ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МБОУ «Каракашлинская основная общеобразовательная школа»
ЮТАЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Разработка урока по русскому языку
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Карамова Г.М.
2019
Класс: 8
Урок № 49
Тема: Определения. Виды определений.
Цели урока:
Деятельностная: расширить представления обучающихся об определении; развивать умения определять способы выражения определений.
Содержательная: уметь правильно задавать вопросы к определениям; стимулировать навыки мышления и самостоятельного осмысления полученной информации; уметь обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь находить определение; развивать умения определять способы выражения определений.
Метапредметные:
Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: Формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, прививать чувство патриотизма к героическому прошлому Родины.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Раздаточный материал: карточки с заданиями.
Средства обучения: Быстрова Е.А., Т.М. Воителева, Кибирева, Н.Н. Фаттахова. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. - (Инновационная школа).
Демонстративный материал: презентация к уроку.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая.
Эпиграф:
Ровесникам, что пали в грохоте и дыме
За покой и честь родной земли,
На века остались молодыми,
На века бессмертие обрели,
Посвящается…
Ход урока
-
Мотивационный этап.
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь громко скажем друг другу: «Добрый день!» присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.
– Ребята, откройте ваши тетради, запишите число.
Прочитайте эпиграф урока.
- Как вы поняли эпиграф?
- О чем будем вести разговор на уроке? (О Дне Победы)
- Есть ли фамилии ваших близких, родных на обелиске?
- В 2020 году наша страна будет праздновать годовщину того дня, когда прозвучали победные залпы Великой Отечественной войны.
- Не говорить о войне нельзя, и мы сегодня поговорим о стихотворениях, рождённых войной.
II. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного учебного действия.
Работа в группах.
- Ребята, у вас на столах лежат карточки. Возьмите, пожалуйста, каждый по одной карточке.
- Теперь прочитайте, пожалуйста, вслух, что на них написано?
Один из учеников каждой группы читает.
Первая группа …Она идёт, переступая рвы, - Ей не нужны ни визы, ни прописки, В глазах – то одиночество вдовы, То глубина печали материнской. | Вторая группа Пройдут года, и станет сказкой Всё, чем война была страшна. Зелёный холм могилы братской Укроет пухом тишина. |
- Какими частями речи выражается определение?
Ответы обучающихся.
III. Выявление затруднения.
- Что в задании вызвало у вас затруднение?
- Одиночество вдовы.
- Хорошо. Какой вывод можно сделать?
- Определения не всегда могут согласоваться с определяемыми словами.
- А теперь посмотрите на слайд, пожалуйста.
На слайде:
Согласованное
Несогласованное
- Как вы понимаете эти слова? Когда так говорят? Приведите примеры.
Высказывания учащихся.
IV. Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрение множества вариантов, поиск оптимального решения.
На слайде слова-помощники:
Согласованное. Несогласованное. Определение
- Как можно сформулировать тему урока?
На слайде:
Тема урока: Определения. Виды определений.
- Каковы цели урока?
На слайде слова-помощники:
Узнать
Научиться
На слайде:
Цели урока: узнать о видах определений; научиться различать согласованные и несогласованные определения.
V. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
– Какую роль выполняет в речи имя прилагательное? (Имя прилагательное поясняет предмет, показывает его особенности, какой он)
– Как имя прилагательное играет немаловажную роль в русском языке вообще, так оно играет большую роль и в предложении. Оно имеет такое же значение, как в речи, то есть поясняет предмет, уточняет, какой он, его особенности, определяет его. Соответственно, имя прилагательное в предложении чаще всего стало называться определением, второстепенным членом предложения.
– Откройте ваши учебники и прочитайте теоретический материал на стр.89.
(Один ученик читает теоретический материал)
– Посмотрите на экран. Стихотворение Феофана Липатова «Победа».
(Ученик читает стихотворение)
Победа
Не оседала пыль,
Чадил Берлин пожаром.
Тяжёлой поступью
В броне и без брони
Шла прямо по домам и тротуарам
Уверенно Победа в эти дни.
И походили площади на свалки,
Куда свезли фашистские кресты.
Штандартов обгоревших палки
Торчали, как костлявые персты.
И вот она – святая дата,
Наполненная счастьем до краёв.
Стреляли вверх восторженно солдаты,
Не чувствуя усталости боёв.
Ещё потерь лежали тени,
Но обнимал сосед соседа.
Неслось над нежностью сирени
Одно лишь слово мощное –
ПОБЕДА!
(Ф.Н. Липатов)
Словарная работа
Поступь – 1. Походка, манера ступать. 2. Движение, ход развития.
Броня – 1. В старину: металлическая одежда воина, защищающая туловище. 2. Прочная защитная облицовка из специальных плит на военных судах, танках, машинах, оборонительных сооружениях.
