Файл: Программа среднего профессионального образования Право и организация социального обеспечения Дисциплина Литература Практическое задание 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа среднего профессионального образования

Право и организация социального обеспечения

Дисциплина: Литература

Практическое задание №2


Выполнил:

слушатель Шелестов Роман Викторович

Преподаватель:

Тузова Елена Михайловна

Задание 1. Выполните краткий обоснованный анализ творчества Б. Л. Пастернака по одной из предложенных тем (Объем выполненного анализа: 3-5 предложений).

Тема 2. Как раскрывается тема поэтического вдохновения в творчестве Б.Л. Пастернака?

Б.Л. Пастернак в своих лирических произведениях высказывает мысль о том, что вдохновением для поэта могут служить самые обыденные явления окружающей действительности. Сама пастернаковская поэзия является рожденной бытом: в стихотворениях поэта отражается реальная действительность, то, что он видел собственными глазами. Вдохновение, как подчеркивает автор, приходит спонтанно, случайно, не по расписанию. Его произведения многогранны и глубоки. Основные темы при этом – любовь, философия и природа.
Задание 2. Прочитайте стихотворение Б. Пастернака «Определение поэзии», выполните анализ стихотворения по предложенному плану.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ

 Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.

Это – сладкий заглохший горох,

Это – слезы вселенной в лопатках,

Это – с пультов и с флейт – Figaro

Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде – духота.

Небосвод завалился ольхою.

Этим звездам к лицу б хохотать,

Ан вселенная – место глухое.

 

(Б.Л. Пастернак, 1917 г.)

 

План анализа.

  1. Почему в стихотворении о поэзии Б.Л. Пастернак говорит о музыке и о природе?

В данном стихотворении Б. Пастернак размышляет о сути поэзии. Он считает, что все окружающее человека в мире, все мелочи, — это поэзия, и именно из этих незначительных деталей она складывается. Стихи поэта такие же чувственные и мелодичные, как и музыка, так же тонки, как нота, сыгранная на флейте. Они такие же живые и дышащие, как сама природа, как трепещущий листок, трели соловьев. Таким образом, поэт не случайно, размышляя о поэзии, говорит о музыке и природе: поэзия для него – это переплетение слышимого и видимого, звука и образа.



  1. Чем стихотворение Б.Л. Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирике XIX – XX веков? (При сопоставлении укажите авторов произведений).

Поэты убеждены, что истоки поэзии находятся в самой природе - в обыкновенных вещах - и задача поэта лишь словить мгновение, разглядеть поэзию в обыденном и зафиксировать на бумаге. Ахматова "Мне ни к чему одические рати", Маяковский " Послушайте "

3. Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в словосочетаниях «завалился ольхою» и «низвергается градом».

 Сравнение

Задание 3. Прочитайте стихотворение Б. Пастернака «Гамлет», выполните анализ стихотворения по предложенному плану.

 

ГАМЛЕТ

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моем веку.

 

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

 

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

 

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

                           (Б.Л. Пастернак, 1946 г.)

 

План анализа.

  1. Почему размышления Б.Л. Пастернака о личности и судьбе сопровождают многочисленные образы и детали, связанные с миром театра?

Размышления Б.Л.Пастернака о личности и судьбе в стихотворении «Гамлет» сопровождаются образами и деталями, связанными с миром театра: подмостки, роли, драма, бинокли.

Во-первых, лирический герой сопоставляет жизнь человека с пьесой в театре, где Творец уподобляется режиссеру драмы. Сама жизнь для героя – «замысел упрямый», в котором человек играет отведенную ему роль: «Но продуман распорядок действий, / И неотвратим конец пути». Он знает, что ему предстоит пройти сложный и тернистый жизненный путь, поэтому просит бога о помощи: «Если только можно, Авва Отче, / Чашу эту мимо пронеси».

Во-вторых, лирический герой противопоставляет себя толпе, считает себя одиноким: «Я один, все тонет в фарисействе». Тонуть в фарисействе — значит лгать, обманывать, надевать маски и играть чужие роли, выдавать себя за другого человека. Поэтому искусственность толпы, которую он видит, как «тысячу биноклей на оси», сопоставима с театральной постановкой.



Таким образом, размышления лирического героя о личности наполнены образами и деталями театра, потому что судьба человека сравнивается с определенной ролью актера, которую он играет в драме. Из-за того, что многие люди присвоили себе чужие роли, герой отделяет себя от мира толпы и сравнивает их жизнь с театральной постановкой.

  1. Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения.

доктор Живаго.

  1. Каким термином называют один из тропов, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)?

гипербола

  1. Философское стихотворение Б.Л. Пастернака завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением. Как называют такое изречение?

Пословица

5. Кто из русских поэтов близок Б.Л. Пастернаку в изображении драмы
героя-одиночки? (Дайте ответ с указанием произведений и обоснованием сопоставлений).

 Изображение драмы героя-одиночки характерно для стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «И скучно и грустно». Лирический герой Лермонтова, как и герой Пастернака, говорит о бессмысленности всего в этом мире, о впустую потраченном времени:

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно…

 

Герой одинок, чувствует себя чужим среди современников:

И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

 

В унисон лермонтовским строкам звучат стихи Пастернака:

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

И хоть, в отличие от героя Пастернака, лермонтовский герой не безволен, но безысходность — общий рок для них.