Файл: Обучающийся Огурцова Дарья Евгеньевна Преподаватель Семенова Евгения Викторовна Практическое занятие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)
Дисциплина: Основные виды и способы организации досуговой деятельности по изобразительному и декоративно-прикладному искусству
Практическое занятие № 2
Выполнил:
Обучающийся Огурцова Дарья Евгеньевна
Преподаватель:
Семенова Евгения Викторовна
-
Практическое занятие № 2
Цель занятия: закрепление знаний о планировании и анализе качества работы по организации и проведению досуговых мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задание 1.
Составьте план организации выставки работ обучающихся на конкретном примере с описанием следующих этапов:
1.Определение темы, места, времени проведения;
2. Составление тематического и тематико - экспозиционного плана;
3. Подбор и оформление экспонатов выставки, их количество;
4. Оформление выставки и дополнительных материалов;
5. Открытие выставки;
6. Проведение выставки
7. Закрытие выставки (что включает в себя).
Задание 2.
Разработайте педагогические ситуации, иллюстрирующие применение различных видов вариантов реализации досуговых мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства (не менее 3).
Задание 3.
Проанализируйте материалы сети Интернет. Приведите не менее 3 источников, иллюстрирующих использование разнообразного инструментария для анализа качества работы по организации и проведению досуговых мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства (учреждение на выбор обучающегося).
Задание 4.
На основе материалов лекции и учебно-методических пособий заполните таблицу «Критерии анализа качества организации и проведения досуговых мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства», не менее 5.
Критерии | Характеристика критерия | Возможные ситуации применения |
| | |
| | |
Задание 1.
1 этап.
При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, актуальные задачи детского объединения и образовательного учреждения.
Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения.
Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл первого этажа образовательного учреждения.
Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т. д. Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.
2 этап.
Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.
Структура тематико-экспозиционного плана выставки:
1. Тема выставки.
2. Место проведения выставки.
3. Сроки проведения выставки.
4. Цели выставки.
5. Задачи выставки.
6. Композиционное построение выставки: композиционный центр выставки,
принцип расположения экспонатов выставки, место расположения экспонатов
выставки.
7. Тематика выставочных работ.
8. Тип выставочных работ и критерии их отбора.
9. Требования к оформлению выставочных работ.
10. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки
или о детских объединениях), эстетические дополнения.
3 этап.
Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:
работы могут быть взяты у учащихся детского объединения на период
проведения выставки;
может осуществляться систематический отбор выставочных работ
(формируется выставочный фонд детского объединения);
можно выполнить коллективные работы.
При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление,
а также коллективное обсуждение.
Правила оформления выставочных работ воспитанников детского объединения:
каждая работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (рамку, паспарту, эстетические дополнения, фон и т. д.),
должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.
4 этап.
Прежде всего, необходимо помнить, что выставка - организованное педагогическое мероприятие, способствующее
решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.
Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.
Возможные варианты расположения выставочных работ:
• последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных
работ учащихся старших лет обучения, выпускников, а, возможно, и педагога детского объединения;
• композиционно, т. е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;
• работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения) могут
быть расположены отдельно;
• работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.
5 этап.
Открытие выставки – не большой, но очень важный этап ее организации и проведения.
Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т. д.), экскурсию по выставке.
Дополнением к открытию выставки могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т. д.
6 этап.
Проведение выставки можно организовать следующим образом:
• организовать дежурство учащихся детского объединения на выставке;
• подготовить экскурсии по выставке;
• организовать опрос мнений посетителей о выставке (книга отзывов, приз зрительских симпатий, голосование в какой-либо форме и др.).
Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т. д.
7 этап
Закрытие выставки (так же, как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т. к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.
Закрытие выставки может включать следующие элементы:
вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения; подведение итогов выставки (можно отметить лучшие работы, активных учащихся, творческие находки детей);
награждение участников выставки;
заключительное слово педагога или администрации образовательного учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).
Задание 2.
Сегодня учебно-воспитательный процесс в детском саду должен включить в себя эффективные формы и методы развития и воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.
Серьезными факторами воспитания являются следующие элементы национальной культуры: язык, литература, история, музыка, изобразительное искусство, театр, народные обряды, народные песни и танцы.
Народное декоративно-прикладное искусство развивается на основе преемственности, традиций и является результатом творчества многих поколений. Оно имеет важное значение для развития культуры, формирования творческих способностей и эстетического вкуса, так как накапливает в себе огромный исторический, духовный, эстетический опыт.
Главным требованием современного воспитания является развитие самобытности каждого воспитуемого, стимулирование его творческой самореализации и саморазвития. Проблемы совершенствования гуманитарно-эстетического образования в детских садах обуславливает необходимость нового методолого-теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности дошкольника.
Сегодня не вызывает сомнений плодотворность использования средств народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании. Однако следует отметить, что вопросы развития творческих способностей дошкольников средствами татарского народного декоративно-прикладного искусства не получили еще достаточного освещения, не разработана целостная система преподавания декоративно-прикладного искусства татар в дошкольных учреждениях. Вместе с тем, изучение содержательного богатства татарского народного декоративно-прикладного искусства позволяет предполагать о его больших возможностях в формировании и развитии творческих способностей дошкольников — будущих граждан многонациональной страны.
Согласно основной цели выделяются следующие задачи:
– формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к татарскому народному декоративно-прикладному искусству, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью;
– формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастеров татарского народа;
– освоение детьми характерных элементов колорита, композиции, умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах. Воспитание при этом чувства ритма, симметрии;
– развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
– показать взаимосвязь народного декоративно-прикладного, устного и музыкального искусства.
Декоративно-прикладное искусство используется в педагогическом процессе в трех направлениях:
-для оформления интерьера дошкольного учреждения, праздников, досугов;
-специальное обучение детей росписи татарского орнамента;
-для развития детского творчества, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.
Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы.
Как нужно знакомить детей с народно-прикладным искусством? Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия для ознакомления детей с орнаментальным творчеством, изделиями украшенными аппликацией и вышивкой. Наряду с народными образцами желательно иметь фотографии, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых и композиционных решениях.
Например, рассматривание изделий, рассказ воспитателя содействуют лучшему запоминанию и закреплению знаний. Большое значение отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейки, калфак, керамическая посуда и т. д.).
Особое внимание воспитатель уделяет орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстрации так же является важным средством приобщения к национальному искусству. При рассматривании иллюстрации воспитатель должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, и орнаментальное оформление и знакомишь с их названиями (калфак, камзол, пиала и т. д.).