Файл: Муниципальное бюджетное учреждение культуры Устьяны Структурное подразделение Киземское утверждаю согласовано.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Устьяны»
Структурное подразделение «Киземское»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:
Директор МБУК «Устьяны» зам.директора по
____________Н.С. Цокорова творческой деятельности
____________Е.П.Дитятева
«_____»____________2022г. «______»______________2022г.
Рабочая программа
клубного формирования «Встреча с песней»
на 2022-2024 г.
Руководитель Ботыгина О.В.
2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста чувство потребности в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы: заключается в художественно-эстетическом развитии, приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии разносторонних способностей.
Целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной
задачей образования становится воспитание человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.
Цель программы : заинтересовать музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус
Основные задачи в работе клубного формирования:
- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-
хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.
- Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей, а так же развитие навыков эмоционального, выразительного пения.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Особенности возрастной группы которым адресована программа.
Возраст от 45+
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 192 часа.
Количество часов в неделю – 4часа.
Периодичность в неделю – 2 раза.
Продолжительность занятия – 2 часа.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
В течении всей программы должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести Вокалистов к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научится петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.
В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда, тружениками села.
Учебно-тематический план
на первый год обучения.
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | в том числе те оретических практических | |
1. | Певческая установка. Певческое дыхание. | 30 | 10 | 20 |
2. | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 40 | 10 | 30 |
3. | Работа над дикцией и артикуляцией | 42 | 10 | 32 |
4. | Формирование чувства вокальной группы. | 30 | 10 | 20 |
5. | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 50 | 10 | 40 |
Итого: | 192 | 50 | 142 |
Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на первый год обучения.
Первое полугодие.
№ | Тема занятия | Часы | Дата проведения |
1 | Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 12 | 3.09-9.09 |
2 | Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. | 14 | 10.09-16.09 |
3 | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). | 20 | 17.09-14.10 |
4 | Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). | 20 | 15.10-4.11 |
5 | Формирование чувства коллектива. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. | 15 | 5.11-11.11 |
6 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать культуру поведения на сцене. | 10 | 12.11-28.12 |
Второе полугодие первого года обучения.
№ | Тема занятия | Часы | Дата проведения |
1 | Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). | 15 | 10.01-23.01 |
2 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. | 19 | 24.01-13.02 |
3 | Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных | 6 | 14.02-27.02 |
4 | Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. | 15 | 28.02-10.04 |
5 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей , их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | 16 | 11.04-28.05 |