Файл: Права несовершеннолетнего ребенка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В период с 1979 г. по 1989 г. Комиссия по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. « Конвенция о правах ребенка» была принята и открыта для подписания-ратификации и присоединения резолюцией 44/45 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года.  Вступила в силу 2 сентября 1990 г. 

Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990г. Конвенция о правах ребенка 1989 г. - документ большой, в нем 54 статьи. В отличие от декларации это не рекомендация. Если государство подписало Конвенцию, то оно обязано выполнять все записанные в ней нормы.

Конвенцией ООН гарантируются следующие права:

  • право на жизнь – рождение, проживание и доступные медицинские услуги;

  • право на развитие – образование, досуг, отдых и участие в культурной жизни;

  • право на защиту – забота о детях-сиротах, беженцах, а также защита от приобретения и употребления наркотиков;

  • право на активное участие в жизни общества – обеспечение свободы слова, религии, совести.



  1. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ОБРАЗОВАНИЕ

    1. Права ребенка в школе

Каждый учащийся любого типа образовательного учреждения имеет соответствующие права и обязанности, что должно быть закреплено в уставе учебного заведения. Чаще всего в них закреплены следующие права учащихся: право на защиту чести и достоинства, неприкосновенности личности; право на объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками; право учащихся принимать участие в управлении учебным заведением через выборные органы (например, через участие в совете школы).

Право на получение бесплатного среднего образования 

Статья 43 Конституции России.

Обучение в общеобразовательных государственных школах должно быть бесплатным. В школе должны быть классы для занятий, гардероб, санузлы, библиотека, столовая, спортзал, которыми дети могут пользоваться бесплатно.

Школа не может заставить родителей скидываться на ремонт, учебные пособия и другие нужды. Но если родители проявят инициативу, учебное заведение вправе принять помощь.

Право выбирать школу, форму обучения, программу и язык 


Статья 44 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Ученики вместе с родителями могут выбрать любую образовательную организацию. Например, можно в любой момент сменить школу или перейти на семейное образование. Но нельзя прийти в школу во дворе и потребовать, чтобы ребёнка учили китайскому, если этот предмет не предусмотрен учебным планом этого заведения. 

Право не посещать кружки и факультативы 

Статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Любые дополнительные занятия в школе — дело добровольное. Преподаватели не могут занижать оценки или психологически давить на детей, которые не ходят на факультативы.

Право не участвовать в благоустройстве школы  

Статья 37 Конституции Российской Федерации, статья 34 закон «Об образовании в Российской Федерации».

Школа может проводить субботники и приглашать на них учеников. Но школьник с письменного согласия родителей может отказаться. Помогать школе с уборкой и благоустройством — право, а не обязанность. 

Право бесплатно получать учебную литературу в школьной библиотеке

Статья 35 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Школа должна бесплатно обеспечить учеников учебниками, рабочими тетрадями и другими необходимыми пособиями по всем предметам. Покупать учебную литературу самостоятельно родителям нужно только на факультативы и в случае, если ребёнок испортил школьный учебник.

Право на бесплатную медицинскую помощь в школе 

Статья 41 закона «Об образовании в Российской Федерации».

В школе обязательно должен работать медпункт с квалифицированным медицинским работником, оборудованный всем необходимым для оказания первой помощи.

Право на неприкосновенность имущества

Статья 35 Конституции Российской Федерации.

Учитель не имеет права отбирать у ребёнка смартфон и любые другие вещи, если в уставе школы нет запрета на использование гаджетов во время занятий или на территории школы. 

    1. Обязанности ребенка в школе

Кроме прав, у школьников есть и обязанности, которые установлены законом «Об образовании в Российской Федерации» и Уставами образовательных организаций. В каждой школе — свои правила, вот некоторые обязательства учеников.

Не пропускать занятия без уважительной причины


Если ребёнок отсутствовал на уроке, он должен принести в школу справку от врача или заявление от родителей. 

Добросовестно учиться


Отвечать на вопросы учителя на уроках, не

мешать другим ученикам, выполнять домашние и контрольные работы. 

Следовать распорядку школы 


Ученик должен вовремя приходить на уроки, в классе занимать определённое ему место, носить форму, если она предусмотрена. 

Беречь школьное имущество 


Если ученик сломал стул, разбил проектор или порвал учебник — родители должны будут возместить ущерб.

