Файл: Программа среднего профессионального образования Право и организация социального обеспечения Дисциплина Литература Практическое задание 2.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
Право и организация социального обеспечения
Дисциплина: Литература
Практическое задание №2
Выполнил:
слушатель Шелестов Роман Викторович
Преподаватель:
Тузова Елена Михайловна
Задание 1. Выполните краткий обоснованный анализ творчества Б. Л. Пастернака по одной из предложенных тем (Объем выполненного анализа: 3-5 предложений).
Тема 2. Как раскрывается тема поэтического вдохновения в творчестве Б.Л. Пастернака?
Б.Л. Пастернак в своих лирических произведениях высказывает мысль о том, что вдохновением для поэта могут служить самые обыденные явления окружающей действительности. Сама пастернаковская поэзия является рожденной бытом: в стихотворениях поэта отражается реальная действительность, то, что он видел собственными глазами. Вдохновение, как подчеркивает автор, приходит спонтанно, случайно, не по расписанию. Его произведения многогранны и глубоки. Основные темы при этом – любовь, философия и природа.
Задание 2. Прочитайте стихотворение Б. Пастернака «Определение поэзии», выполните анализ стихотворения по предложенному плану.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ
Это – круто налившийся свист,
Это – щелканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок.
Это – сладкий заглохший горох,
Это – слезы вселенной в лопатках,
Это – с пультов и с флейт – Figaro
Низвергается градом на грядку.
Все, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде – духота.
Небосвод завалился ольхою.
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная – место глухое.
(Б.Л. Пастернак, 1917 г.)
План анализа.
-
Почему в стихотворении о поэзии Б.Л. Пастернак говорит о музыке и о природе?
В данном стихотворении Б. Пастернак размышляет о сути поэзии. Он считает, что все окружающее человека в мире, все мелочи, — это поэзия, и именно из этих незначительных деталей она складывается. Стихи поэта такие же чувственные и мелодичные, как и музыка, так же тонки, как нота, сыгранная на флейте. Они такие же живые и дышащие, как сама природа, как трепещущий листок, трели соловьев. Таким образом, поэт не случайно, размышляя о поэзии, говорит о музыке и природе: поэзия для него – это переплетение слышимого и видимого, звука и образа.
-
Чем стихотворение Б.Л. Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирике XIX – XX веков? (При сопоставлении укажите авторов произведений).
Поэты убеждены, что истоки поэзии находятся в самой природе - в обыкновенных вещах - и задача поэта лишь словить мгновение, разглядеть поэзию в обыденном и зафиксировать на бумаге. Ахматова "Мне ни к чему одические рати", Маяковский " Послушайте "
3. Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в словосочетаниях «завалился ольхою» и «низвергается градом».
Сравнение
Задание 3. Прочитайте стихотворение Б. Пастернака «Гамлет», выполните анализ стихотворения по предложенному плану.
ГАМЛЕТ
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
(Б.Л. Пастернак, 1946 г.)
План анализа.
-
Почему размышления Б.Л. Пастернака о личности и судьбе сопровождают многочисленные образы и детали, связанные с миром театра?
Размышления Б.Л.Пастернака о личности и судьбе в стихотворении «Гамлет» сопровождаются образами и деталями, связанными с миром театра: подмостки, роли, драма, бинокли.
Во-первых, лирический герой сопоставляет жизнь человека с пьесой в театре, где Творец уподобляется режиссеру драмы. Сама жизнь для героя – «замысел упрямый», в котором человек играет отведенную ему роль: «Но продуман распорядок действий, / И неотвратим конец пути». Он знает, что ему предстоит пройти сложный и тернистый жизненный путь, поэтому просит бога о помощи: «Если только можно, Авва Отче, / Чашу эту мимо пронеси».
Во-вторых, лирический герой противопоставляет себя толпе, считает себя одиноким: «Я один, все тонет в фарисействе». Тонуть в фарисействе — значит лгать, обманывать, надевать маски и играть чужие роли, выдавать себя за другого человека. Поэтому искусственность толпы, которую он видит, как «тысячу биноклей на оси», сопоставима с театральной постановкой.
Таким образом, размышления лирического героя о личности наполнены образами и деталями театра, потому что судьба человека сравнивается с определенной ролью актера, которую он играет в драме. Из-за того, что многие люди присвоили себе чужие роли, герой отделяет себя от мира толпы и сравнивает их жизнь с театральной постановкой.
-
Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения.
доктор Живаго.
-
Каким термином называют один из тропов, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)?
гипербола
-
Философское стихотворение Б.Л. Пастернака завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением. Как называют такое изречение?
Пословица
5. Кто из русских поэтов близок Б.Л. Пастернаку в изображении драмы
героя-одиночки? (Дайте ответ с указанием произведений и обоснованием сопоставлений).
Изображение драмы героя-одиночки характерно для стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «И скучно и грустно». Лирический герой Лермонтова, как и герой Пастернака, говорит о бессмысленности всего в этом мире, о впустую потраченном времени:
Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Герой одинок, чувствует себя чужим среди современников:
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
В унисон лермонтовским строкам звучат стихи Пастернака:
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
И хоть, в отличие от героя Пастернака, лермонтовский герой не безволен, но безысходность — общий рок для них.