ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Площадь криволинейной трапеции».
Цели и задачи:
Обучающие:
-
Обобщение знаний обучающихся о первообразной. -
Познакомить с понятием криволинейной трапеции; научить вычислять площадь криволинейной трапеции как приращение первообразной. -
Сформировать навыки планирования ответа, умение считать и писать в быстром темпе, навыки самоконтроля
Развивающие:
-
Развивать умение систематизировать и применять полученные знания -
Развивать логическое мышление и внимание.
Воспитательные:
-
Воспитывать сознательную дисциплину и нормы поведения. -
Воспитывать математическую культуру -
Формировать потребности в приобретении знаний.
Тип урока: изучение нового материала
Наглядность и оборудование: учебник «Алгебра и начала анализа. 10-11 класс» , телевизор, компьютер, презентация, демонстрационная таблица, запись на доске, тетрадь, карандаш, ручка, линейка.
План урока:
№ | Этап урока | Цель этапа | Время |
1 | Организационный момент | Сообщение темы урока; постановка цели урока; сообщение этапов урока. | 2 мин. |
2 | Устная работа и работа по карточкам | Повторить определение, основное свойство, правила первообразной, таблицу первообразных, промежутки знакопостоянства функции. | 7 мин. |
3 | Изучение нового материала | Познакомить с понятием криволинейной трапеции; научить вычислять площадь фигуры как приращение первообразной. | 15 мин. |
4 | Закрепление изученного материала | Формировать умение вычислять площадь криволинейной трапеции с помощью формулы: S= F(b)-F(a) | 17 мин. |
5 | Итог урока | Систематизировать полученные знания. | 2 мин. |
6 | Домашнее задание | Инструктаж к домашнему заданию. | 2 мин. |
Ход урока:
I.Организационный момент:
(Сообщение темы и целей урока.)
II. Устная работа.
Один обучающийся на компьютере показывается геометрический смысл свойства первообразной для заданной функции у=х3
Одновременно у доски работают индивидуально двое обучающихся по карточкам, содержащим задания разной степени трудности (его решение после выполнения проверяет группа).
Задание №1
Оценка «5»
Найдите для функции f одну из первообразных:
а) f(x) = ;
б) f(x) = - cos (5x-3);
в) f(x) = sin 2x;
г) f(x) = .
Задание №2
Оценка «4»
Найдите общий вид первообразных для функции f:
а) f(x) = 2 cos x – 3 sin x;
б) f(x) = 8x - 3x - 4;
в) f(x) = ;
г) f(x) = .
Вопросы обучающимся группы:
1)Что называется первообразной?
2) Основное свойство первообразной?
3) Устные задания с помощью компьютерной презентации.
III. Изучение нового материала.
-
Практическая работа (один обучающийся выполняет на доске цветным мелом, остальные - в тетрадях)
-
Построить прямоугольную систему координат; -
На оси абсцисс отложить отрезок [a ; b]; -
На заданном отрезке построить график неотрицательной, непрерывной функции; -
Построить прямые x=a и x=b; -
Заштриховать фигуру, ограниченную линиями разного цвета.
Сообщить, что заштрихованная фигура называется криволинейной трапецией
Предложить обучающимся сформулировать самим определение криволинейной трапеции
Записать определение криволинейной трапеции в тетрадь
Определение: Фигуру, ограниченную снизу отрезком [a:b] оси Ох, сверху – графиком непрерывной неотрицательной функции y=f(x), с боков – отрезками прямых х=а и х=b (Отрезок [a:b] называется основанием криволинейной трапеции)
-
О братить внимание на экран телевизора и предложить на изображенных рисунках найти фигуры, которые не являются криволинейными трапециями, объяснить свой ответ.
Преподаватель
Каждая криволинейная трапеция имеет свою площадь.
Для вычисления площадей криволинейной трапеции применяется следующая теорема:
Если f – непрерывная и неотрицательная на отрезке [a;b] функция, а F – её первообразная на этом отрезке, то площадь S соответствующей криволинейной трапеции равна приращению первообразной на отрезке [a;b], т.е. S = F(b) — F(a)
(Записать формулировку теоремы в тетрадь стр. 186, разбор доказательства дома)
IV. Закрепление изученного материала.
Показ слайда
Пример:
Найдите площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями:
а) y=x ; y=0; a=1; b=2 (разбор с преподавателем)
б) y=x ; y=0; a=0; b=2 (один обучающийся выполняет на доске)
в) y=x ; y=0; a= -2; b= -1 (самостоятельно выполняют все)
Работа с учебным пособием
Работа на доске: №353(б); №354(а).
Самостоятельная работа: №354(б)
V. Итог урока.
Вопросы:
-
Какую фигуру называют криволинейной трапецией? -
Назвать формулу для вычисления площади криволинейной трапеции?
VI. Домашнее задание.
Пункт 29, страница 186-187 (разобрать доказательство теоремы о площади криволинейной трапеции) , решить №353 (в,г), №354 (в,г), повторить графики элементарных функций
Приложения.(Решения)
Задание 1
Оценка «5»
а) f(x) =
F(x) = = 0,25
б) f(x) = - cos (5x-3)
F(x) = - 0,2 sin (5x-3)
в) f(x) = sin 2x
F(x) = - = - cos 2x
г) f(x) = = (8x-3)
F(x) = = -
Задание 2
Оценка «4»
а) f(x) = 2 cos x – 3 sin x
F(x) = 2 sin x + 3 cos x + C
б) f(x) = 8x - 3x - 4
F(x) = - - 4x +C
F(x) = x - x - 4x + C
в) f(x) =
F(x) = 3tg x +C
с) f(x) =
F(x) = 12 + C
Задание 5
На рис. б), в), г), фигуры не являются криволинейными трапециями, так как фигуры на рис. б), и г) ограничены графиками двух функции а фигура на рисунке в) расположена ниже оси Ох.
Закрепление нового материала
Пример
а) Для функции f(x) = x одной из первообразных является F(x) = . Следовательно,
S = F (2) –F (1) =
Ответ:
б) S = F(2) - F(0) = - 0 =
Ответ:
в) S = F(-1) – F(-2) = - + =
Ответ:
Задание №353
Для функции y= cos x одной из первообразных является F(x) = sin x
Следовательно, S = F( ) – F(0) = sin - sin 0 = 1
Ответ: 1
Задание № 354
а) Для функции у = x + 1 одной из первообразных является F(x) =
Следовательно, S = F(2) – F(0) = + 2 -
Ответ: 6
б)