Файл: Ценностные ориентации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)
Подготовил студент-практикант:
_____________________________________________________________________________

(фамилия имя) (номер учебной группы)
Фамилия, Имя учащегося__________Меркулов Алексей_________ Класс____11___________Возраст______18__________Дата________





  1. Краткая обработка и интерпретация. Составить списки из первых пяти самых важных для учащегося ценностей. Сделать общий вывод о наличии тех или иных ценностных ориентаций ученика.

(Присутствует ли в его ценностях какая-либо закономерность. Например все важные ценности ученик выбрал из области общения, или из области личных интересов карьеры, или для него самыми важными являются ценности семьи и здоровья)



Список А (ценности-цели):

Список Б (ценности-средства):

1. Жизненная мудрость

1. Терпимость

2. Познание

2. Широта взглядов

3. Удовольствия/ Развлечения

3. Честность

4. Материально-обеспеченная жизнь

4. Образованность

5. Общественное признание

5. Рационализм


В списке терминальных ценностей (того, к чему респондент стремиться) наиболее значимыми респондентом отмечены мудрость, познание, развлечения, материальная обеспеченность, признание. Наименее важны счастье других, развитие, уверенность в себе, любовь и счастливая семейная жизнь.

В списке инструментальных ценностей (того, как человек предпочитает действовать) большее предпочтение отдается терпимости, широте взглядов, честности, образованности, рационализму и смелости в отстаивании собственного мнения. Наименее значимы самоконтроль, ответственность, жизнерадостность, исполнительность, высокие притязания и непримиримость к недостаткам.

В итоге мы получаем достаточно интересны психологический портрет. С одной стороны, это довольно сепарированная самодостаточная личность – на ведущих позициях мы практически не наблюдаем семейных или каких-либо романтических ценностей. В то же время респондент указывает значимость признания себя другими, высокой оценки своего труда (и материальной, и социальной). Могу предположить, что такой подход свойственен дельцам, людям, погруженным в свое дело и всецело сосредоточенным на нем. В прочем, это остается только предположением, так как саморазвитие стоит на достаточно низких позициях, вопреки значимым познанию и мудрости.

Говоря об инструментальных ценностях, мы видим довольно понятную картину, соотносимую с философией «моя свобода кончается там, где начинается свобода другого». Можно предположить, что респондент свободолюбив (свобода находится в первой половине терминального списка), и больше всего это свободолюбие проявляется в образе действий и выборе стратегий – терпимость и толерантность признаются значимыми, но на фоне того, что сам испытуемый ощущает себя ни перед кем не обязанным (самоконтроль и исполнительность не важны).



  1. Полная обработка (для получения более высокого балла).


Для получения полной картины ценностных ориентаций ученика необходимо заполнить все таблицы для:

- Терминальных ценностей - «Конкретные» и «абстрактные», «Ценности профессиональной самореализации и личной жизни»;

- Инструментальных ценностей - «Этические ценности, ценности общения, ценности дела», «Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности», «Ценности самоутверждения, ценности принятия других».

Для этого расставить ценностям такие места, которые поставил им ученик. Там где будут преобладать первые места, там и будут выявляться жизненные приоритеты ребенка. В заключении сделать вывод о том, какие ценности преобладают у учащегося.
Группы терминальных ценностей

1)«Конкретные» и «абстрактные»

Конкретные ценности

Место в жизни

Абстрактные ценности

Место в жизни

Активная деятельная жизнь

 12

Жизненная мудрость

 1

Здоровье

 7

Красота природы и искусства

 10

Интересная работа

 6

Любовь

 17

Материально обеспеченная жизнь

 4

Познание

 2

Наличие хороших и верных друзей

 9

Развитие

 15

Общественное признание

 5

Свобода

 8

Продуктивная жизнь

 11

Счастье других

 14

Счастливая семейная жизнь

 18

Творчество

 13

Удовольствия

 3

Уверенность в себе

 16


2)Ценности профессиональной самореализации и личной жизни

Профессиональная самореализация

Место в жизни

Личная жизнь

Место в жизни

Активная деятельная жизнь

 12

Любовь

 17

Интересная работа

 6

Наличие хороших и верных друзей

 9

Общественное признание

 5

Свобода

 8

Продуктивная жизнь

 11

Счастливая семейная жизнь

 18

Развитие

 15

Удовольствия

 3


Группы инструментальных ценностей

1)Этические ценности, ценности общения, ценности дела

Этические ценности

Место в жизни

Ценности общения

Место в жизни

Ценности дела

Место в жизни

Ответственность

 14

Воспитанность

 7

Аккуратность

 8

Высокие запросы

 17

Жизнерадостность

 15

Исполнительность

 16

Независимость

 11

Непримиримость к недостаткам

 18

Образованность

 4

Самоконтроль

 13

Терпимость

 1

Рационализм

 5

Широта взглядов

 2

Чуткость

 12

Смелость в отстаивании своего мнения

 6

 

 

Честность

 3

Твердая воля

 9

 

 

 

 

Эффективность в делах

 10



2) Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности

Индивидуалистические ценности

Место в жизни

Конформистские ценности

Место в жизни

Альтруистические ценности

Место в жизни

Независимость

 11

Воспитанность

 7

Терпимость

 1

Непримиримость к недостаткам

 18

Самоконтроль

 13

Чуткость

 12

Рационализм

 5

Широта взглядов

 2

 

 

Смелость в отстаивании своего мнения

 6

 

 

 

 

Твердая воля

 9

 

 

 

 


3) Ценности самоутверждения, ценности принятия других

Ценности самоутверждения

Место в жизни

Ценности принятия других людей

Место в жизни

Высокие запросы

 17

Самоконтроль

 13

Независимость

 11

Терпимость

 1

Непримиримость к недостаткам

 18

Чуткость

 12

Образованность

 4

Широта взглядов

 2

Смелость в отстаивании своего мнения

 6

Честность

 3

Твердая воля

 9

 

 

Эффективность в делах

 10

 

 



Интерпретация:

По итогам более подробного рассмотрения ответов респондента, мы можем отметить следующее: среди терминальных ценностей наиболее важны конкретные. Кроме того, профессиональная самореализация оценивается значительнее личной жизни. Важно отметить, что различия эти достаточно небольшие, если мы будем высчитывать среднее место каждой ценности в списке, столбцы покажут разницу в 2-2,5 пункта. Вероятно, респондент еще не определился с тем, что для него лично важнее, или пытается найти определенный баланс, не обделить ни одну жизненную сферу.

С терминальными ценностями картина чуть более явная. Для респондента важно то, что относится к делу, он достаточно альтруистичен, а ценности принятия других людей для него стоят на порядок выше ценностей самоутверждения. Ценности дела мы можем в некотором роде соотнести с ценностями профессиональной самореализации – респондент ответственно подходит к некоторой задаче, в которой, вероятно, и найдет себя в жизни. Ценность принятия других также соотносится с нашим предыдущим выводом о том, что респондент уважает свободу не только свою, но и другого человека.