Файл: Отчет о прохождении практической подготовки К. М. 03. 06 (П) Вид практики Производственная практическая подготовка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


14.    Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных со­стояний и т.д. Умение учителя предупредить такие эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса — отражение его способности управлять учеб­ным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов» и дидактогений.

Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивое— угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

В конце урока советуем обратить внимание на следующие четыре показателя.

16.  Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели — в диапазоне от 60% до 80%.

17.  Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной ра­боты. Норма— не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

18.  Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показате­лям относятся:

• неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;

• отсутствие времени на вопросы учащихся;

• необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.

Все это — ненужный стресс как для школьников, так и для учите­ля. Кроме того, недопустима за­держка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

19. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока
: на одном полюсе — спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом — утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное».

Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Поскольку посещение урока руководством — стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения, так как впереди следующий урок. Лучший способ — сразу после занятия поблагодарить педагога и сказать несколько слов поддержки. Анализу урока лучше посвятить время после окончания занятий, когда и проверявший, и учитель успеют немного отдохнуть. Но не следует надолго откладывать процедуру анализа, поскольку педагог волнуется и затягивание только увеличивает напряжение. Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога, по­скольку именно они уменьшают переутомление как учителя, так и его учеников. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в фор­ме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.

Дополнительныерекомендации для экспертов, проводящих проверку

Руководителю любого уровня — тем более самого высокого — необходимо располагать инструментарием простой, оперативной и объективной оценки того, насколько созданное в проверяемой школе образовательное пространство и используемые педагогами технологии являются здоровьесберегающими.

 И хотя многолетний опыт любого руководи­теля стоит не менее сотни томов специальных книг, предложим несколько полушутливых рекомендаций, которые позволят взглянуть на ситуацию инспектирования под непривычным углом зрения и вспомнить, что чувство юмора руководителя одаривает здоровьем и его самого, и тех, кто его окружает...

1. Присутствие на уроке незнакомого взрослого, тем более с инспекционной целью, настолько меняет всю ситуацию (атмосферу, по­ведение детей и учителей), что сделанные заключения в немалой степени касаются не оцениваемых показателей, а психологической готовности класса и учителя к демонстрации своих достижений. «Эффект присутствия» смещает результаты как в позитивную, так и в негативную стороны.



Поэтому не стройте иллюзий или устанавливайте в классе вместо себя скрытую камеру!

2.  Атмосфера в классе после окончания последнего урока — и воздушная, и эмоционально-психологическая — это простой и точный индикатор воздействия урока на здоровье школьников. Проанализируйте свое первое впечатление от последнего урока!

3.  Спросите у учителя о главной цели его занятия. Задавайте «открытые» вопросы («зачем?», «почему?») — и несколько «открытий» вам обеспечено.

4. Фиксируя психологический климат в классе, доброжелательность, улыбчивость педагога, не забывайте о собственном выражении лица и целях своего визита на урок: или вы «педагогическое ГАИ», больше всего заинтересованное в назначении штрафных санкций, или опытный советчик, помогающий получить обратную связь и избежать ошибок в работе своих коллег. Спуститесь с пьедестала, даже если вас на него водружают.

5. Проверяя, как заботятся о здоровье учащихся педагоги, искренно поинтересуйтесь, что они делают для сохранения и укрепления своего здоровья (физического и психологического). Напомните, что «больной учитель не может воспитать здоровых учеников!»


Заключение.

В заключение мне хотелось бы выразить слова благодарности тем, кто организовал возможность прохождения моей практики в школе №9. А также моё большое спасибо учителям которые помогали мне, учили меня и направляли мою деятельность в нужное русло на протяжении этих нескольких дней! Мне было очень приятно с ними сотрудничать. Таким образом, в школе №9 я не только получила хороший опыт преподавания, но познакомилась с интересными людьми. Воспоминания о педагогической практике на втором курсе останутся со мной на долгое-долгое время.

Список литературы:

1. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] / Т.В. Ахутина; под ред. О.Б. Иншакова. – М.: Изд-во: В. Секачев, 2015. – 132 с.
2. Бакурина, Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне [Текст] / Т.Н. Бакурина // Начальная школа. 2012. – № 2. – С. 56 – 63.
3. Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии [Текст] / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. – 2013. – № 4. – С. 39 – 45.
4. Бормотова, М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики [Текст] / М.М. Бормотова // Начальная школа. – № 9. – 2015. – С. 34 – 35.
5. Брызгалова, А.В. Формирование орфографического самоконтроля у младших школьников [Текст] / А.В. Брызгалова // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 12. – С. 29 – 31.
6. Бунеева, Е.В. Задачи педагогической деятельности учителя, реализующего ФГОС начального общего образования [Текст] / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 3. – С. 3 – 5.
7. Вердиева, Л.Т. Формирование орфографической зоркости у младших школьников [Текст] / Л.Т. Вердиева // Вестник научных конференций. – 2016. – № 12-4. – С. 31 – 32.
8. Власенков, А.И. Методика обучения орфографии в школе [Текст] / А.И. Власенков. – М.: Русское слово, 2012. – 232 с.
9. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо, Т.С. Михальчик, В.М. Матюхина. – М.: Просвещение, 2014. ‒ 256 с.
10. Граник, Г.Г. Секреты орфографии [Текст] / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 2011. – 214 с.

11. Грушников, П.А. Работа словом на уроках русского языка в начальных классах [Текст] / П.А. Грушников. – М.: Просвещение, 2012. – 197 с.
12. Данилов, М.А., Есипов Б.П. Дидактика [Текст] / М.А. Данилов, Б.П. Есипов. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1957. – 518 с.
13. Дворецкая, А.В. Использование наглядного материала при формировании орфографических навыков на уроках русского языка в начальных классах [Текст] / А.В. Дворецкая // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 3-2. – С. 181 – 184.
14. Жедек, П.С., Тимченко, М.И. Списывание в обучении правописанию [Текст] / П.С. Жедек, М.И. Тимченко // Начальная школа. – 2011. – № 8. – С. 27 ‒ 29.
15. Канакина, В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.П. Канакина, Г.С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
16. Канакина, В.П. Русский язык. Часть 1 [Текст] / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2015. – 165 с.

17. Козина, А.Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников [Текст] / А.Н. Козина // Молодой ученый. – 2014. – № 18. – С. 584 – 586.
18. Краева, А.А. О необходимости формирования навыков грамотного письма учащихся начальных классов [Текст] / А.А. Краева // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 12-3. – С. 59 – 61.
19. Кузнецова, М.И. Педагогическая диагностика – одно из условий совершенствования образовательного процесса [Текст] / М.И. Кузнецова // Начальная школа. – 2017. – № 9. – С. 39 – 44.
20. Курлыгина, О.Е. О формировании комплекса орфографических умений [Текст] / О.Е. Курлыгина // Начальная школа. – 2017. – № 1. – С. 35 – 38.
21. Лапина, А.В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / А.В. Лапина // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2016. – № 1. – С. 24 – 26.
22. Лында, А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся [Текст] / А.С. Лында – М.: Высшая школа, 1979. – 150 с.
23. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2012. – 472 с.
24. Макарова, М.С. Орфографический контроль и самоконтроль в преодолении дизорфографии [Текст] / М.С. Макарова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55-4. – С. 276 – 281.
25. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Маралов. – М.: Академия. 2002. – 250 с.
26. Моисеев, А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография [Текст] / А. И. Моисеев. – М.: Флинта. 2012. – 326 с.
27. Мусаева, М.А. Самостоятельная деятельность школьника как особый вид учебных заданий [Текст] / М.А. Мусаева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 2-7. – С. 103 – 110.