Файл: Практических заданий по дисциплине введение в профессию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная





ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ




Группа 22Л174

Студент




Е.В.Сидорова

















МОСКВА 2023
Практическое занятие по теме 1:
Расскажите о методах исследования в языкознании. Разделы языкознания.
Методы языкознания:

  1. Описательный метод, применяемый для однородного материала, например, одного языка;

  2. Сравнительно-исторический метод, применяемый для изучения родственных языков, их общности и различий, их исторического развития;

  3. Сопоставительный (типологический) метод, применяемый для сравнения неродственных языков;

  4. Статистический метод, применяемый в прикладном языкознании, для составления словарей, для машинного перевода;

  5. Экспериментальный метод, используемый для изучения образования и восприятия речи.

Разделы языкознания :

Общее языкознание
 изучает общие свойства, присущие любому языку.

Частное языкознание изучает свойства, присущие

  1. отдельным языкам (напр., русистика);

  2. группам родственных языков (напр., славистика, тюркология, германистика, романистика);

  3. определенным географическим областям (ареалам), где существует ряд разных и часто общих по типу, но не обязательно родственных языков (кавказоведение, балканистика).

Теоретическое языкознание - научное, теоретическое изучение языка, обобщающее данные о языке; служит методологической основой для практического, прикладного языкознания.

Прикладное языкознание - практическое использование лингвистики в различных отраслях деятельности человека. Вот лишь некоторые из них:

  • Лексикография - наука о составлении словарей;

  • Вычислительная лингвистика (машинная, инженерная лингвистика), которая применяется для составления компьютерных программ-переводчиков, шифровки и дешифровки криптограмм;

  • Методика обучения иностранным языкам, которая опирается на результаты изучения и описания языков;

  • Логопедия - исправление дефектов речи.

Какова связь языкознания с другими науками?

С языкознанием наиболее тесно связаны гуманитарные дисциплины, изучающие человека и человеческое общество:

филология — языкознание как часть филологии наряду с литературоведением изучает структуру и функционирование языка;

философия — в проблемах «сущность языка», «язык и общество», «язык и культура», «соотношение понятия и значения в слове»;

логика — соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения;

история — влияние различных социальных изменений на развитие языка, культуры, литературы и искусства;

археология — изучение вымерших языков, определение локализации и миграции их носителей;

антропология — происхождение речи у первобытных людей;



социология — соотношение языка и общества, языка и нации, языковая политика, общественные функции языка, двуязычие и многоязычие;

психология — отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности человека языковыми формами, изучение особенностей процессов порождения, восприятия и понимания речи;

семиотика — изучает язык как одну из знаковых систем.

Естественные науки, связанные с языкознанием:

биология — сходство генетического кода и естественного языка;

география — территориальное распространение языков и диалектов, отдельных языковых явлений; изучение географических факторов на численность носителей языков и на широту языковых контактов, а также географических названий;

физиология — образование звуков речи в речевом аппарате, восприятие речевого потока органами слуха;

медицина — при изучении зоны и функций центральной нервной системы;

неврология — языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии; изучение всевозможных речевых расстройств, афазий;

психиатрия — анализ бессознательных речевых ошибок, речевых нарушений и отклонений.

Что такое лингвистика? Дайте несколько определений.
Лингвистика или языкознание – наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях1 .
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение) -наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле является частью семиотики как науки о знаках.
Лингвистика (языкознание) – это наука, изучающая тот или иной язык,  его историю, функции, структуру, особенности функционирования.
Что такое язык?


Язык — это:

  1. Система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи неразрывно связан в своем возникновении и развитии с данным человеческим коллективом, язык представляет собой явление социальное. Язык образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует.

  2. 2. Разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками (V тыс. до н. э.); книжный язык, разговорный язык, поэтический язык, газетный язык). Язык и речь тесно между собою связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понята и производила свое действие; речь же в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку". Языкознание есть систематическое, научное исследование явлений языка в их причинной связи. В более обширном смысле под языкознанием следует понимать всякое исследование языка, всякое мышление об языковых фактах, хотя бы даже не научное и не систематическое. Человека, занимающегося языкознанием, зовут по-русски языковедом, лингвистом. Языкознание, как наука, включает ознакомление с языком или речью человеческой во всем ее разнообразии и ее научное исследование. Как и все другие ряды явлений, точно так же и явления языка представляют с первого взгляда хаос, беспорядок, путаницу. Проявление упорядочивающей, систематизирующей деятельности человеческого ума в применении к явлениям языка и составляет языковедение. Подготовительные работы совершаются здесь бессознательно, а отчасти и сознательно, каждым человеческим умом, даже вовсе научно неподготовленным. Каждый человеческий ум систематизирует, обобщает, ищет причины. В применении к языку, каждый отличает, прежде всего, самого себя от других, свою собственную речь от речи других людей; каждый отличает собственный, отечественный язык от других языков, если только имел возможность их слышать; каждый отличает предложения и фразы со смыслом оттого, что не составляет предложения и осмысленной фразы; каждый выделяет отдельные слова со свойственным им значением, в отличие от того, чего нельзя считать словом; никому не чужда разница значения так называемого внутреннего содержания и звуковых сочетаний, служащих для передачи этого значения. С древности и до наших дней лингвистика пытается ответить на вечные вопросы: что такое язык? Как он устроен? Как функционирует? Как изменяется и развивается? Несмотря на многовековое развитие лингвистики, их нельзя считать решёнными. Сегодня эти вопросы представляются ещё более неизученными, чем это казалось, например, в начале XX столетия.