Штандарт – 1. В некоторых армиях: полковое знамя в кавалерийских частях. 2. В некоторых странах: флаг главы государства (монарха, президента), поднимаемый в его местопребывании.
Персты – (устар.) то же, что палец (в 1 знач.; обычно о пальце на руке).
Задание. Выпишите слова, обозначающие признаки предметов, вместе со словами, к которым они относятся. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Определите, каким способом они связаны. Какой частью речи выражено и каким членом предложения является зависимое слово?
(обучающиеся выполняют задание в тетрадях)
Ответы учащихся: Тяжёлой поступью, фашистские кресты, обгоревших штандартов, костлявые персты, святая дата, наполненная дата, мощное слово.
– В этих словосочетаниях зависимые слова выражаются именами прилагательными и причастиями и в предложении являются определениями. Значит, в качестве определения чаще всего выступают имена прилагательные, причастия, кроме этого можно встретить порядковые имена числительные; притяжательные, указательные и определительные местоимения.
– Скажите, каким способом связаны в каждом словосочетании главное и зависимое слова?
– Верно, это согласование. Значит, если зависимое слово в словосочетании выражается именами прилагательными, причастиями, порядковыми именами числительными; притяжательными, указательными и определительными местоимениями, то это согласование, а предложении оно является определением.
Задание.
Составьте предложения на тему «Победа», в которых есть определения, запишите, подчеркните определения. Объясните, какие члены предложения поясняют определения?
Проверка.
ФИЗКУЛЬТИНУТКА
VI. Первичное закрепление нового знания.
Работа с текстом.
– Итак, ребята, у вас на столах лежат карточки, возьмите их. Сейчас мы познакомимся с текстом Ю.Яковлева «Немного о себе».
(Ученик читает текст)
Немного о себе
Первое стихотворение я написал ещё в школе. На смерть Пушкина.
Война превратила мои детские упражнения в страсть. Я почувствовал, как велика сила поэзии, когда она вплотную соприкасается с жизнью.
Писал стихи, когда удавалось и где удавалось. Чаще ночью, при свете коптилки, сделанной из снарядной гильзы. Иногда пристраивался рядом с сапожником в его крохотной землянке. Всю войну был активным военным корреспондентом. Помню, как-то после войны в газете «Правда» были приведены стихи неизвестного поэта:
Пройдут года, и вот однажды вечером
Вдруг спросит дочка, перестав играть:
«А верно, мама, ты была ефрейтором
И не боялась из ружья стрелять?»
Ты дочку приласкаешь и пригреешь,
Посадишь на колени и тогда
Расскажешь ей про нашу батарею,
Про всех про нас, про трудные года…
Расскажешь ей, как мёрзла на разведке,
Как исправляла линию в метель.
Покажешь ей со звёздочкой беретку
И старую, потёртую шинель.
А дочка тихой и серьёзной станет,
Потёртую пилотку теребя,
И вдруг пилотку на себя натянет,
Чтоб быть хоть чуть похожей на тебя.
Это были мои стихи. Война вывела меня на дорогу к литературе… Такова война для тех, кто пережил её. Может быть, потому о войне я и начал писать через много лет после того дня, когда отгремел салют Победы. (Ю.Яковлев.)
Словарная работа
страсть – сильное желание
коптилка – примитивное осветительное приспособление – небольшая баночка с фитилём.
– Назовите основную мысль стихотворения «неизвестного солдата». Как сочетаются в стихотворении прошлое о войне с настоящим в жизни отца, матери и дочки?
– Выполняем письменное задание к тексту. Нужно выписать словосочетания со способом связи согласование и указать, какими членами предложения они являются.
(обучающиеся выполняют задание в тетрадях. Проверка.)
VII. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- Возьмите, пожалуйста, карточки с вопросами и ответьте на них. Вам на это даётся 2 минуты.
Каждый ученик выполняет задание самостоятельно.
Тест.
1. Задание. Выполните тест.
1. Какое утверждение является неверным?
А) Определение обозначает признак.
Б) Определение отвечает на вопросы какой? чей? который?
В) Определение – это второстепенный член предложения
Г) Определение отвечает на вопросы косвенных падежей.
2. Какой частью речи выражено определение в предложении Пересохшие страницы затрещали (К.Паустовский)?
А) прилагательным
Б) причастием
В) местоимением
Г) порядковым числительным
3. Укажите определение в предложении Вечерняя вода застыла неподвижно.
А) неподвижно
Б) застыла
В) вода
Г) вечерняя
4. Определите вид связи, при помощи которой определения в предложении связываются с определяемым словом.
В лунном свете светилась бледная ширь улицы (Ю.Нагибин).
А) примыкание
Б) управление
В) согласование
5. Укажите определение в предложении Мой товарищ любит заниматься спортом.
А) любит
Б) мой
В) товарищ
Г) спортом
- Теперь проверьте ваши ответы и оцените себя.
(Учащиеся проверяют ответы по слайду презентации)
Ответы.