сработает только в том случае, если он подходит конкретному предприятию и рынку. В систематизированном плане маркетинга интегрированы, увязаны и скоординированы все его различные части. Элементы скоординированного плана маркетинга показаны на рисунке 1.
Предприятие также может столкнуться с трудностями в случае частых изменений планов, приводящих к размыванию его образа в глазах потребителей и отсутствию четкой картины происходящего у руководителей. Ресурсы предприятия должны распределяться среди производств так, чтобы средства предоставлялись тем из них, кто имеет больший потенциал. При этом целевые рынки, образы продукции, уровни цен и т.д. каждого производства должны различаться, но не противоречить друг другу.
Деятельность по реализации и договоренности с участниками каналов сбыта должны быть так согласованы во времени, чтобы в системе не создавалась напряженность, связанная с одновременными и дорогостоящими требованиями двух и более производств. Несмотря на то, что план продвижения имеет дело с одним стратегическим элементом, он также должен увязываться с планами продукции, реализации и ценообразования; отражать образ предприятия; стимулировать сотрудничество участников каналов сбыта и демонстрировать, что товары стоят установленных на них цен. [2. С. 185-190, 3. С.201-204].


5
План маркетинга должен быть достаточно стабильным во времени, чтобы его можно было должным образом реализовать и оценивать. Общий план маркетинга, соответствующий задачам предприятия, должен направлять долгосрочные усилия и регулярно «настраиваться»: базовый план должен оставаться в силе на протяжении ряда лет. Краткосрочные планы могут быть гораздо более гибкими, лишь бы они соответствовали долгосрочным целям и задачам предприятия.
2. Процесс планирования маркетинговой деятельности
Рассматривая стратегию как совокупность интегрированных действий, предназначенных для обеспечения конкурентного преимущества, следует отметить, что не существует единого стандарта составления стратегического плана маркетинга в отношении его объема и степени детализации отдельных элементов.
Рисунок 1 - Элементы, создающие скоординированный план маркетинга

6
Периодичность составления и корректировки стратегического маркетингового плана зависит от организации и ее маркетинговой активности. Стратегии выбора целевых рынков и позиционирования достаточно долго остаются неизменными. Более детализированными бывают краткосрочные планы маркетинга, поскольку они подробно отражают номенклатуру товаров, объем их производства, цены, издержки, методы стимулирования сбыта. [3. С. 207-212].
Процесс стратегического планирования маркетинговой деятельности состоит из следующих этапов:
1)
Определение бизнеса. Формулирование миссии предприятия можно рассматривать как основу стратегии, так как она раскрывает истинные функции или цели бизнеса и устанавливает границы для усилий, определяя горизонты для роста предприятия. Формулирование миссии детализирует статус предприятия, обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.
Миссия открывает глубинный смысл существования предприятия, тем самым позволяя ей отойти от ориентации на внутренние проблемы. Она определяет направление, в котором движется предприятие, показывает, какое благо для общества оно несет
Миссия предприятия, как правило, содержит:
- задачи с точки зрения основных товаров и услуг, основных рынков и технологий;
- отношение внешней среды к предприятию, которая определяет принципы его деятельности;
- главные положения корпоративной культуры.
После миссии предприятия формулируют цели развития самого предприятия и его СХЕ. Под целями понимают желательные и необходимые результаты деятельности, которые должны быть достигнуты к определенному времени и позволят последовательно преобразовать


7 конкурентное преимущество в задачи и программы, требующие реализации.
К основным показателям, которые могут отражаться в целях, можно отнести: рыночную позицию, темпы роста, степень удовлетворения потребностей потребителей, ориентация на новые продукты или новые рынки, подверженность риску, сокращение издержек, лимит дебиторской задолженности.
2) Анализ внешней среды маркетинга включает:
- оценку изменений, воздействующих на различные аспекты стратегии предприятия;
- определение факторов, представляющих угрозу для стратегии предприятия;
- анализ деятельности конкурентов;
- определение факторов, которые представляют маркетинговые возможности для достижения целей предприятия.
Изучается: деловая и экономическая внешняя среда - состояние экономики, темпы инфляции, международный платежный баланс, финансовая политика, уровень занятости; социально-культурные условия - изменяющиеся отношения, ожидания и нравы общества, роль предпринимательства, роль женщин, роль национальных меньшинств в обществе, движения в защиту прав и интересов потребителей; технологические условия; рыночная среда - общее состояние рынка, конъюнктура рынка, развитие рынка, барьеры входа и выхода, распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, стратегии конкурентов; политические - законодательство, нормативные решения и административные подходы, взаимоотношения между предприятием и государством.
3)
Анализ конкурентоспособности (внутренних сильных и слабых сторон деятельности предприятия) предполагает ответ на следующие