    Какие вопросы решает языкознание?



Круг задач, решаемых языкознанием.

1.Установить природу и сущность языка.
2. Рассмотреть структуру языка.
3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосязаны и взаимообусловлены.
4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества;
Как и когда возникли и то и другое;
5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;
6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.
7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно- исторический, описательный, сравнительный, количественный(квантитативный). Последний метод основан на математической статистике.
8. Языкознание стремиться быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.
9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.
10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).



Какие эпохи выделяются в рамках индоевропейского языкознания?

1) прапротоиндоевропейскую эпоху — эпоху относительно гармоничного существования языка и этноса (V тыс. до н. э.); V тыс. до н. э.);

2) протоиндоевропейскую эпоху, которая характеризуется уже стабильным диалектальным расчленением индоевропейской общности, еще территориально единой (V тыс. до н. э.); V тыс. до н. э. — IV–III тыс. до н. э.);

3) праиндоевопейскую эпоху, во время которой происходит диалектальное и территориальное расчленение индоевропейского этноса;

4) эпоху полного языкового и территориального распада индоевропейского этноса (V тыс. до н. э.); III — нач. II тыс. до н. э. — 1200 г. до н. э.).

Какие существуют области языкознания?


1) Фонетика ориентирована на звуковой уровень – непосредственно доступную для человеческого восприятия звуковую сторону. Её предметом являются звуки речи во всем их многообразии. Они исследуются с помощью приборов, фиксирующих артикуляционные (V тыс. до н. э.); физиологические) и акустические характеристики звуков. Фонетисты опираются и на возможности слухового аппарата человека, предназначенного, в частности, и для восприятия речи, - человеческого уха. Фонетика зафиксировала и разработала общий инвентарь звуков, используемых в разных языках мира, и создала универсальную систему для их записи – международную фонетическую транскрипцию. Звуки языка изучает также фонология, но с функциональной и системной точек зрения, как дискретные элементы, различающиеся между собой знаки и тексты языка. Многие фонологические школы и направления при решении вопросов о выделении фонем и их вариантов обращаются к грамматической (V тыс. до н. э.); морфологической) роли соответствующих звуковых единиц. Вводится особый морфонологический уровень и исследующая его лингвистическая дисциплина – морфонология, предметом которой является изучение фонологического состава морфологических единиц языка – морф (V тыс. до н. э.); частей словоформ) – и разного рода грамматически обусловленных чередований фонем. 2) Грамматика - раздел языкознания, исследующий слова, морфемы, морфы. В грамматике выделяются морфология и синтаксис. В морфологии в качестве особых разделов языкознания выделяются словообразование, имеющее дело с деривационными значениями, и словоизменение. Синтаксис - изучает совокупность грамматических правил языка, сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения (V тыс. до н. э.); предложения и словосочетания). 3) Словарем языка занимаются несколько разделов языкознания: семантика и примыкающие к ней разделы языкознания (V тыс. до н. э.); фразеология, семантический синтаксис). Лексическая семантика - занимается исследованием таких значений слов, которые не являются грамматическими. Семантика - наука, изучающая значение слов. Фразеология - исследует несвободные лексические сочетания. Лексикология - исследует словарь (V тыс. до н. э.); лексику) языка. Лексикография - написание слова и описание слова. Наука о составлении словарей. Ономатология - исследование терминов в различных областях практической и научной жизни. Семасиология раздел языкознания, занимающийся лексической семантикой т. е. значениями тех языковых единиц, которые используются для называния отдельных предметов и явлений действительности. Изучает значение слова от слова. Ономасиология - изучает развитие слова от предмета. Ономастика - наука об именах собственных. Антропонимика раздел ономастики, изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое распространение и социальное функционирование, структуру и развитие антропонимических систем. Топонимика составная часть ономастики, изучающая географические названия (V тыс. до н. э.); топонимы), их значение, структуру, происхождение и ареал распространения. 4) Социолингвистика исследует состояние языка и общества. Прагмалингвистика изучает функционирования языка в различных ситуациях общения. Психолингвистика - психологические механизмы порождения речи.