Уважать других учеников и работников школы


Запрещается провоцировать конфликты и причинять кому-либо физическое или психическое насилие. 

Не приносить в школу опасные предметы 

Оружие, химикаты и тому подобное.

Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики

А также не находиться на территории школы в нетрезвом виде.

    1. Нарушение прав несовершеннолетних

Пока ребёнок находится в школе, за соблюдение его прав и свобод отвечает школьная администрация, а за исполнение обязанностей — родители. 

В штате каждой школы должен быть уполномоченный по правам ребёнка, который должен предотвращать нарушение прав учеников, рассматривать жалобы, а также рассказывать школьникам и их родителям о правах и обязанностях. На практике, к сожалению, такой специалист есть не везде.

Важно отметить, что о нарушении прав можно говорить, только если имело место самоуправство со стороны школы, и ребёнка действительно заставили что-то сделать. Большинство родителей не видит ничего плохого в том, чтобы дети помыли класс, в котором учатся, и понимают, что забрать гаджет на время урока — порой необходимая дисциплинарная мера. 

Но если ситуация угрожает здоровью или психике ребёнка, следует немедленно принять меры. О том, что делать в случае нарушении прав ребёнка в школе, читайте в этой статье.

  1. ОСОБЕННОСТИ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    1. Трудовые права подростка

Трудовые права и обязанности несовершеннолетних регламентированы Трудовым кодексом Российской Федерации. Для несовершеннолетних лиц право устроиться на работу возникает с 15 лет. В виде исключения, для того, чтобы подготовить молодых людей к работе, разрешается принимать на работу в свободное от учебы время (например, во время летних, зимних каникул) и тех, кому исполнилось 14 лет (трудовой договор в этом случае заключается с согласия органа опеки и попечительства).

Труд 14-летних детей можно использовать только для выполнения легкой работы, не причиняющей вред здоровью подростка и не мешающей ему учиться. Родители (лица, их заменяющие) должны дать свое согласие на то, чтобы ребенок мог работать в свободное от учебы время.

Несовершеннолетних работников запрещено использовать на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда (труд пожарных, производство взрывоопасной продукции и др.). Нельзя использовать труд несовершеннолетних и на подземных работах и на тех работах, которые могут причинить вред их нравственному развитию.

Нельзя использовать труд несовершеннолетних и в ночное время, то есть с 22 часов ночи до 6 утра. Запрещается принимать несовершеннолетнего работника на работу, связанную с переноской тяжестей, погрузочно-разгрузочные работы.

В правах и обязанностях несовершеннолетние работники приравниваются к работникам, достигшим совершеннолетнего возраста.
Они, так же как и взрослые, должны трудиться честно и добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину, требования по охране труда, выполнять распоряжения администрации, бережно относиться к имуществу предприятия и организации. Несовершеннолетние работники пользуются определенными льготами в области охраны труда, рабочего времени, заработной платы, предоставления отпусков.

Несовершеннолетним работникам закон устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени, а именно в возрасте от 14 до 16 лет не более 24 часов в неделю, а от 16 до 18 лет – не более 36 часов. Сокращенная продолжительность рабочего времени несовершеннолетних работников дает им возможность получать такую же зарплату, как и взрослые, работающие полный рабочий день.

Работникам, моложе 18 лет, предоставляется отпуск в удобное для них время продолжительностью 31 календарный день.
При проведении сокращения численности работников или в случае ликвидации предприятия, в отношении несовершеннолетнего имеется обязанность его трудоустроить.

Уволить несовершеннолетнего работника администрация предприятия может только после получения в установленном законом порядке разрешение в специальных органах – Государственной инспекции труда и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    1. Способы защиты прав и свобод детей

В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.


Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.

Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности. Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних. Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.

Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями. В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.

Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Права и обязанности регламентированы законодательством Российской Федерации. Очень важно соблюдать предписания законов, не нарушать права других, исполнять свои обязанности. Нужно с дошкольного возраста знакомить детей с их правами и обязанностями. От того, как мы воспитаем детей, будет зависеть будущее нашей страны и общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литература

  1. Семейный кодекс Российской Федерации

  2. Конституция Российской Федерации

Электронные и Интернет-ресурсы

3. https://zakonsovet.com/

4. https://www.consultant.ru/

5.https://ru.wikipedia.org/