Файл: Учебнометодическое пособие для студентов медикодиагностического факультета по специальности Медикодиагностическое дело.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20 наследники. Наследование имущественных прав авторов в соответствии с общепринятым правилом может осуществляться либо по завещанию, либо по закону.
В соответствии со ст.24 Закона РБ «Об авторском праве и смежных правах» авторское право переходит по наследству. Это правило примени- мо только к имущественным правам автора, так как по наследству не пере- ходит право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора, т.е. личные неимущественные права.
Автор вправе в своем завещании указать лицо, на которое он возла- гает охрану своих личных неимущественных прав после своей смерти.
Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсут- ствии таких указаний охрана личных неимущественных прав автора после его смерти осуществляется его наследниками. Наследники автора и испол- нители завещания вправе осуществлять защиту указанных прав без огра- ничения срока. При отсутствии наследников автора защиту таких прав осуществляет специально уполномоченный на то государственный орган
Республики Беларусь.
2.4. АВТОРСКОЕ ПРАВО НА СЛУЖЕБНЫЕ, ПРОИЗВОДНЫЕ,
СОСТАВНЫЕ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Составное произведение — произведение, включающее другие про- изведения или их части. Составные произведения создаются объединением иных произведений или частей из них в новое произведение, которое ино- гда называют сборником или компиляцией.
Правовой режим составных произведений определяют следующие положения:
1. Автору сборника и других составных произведений (составите- лю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор и рас- положение материалов, представляющие результат творческого труда
(составительство).
Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произ- ведение.
Лицу, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические сло- вари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газе- ты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключитель- ные права на использование таких изданий в целом. Это лицо вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование или требовать такого указания.
2. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от составного произ-


21 ведения. Они также сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом. Эти положения дей- ствуют, если иное не предусмотрено авторским договором.
3. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осу- ществлять самостоятельный подбор и расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.
Составным произведениям по сути близки аудиовизуальные произ- ведения, которые выступают самостоятельным сложным объектом автор- ского права.
Авторами аудиовизуального произведения являются режиссер- поста- новщик, автор сценария, автор специально созданного для аудиовизуально- го произведения музыкального произведения с текстом или без текста.
Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения производителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведе- ние, распространение, публичное исполнение, а также субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не преду- смотрено договором. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
Производитель аудиовизуального произведения вправе при любом ис- полнении этого произведения указывать свое имя или наименование либо тре- бовать такого указания.
Автор музыкального произведения с текстом или без текста сохраня- ет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения при использовании аудиовизуального произведения, вклю- чающего данное музыкальное произведение. Авторы ранее существовав- ших произведений, включенных в аудиовизуальное произведение или пе- реработанных для аудиовизуального произведения, сохраняют авторское право на свои произведения и могут использовать их отдельно от аудиови- зуального произведения.
Производное произведение — произведение, которое создано в ре- зультате переработки другого произведения.
Переводчикам и авторам других производных произведений принад- лежит авторское право на осуществленные ими перевод, инсценировку, аранжировку или другую переработку при условии соблюдения ими прав автора произведения.
Авторское право переводчика и авторов других производных произ- ведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и пере- работки тех же произведений.
Служебное произведение — произведение, которое создано автором в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.


22
В обоих случаях создание служебного произведения оплачено нани- мателем или работодателем автора
Правовой режим служебных произведений заключается в следующем:
Личные неимущественные права на служебное произведение, со- зданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обя- занностей, принадлежат автору.
Имущественные права на служебное произведение принадлежат
нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное. Принадлежность имущественных прав нанимателю на служебное произведение не означает, что автор произведения лишен права на допол- нительное вознаграждение в случае использования произведения.
— Автор служебного произведения не вправе препятствовать его об- народованию нанимателем.
2.5. ПРАВА АВТОРА
Права автора делятся на две группы: личные неимущественные и имущественные права.
Личные неимущественные права характеризуются тесной связью с личностью автора. Они неотчуждаемы и непередаваемы. Их нельзя не только безвозвратно уступить, но и передать на определенное время дру- гому лицу. Личные неимущественные права не переходят по наследству.
Наследники автора или исполнители завещания вправе лишь охранять ука- занные права.
Реализация личных неимущественных прав не связана с возможно- стью извлечения материальной выгоды. Поэтому их особенностью являет- ся их неимущественный (нетоварный) характер.
В соответствии со ст. 15 Закона об авторском праве и смежных пра- вах автору в отношении его произведения принадлежат следующие лич- ные неимущественные права:
право авторства, т.е. право признаваться автором произведения;
право на имя, т.е. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обо- значения имени, т.е. анонимно;
право на защиту репутации, т.е. право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора;
право на обнародование, т.е. право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме. Под обнародованием понима- ется осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликова- ния, публичного исполнения, публичного показа или иным способом;


