Файл: Обучающийся Огурцова Дарья Евгеньевна Преподаватель Семенова Евгения Викторовна Практическое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Основные виды и способы организации досуговой деятельности по изобразительному и декоративно-прикладному искусству

Практическое занятие № 2


Выполнил:

Обучающийся Огурцова Дарья Евгеньевна

Преподаватель:

Семенова Евгения Викторовна


    1. Практическое занятие № 2


Цель занятия: закрепление знаний о планировании и анализе качества работы по организации и проведению досуговых мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Задание 1.

Составьте план организации выставки работ обучающихся на конкретном примере с описанием следующих этапов:

1.Определение темы, места, времени проведения; 

2. Составление тематического и тематико - экспозиционного плана;

3. Подбор и оформление экспонатов выставки, их количество;

4. Оформление выставки и дополнительных материалов;

5. Открытие выставки;

6. Проведение выставки 

7. Закрытие выставки (что включает в себя).

 

Задание 2.

Разработайте педагогические ситуации, иллюстрирующие применение различных видов вариантов реализации досуговых мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства (не менее 3).

 

Задание 3.

Проанализируйте материалы сети Интернет. Приведите не менее 3 источников, иллюстрирующих использование разнообразного инструментария для анализа качества работы по организации и проведению досуговых мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства (учреждение на выбор обучающегося).

 

Задание 4.

На основе материалов лекции и учебно-методических пособий заполните таблицу «Критерии анализа качества организации и проведения досуговых мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства», не менее 5.

 

Критерии

Характеристика критерия

Возможные ситуации применения

 

 

 

 

 

 



Задание 1.

1 этап.

При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, актуальные задачи детского объединения и образовательного учреждения.

Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения.

Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл первого этажа образовательного учреждения.

Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т. д. Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.

2 этап.

Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.

Структура тематико-экспозиционного плана выставки:

1. Тема выставки.

2. Место проведения выставки.

3. Сроки проведения выставки.

4. Цели выставки.

5. Задачи выставки.

6. Композиционное построение выставки: композиционный центр выставки,

принцип расположения экспонатов выставки, место расположения экспонатов

выставки.

7. Тематика выставочных работ.

8. Тип выставочных работ и критерии их отбора.

9. Требования к оформлению выставочных работ.

10. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки

или о детских объединениях), эстетические дополнения.

3 этап.

Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:

работы могут быть взяты у учащихся детского объединения на период

проведения выставки;

может осуществляться систематический отбор выставочных работ

(формируется выставочный фонд детского объединения);

можно выполнить коллективные работы.

При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление,

а также коллективное обсуждение.

Правила оформления выставочных работ воспитанников детского объединения:

каждая работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (рамку, паспарту, эстетические дополнения, фон и т. д.),

должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

4 этап.

Прежде всего, необходимо помнить, что выставка - организованное педагогическое мероприятие, способствующее
решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.

Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.

Возможные варианты расположения выставочных работ:

• последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных

работ учащихся старших лет обучения, выпускников, а, возможно, и педагога детского объединения;

• композиционно, т. е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;

• работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения) могут

быть расположены отдельно;

• работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.

5 этап.

Открытие выставки – не большой, но очень важный этап ее организации и проведения.

Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т. д.), экскурсию по выставке.

Дополнением к открытию выставки могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т. д.

6 этап.

Проведение выставки можно организовать следующим образом:

• организовать дежурство учащихся детского объединения на выставке;

• подготовить экскурсии по выставке;

• организовать опрос мнений посетителей о выставке (книга отзывов, приз зрительских симпатий, голосование в какой-либо форме и др.).

Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т. д.

7 этап

Закрытие выставки (так же, как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т. к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.

Закрытие выставки может включать следующие элементы:

вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения; подведение итогов выставки (можно отметить лучшие работы, активных учащихся, творческие находки детей);


награждение участников выставки;

заключительное слово педагога или администрации образовательного учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).

Задание 2.

 Сегодня учебно-воспитательный процесс в детском саду должен включить в себя эффективные формы и методы развития и воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.

 Серьезными факторами воспитания являются следующие элементы национальной культуры: язык, литература, история, музыка, изобразительное искусство, театр, народные обряды, народные песни и танцы.

Народное декоративно-прикладное искусство развивается на основе  преемственности, традиций и является результатом творчества многих поколений. Оно имеет важное значение для развития культуры, формирования творческих способностей и эстетического вкуса, так как накапливает в себе огромный исторический, духовный, эстетический опыт.

Главным требованием современного воспитания является развитие самобытности каждого воспитуемого, стимулирование его творческой самореализации и саморазвития. Проблемы совершенствования гуманитарно-эстетического образования в детских садах обуславливает необходимость нового методолого-теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности дошкольника.

Сегодня не вызывает сомнений плодотворность использования средств народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании. Однако следует отметить, что вопросы развития творческих способностей дошкольников средствами татарского народного декоративно-прикладного искусства не получили еще достаточного освещения, не разработана целостная система преподавания декоративно-прикладного искусства татар в дошкольных учреждениях. Вместе с тем, изучение содержательного богатства татарского народного декоративно-прикладного искусства позволяет предполагать о его больших возможностях в формировании и развитии творческих способностей дошкольников — будущих граждан многонациональной страны.

Согласно основной цели выделяются следующие задачи:


– формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к татарскому народному декоративно-прикладному искусству, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью;

– формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастеров татарского народа;

– освоение детьми характерных элементов колорита, композиции, умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах. Воспитание при этом чувства ритма, симметрии;

– развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

– показать взаимосвязь народного декоративно-прикладного, устного и музыкального искусства.

Декоративно-прикладное искусство используется в педагогическом процессе в трех направлениях:

-для оформления интерьера дошкольного учреждения, праздников, досугов;

-специальное обучение детей росписи татарского орнамента;

-для развития детского творчества, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы.

Как нужно знакомить детей с народно-прикладным искусством? Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия для ознакомления детей с орнаментальным творчеством, изделиями украшенными аппликацией и вышивкой. Наряду с народными образцами желательно иметь фотографии, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых и композиционных решениях.

Например, рассматривание изделий, рассказ воспитателя содействуют лучшему запоминанию и закреплению знаний. Большое значение отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейки, калфак, керамическая посуда и т. д.).

Особое внимание воспитатель уделяет орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстрации так же является важным средством приобщения к национальному искусству. При рассматривании иллюстрации воспитатель должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, и орнаментальное оформление и знакомишь с их названиями (калфак, камзол, пиала и т. д.).