8 вопросы:
-
обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями; сильные стороны определяют тип конкурентного преимущества предприятия, на котором будет основана базовая стратегия; существуют ли слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями; слабые стороны определяют ограничения в процессе конкурентной борьбы, определяют точки уязвимости предприятия и требуют принятия корректирующих мер.
4) Анализ системы маркетинга - цели маркетинга, стратегия маркетинга, права и обязанности руководителей в области маркетинга, информационная система, система планирования, система контроля, взаимодействие с другими функциями управления, анализ прибыльности, анализ по критерию «стоимость-эффективность».
5) Выбор стратегической ориентации, что предполагает разработку альтернативных стратегий, направленных на достижение целей маркетинговой деятельности, и выбор ключевых стратегических решений, которые дадут товару или фирме конкурентное преимущество на рынке.
Стратегический подход предполагает, что предприятие определяет ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей.
6)
Формирование стратегического плана маркетинговой деятельности. После выбора стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими функциями на предприятии. Механизмом увязки стратегии является разработка следующих планов и ориентиров:
- тактики, представляющей конкретные краткосрочные действия;
- политики, включающей общие ориентиры для действий и принятия решений;
-
процедур, предписывающих действия, которые должны быть


9 предприняты в конкретных ситуациях;
- правил, указывающих, что нужно делать в определенной ситуации.
Исполнение типичного маркетингового плана требует принятия большого числа тактических решений. Плохое исполнение плана маркетинга может погубить любой превосходный план. Все эти решения учитываются в программе действий или оперативно-календарном плане.
Необходимо следить за тем, чтобы товар вовремя поступал на склады, реклама выходила по расписанию, а торговый персонал был обеспечен вспомогательными материалами. Другими словами, программа - это совокупность мероприятий, которые должны осуществить маркетинговые и другие службы организации, чтобы с помощью выбранных стратегий можно было достичь целей маркетингового плана.
8)
Разработка бюджета маркетинга (финансирование) для установления приоритетов между целями и стратегиями маркетинговой деятельности и принятия решений в области распределения ресурсов, осуществления эффективного контроля. Формирование бюджета чаще всего осуществляется в два этапа:
-
руководители подразделений определяют свои потребности в финансировании для реализации поставленных целей, затем данные обобщает маркетолог и представляет директору;
-
директор анализирует бюджет, оценивает совместимость конкретных целей и средств с общими целями предприятия, делает замечания, дает рекомендации.
Оценка стратегического плана проводится путем сравнения результатов работы с целями и используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы оценка была эффективной, ее нужно проводить системно, непрерывно и охватывать все иерархические уровни предприятия. [4. С. 99-102].

10
3. Выбор маркетинговых стратегий для различных этапов
существования рынка
При выборе целевых рынков необходимо учитывать, что отрасль может существовать из нескольких товарных рынков, а на отдельном товарном рынке могут конкурировать разные отрасли.
При оценке состояния рынка необходимо изучать следующие количественные и качественные показатели:
- масштаб рынка - его емкость, объем операций по купле-продаже товара (товарооборот), количество предприятий различных типов на рынке;
- степень сбалансированности рынка - соотношение спроса и предложения;
- тип рынка - конкурентный, монополистический;
- динамика рынка - изменение основных параметров рынка, их вектора, скорость и интенсивность, основные тенденции;
- степень деловой активности - наполненность хозяйственного портфеля фирмы, количество и объем заказов, объем и динамика сделок;
- уровень устойчивости (колебаний) основных параметров рынка в динамике и пространстве;
- уровень риска - оценка вероятности потерпеть поражение на рынке;
- сила и размах конкурентной борьбы - количество конкурентов, их активность;
- цикличность рынка - его положение в определенной точке
(стадии) экономического или сезонного цикла;
- средняя норма прибыли - сумма валовой и чистой прибыли, показатели рентабельности.
В зависимости от этапов существования рынка выделяют: