Файл: Предмет и задачи зоопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изменение интенсивности освещения влияет на миграционную и пищевую активность животных. В море и пресных водах наблюдается суточная вертикальная миграция животных различных видов. Доказано, что изменение интенсивности света перед заходом и восходом солнца – основная причина этого процесса. Под влиянием изменения температуры происходят глубокие изменения поведения животных, вплоть до смены стратегии размножения. Примером может быть гермафродитизм некоторых рыб, который под влиянием определенной температуры способен трансформироваться в традиционные формы размножения.

На обучение животных влияет практически всё, что их окружает: от времени года до личности дрессировщика. Тем не менее, интересны достоверные опыты по изучению влияния окружающей среды на обучение животных. Так крысы известны как хорошо обучаемые животные. Если крыс обучать в бассейне находить притопленную на глубину в 1,5 см платформу, то с 10–15 попытки они начинают сразу плыть к нужному участку бассейна. Однако водная среда настолько нехарактерна для этих животных, что успешно приобретенный навык забывается уже через 2ч после окончания обучения. Наоборот, при экспериментах в наземных лабиринтах, после нескольких успешных решений сложных задач крысы запоминают их на очень долгое время.

Таким образом, исследуя причины конкретного действия животного, следует тщательно классифицировать внешние факторы, которые могут маскировать или даже радикально изменять стратегию поведения.

10. Особенности онтогенеза позвоночных и беспозвоночных.

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма от оплодотворения клетки до взрослой особи. Он включает в себя пре- и постнатальный периоды развития.

Врожденное и приобретенное поведение животных:

Врожденное – это

1) генотип, который получил живой организм от родителя;

2)то, что произошло с организмом в процессе эмбрионального развития.

Приобретенное – все средовые влияния, которые оказали свое действие после рождения.

Общее представление об онтогенезе. Общие закономерности онтогенеза до конца не выяснены, т.к.: продолжительность жизни – разная; некоторым животным свойственны метаморфозы, другим – нет; существуют зрелорождающиеся и незрелорождающиеся животные.


Различия позвоночных и беспозвоночных связаны с облигатным и факультативным научением. Облигатное играет большую роль, факультативное – малую у позвоночных (Облигатное – это то, чему нужно научиться не зависимо от желания, чтобы просто жить. Факультативное – это то, чему можно учиться, можно не учиться – это не жизненно необходимые навыки).

Различие в онтогенезе позвоночных и беспозвоночных.

Беспозвоночные (особенности): метаморфоз – прохождение через полное или частичное растворение ткани; отсутствие периода детства; научение только облигатное и в основном действуют врожденные видотипичные программы поведения; только высшее насекомое заботится о своем потомстве, но передачи опыта нет.

Позвоночные: отсутствие метаморфоза, в процессе раннего онтогенеза не происходит существенных, кардинальных изменений в анатомии животных; наличие четких периодов в процессе онтогенеза: детство, юность, зрелость, и т.д; присутствует и облигатное и факультативное научение. Игровой период = период обучения (жизни; навыкам); существует забота о потомстве. Даже у некоторых рыб. Исключение – рептилии – нет периода детства и периода общения с родителями.

11. Низший уровень элементарной сенсорной психики

На низшем уровне психического развития находится довольно большая и разнообразная группа животных. К ней относятся и животные, стоящие на грани животного и растительного мира (жгутиковые), и сравнительно сложно устроенные одноклеточные, и некоторые примитивные многоклеточные животные, в частности кишечнополостные и губки.

Данный уровень характеризуется наличием выраженной раздражимости, т.е. способности реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Двигательная активность этих животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера, готовность к ассоциативному научению у них отсутствует.

Поведение животных на данном уровне уже достаточно разнообразно, однако проявления психической активности носят у них еще весьма примитивный характер. Простейшим, губкам и кишечнополостным свойственна лишь элементарная форма психического отражения – ощущение, т.е. чувствительность в собственном смысле слова.

Степень и качества психического отражения определяются способностью к движению, пространственно-временной ориентации и к изменению врожденного поведения. Ориентация поведения осуществляется только на основе ощущений и ограничена элементарными формами таксисов, позволяющими животному избегать неблагоприятных внешних условий.


У ряда простейших отмечаются и положительные элементы пространственной ориентации. Так, например, амеба в состоянии находить пищевой объект на расстоянии до 20–30 микрон. Зачатки активного поиска жертвы существуют, очевидно, и у хищных инфузорий. Достаточно хорошо выражен активный поиск добычи у хищных гидр. Однако во всех этих случаях положительные таксисы еще не носят характера подлинного поискового поведения, поэтому исключения не меняют общую характеристику низшего уровня элементарной сенсорной психики в целом. Представители этого уровня способны распознавать на расстоянии некоторые, преимущественно отрицательные, компоненты среды; биологически "нейтральные" же признаки положительных компонентов, как правило, еще не воспринимаются как сигнальные. Таким образом, психическое отражение на низшем уровне своего развития выполняет в основном сторожевую функцию и отличается поэтому характерной "однобокостью". Несмотря на то что в поведении простейших отмечаются элементы пластичности, они весьма примитивны. Несколько пластичнее поведение у животных, имеющих зачатки нервной системы, однако и у них говорить о наличии ассоциативного обучения еще нельзя.

На низшем уровне сенсорной стадии практически нет никаких форм общения. При встрече животные реагируют друг на друга как на механический раздражитель или как на объект питания.

Изучение научения у простейших.

Попытка выяснить предельные возможности научения у инфузорий: кривая научения, по Френчу, такая же, как у более высших животных (кривая такая же, как у человека при решении трудных интеллектуальных задач). Ученые предположили, что такая картина научения обусловлена тем, что во время экспериментов происходит ими же спровоцированное усиление двигательной активности. Т.е. научения и выработки ассоциативных связей не было, а было вызванное манипуляциями ученых ускорение движений. Приспособление у низших животных происходит за счет морфологических особенностей (например, раковинные амебы, живущие в почве).

Простейшие запоминают траектории своего движения (если пересадить из сосуда с треугольным сечением в сосуд с квадратным сечением, плавать будут по треугольнику). При постоянном воздействии вибрации инфузории перестают на неё реагировать (съёживаться). Т.е. есть элементарная форма научения – привыкание. Врождённые реакции на определённые раздражители постепенно элиминируются, если при многократном повторении не наступает биологически значимый эффект. Здесь нет долговременной памяти: через час всё забывают. Привыкание необходимо отличать от утомления. У высших представителей простейших, возможно, уже существуют и зачатки ассоциативного научения, т.е. устанавливается временная связь между биологически значимым и нейтральным раздражителем. Были опыты Брамштедта по установлению связи между температурой воды и освещением (эксперименты с инфузориями), но они подверглись критике, т.к. при изменении освещения меняется химизм воды. Изучение эффекта избегания – заплывание в освещённую зону наказывалось током (опыты Зеста). Но всё равно вопрос о наличии у инфузорий ассоциативного научения остаётся не решённым.


12.
Общая характеристика высшего уровня стадии элементарной сенсорной психики. Виды научения у низших многоклеточных беспозвоночных.

Элементарная сенсорная психика – стадия, при которой деятельность животных отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных.

Выделяются два уровня элементарной сенсорной психики (ЭСП) – высший и низший. Высший уровень элементарной сенсорной психики, достигнут большинством многоклеточных беспозвоночных и некоторыми одноклеточными: у кишечнополостных данная психика развита как у простейших.

1) Главное отличие – появление нервной системы (сетчатой, кольцевой, радиальной, билатеральной), при этом значительно возрастает скорость проявления нервных импульсов. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и парными брюшными нервными стволами. Именно у них в полной мере выражен высший уровень ЭСП.

2) Влияние сложности условий существования организма, строение тела, наличие органов чувств.

3) Появление высших таксисов, которые повышают точность и эффективность ориентации животного в пространстве.

4) Ведение активного поиска положительных раздражителей

5) Процесс постройки «домиков» и появление общения (брачное поведение и агрессии у полихет)

6) Формирование индивидуальных двигательных реакций и научение путем «проб и ошибок» у плоских червей

7) Выраженные ассоциативные связи полихет.

8) Совершенствование двигательной активности.

В итоге при высшем уровне расширяются сферы деятельности животных, усложняются формы отражения окружающей среды.

Виды научения у низших многоклеточных беспозвоночных животных.

Научение — совокупность изменений в поведении животного, возникающих в результате накопления опыта. Научение разделяют на облигатное и факультативное. Облигатное научение обязательно для каждой особи данного вида. Без него невозможна нормальная жизнедеятельность. Факультативное научение не является обязательным, индивидуально для каждой особи и помогает адаптироваться к окружающим условиям.

1. Неассоциативное научение является самой примитивной разновидностью этого процесса. К нему относятся габитуация (привыкание), сенситизация, суммация сенсорики и тренировка. Этот тип научения появляется у животных самым первым, и у некоторых беспозвоночных (например простейших) является единственным. При неассоциативном научении не происходит формирования временной связи между центрами двух стимулов, а следовательно и образования условного рефлекса. Таким образом, суть неассоциативного научения состоит не в формировании новых поведенческих стереотипов, а в коррекции работы уже существующих. Для осуществления такого научения организму даже не надо иметь нервной системы.