23
право на отзыв, т.е. право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.
Личные неимущественные права охраняются бессрочно. Даже то- гда, когда произведение переходит в общественное достояние, оно должно использоваться с соблюдением личных неимущественных прав его автора.
Имущественные права не характеризуются тесной связью с авто- ром. В отличие от личных неимущественных прав они отчуждаемы пере- даваемы, могут переходить по наследству и в порядке правопреемства при реорганизации правообладателя — юридического лица.
Реализация имущественных прав связана с возможностью извлече- ния материальной выгоды. Поэтому особенностью имущественных прав является их имущественный характер.
В отличие от личных неимущественных прав имущественные права действуют не бессрочно, а, по общему правилу, в течение жизни автора и
50 лет после его смерти.
Имущественные права состоят из исключительного права на произ- ведение и иных имущественных прав, предусмотренных Законом об автор- ском праве и смежных правах.
Исключительное право — право использовать произведение в лю- бой форме и любым способом, а также разрешать его использовать, другим лицам и запрещать такое использование.
Поскольку исключительное право является правом имущественным, его реализация связана с возможностью извлекать имущественную выгоду.
Последнее не так явно, когда обладатель исключительного права исполь- зует объект авторского права самостоятельно. Но когда он разрешает ис- пользовать произведение другим лицам, у него появляется право получить вознаграждение за такое использование. Учитывая ориентированность за- конодательства Республики Беларусь в сфере авторского права на поддерж- ку творческой активности авторов, ст. 26 Закона об авторском праве и смежных правах предусматривает гарантию в отношении размера возна- граждения, выплачиваемого авторам. Согласно упомянутой статье ставки авторского вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь
Статья 16 Закона об авторском праве и смежных правах раскрывает понятие «использование» применительно к произведению. В соответствии с указанной статьей использованием произведения признается осуществ- ление следующих действий:
воспроизведение произведения;
— распространение оригинала или экземпляров произведения по- средством продажи или иной передачи права собственности. Если ориги- нал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены с


24 разрешения автора в гражданский оборот посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее рас- пространение на территории Республики Беларусь без согласия автора
(правообладателя) и без выплаты вознаграждения;
прокат оригиналов или экземпляров компьютерных программ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры ука- занных произведений. Прокат не применяется в отношении компьютерных программ, если сама программа не является основным объектом проката, и в отношении аудиовизуальных произведений, если только их прокат не приводит к широкому копированию таких произведений, наносящему су- щественный ущерб исключительному праву на воспроизведение:
импорт экземпляров произведения, включая экземпляры, изго- товленные с разрешения автора или иного обладателя авторских прав;
публичный показ оригинала или экземпляра произведения;
публичное исполнение произведения;
передача произведения в эфир.
Допускается их дальнейшее распространение на территории Респуб- лики Беларусь без согласия автора (правообладателя) и без выплаты возна- граждения:
иное сообщение произведения для всеобщего сведения;
перевод произведения на другой язык;
переделка или иная переработка произведения.
К иным имущественным правам относится, например, право следо- вания, т.е. право автора- произведения изобразительного искусства, лите- ратурного или музыкального произведения получить в случае публичной перепродажи оригиналов указанных произведений от продавца вознаграж- дение в размере 5 % их перепродажной цены. Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора на срок дей- ствия авторского права.
Автор имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид ис- пользования произведения. Законодательством Республики Беларусь предусмотрено исключение из этого правила, когда использование произ- ведения допускается без согласия автора и без выплаты ему вознагражде- ния.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15