ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)
Подготовил студент-практикант:
_____________________________________________________________________________
(фамилия имя) (номер учебной группы)
Фамилия, Имя учащегося__________Меркулов Алексей_________ Класс____11___________Возраст______18__________Дата________
-
Краткая обработка и интерпретация. Составить списки из первых пяти самых важных для учащегося ценностей. Сделать общий вывод о наличии тех или иных ценностных ориентаций ученика.
(Присутствует ли в его ценностях какая-либо закономерность. Например все важные ценности ученик выбрал из области общения, или из области личных интересов карьеры, или для него самыми важными являются ценности семьи и здоровья)
Список А (ценности-цели): | Список Б (ценности-средства): |
1. Жизненная мудрость | 1. Терпимость |
2. Познание | 2. Широта взглядов |
3. Удовольствия/ Развлечения | 3. Честность |
4. Материально-обеспеченная жизнь | 4. Образованность |
5. Общественное признание | 5. Рационализм |
В списке терминальных ценностей (того, к чему респондент стремиться) наиболее значимыми респондентом отмечены мудрость, познание, развлечения, материальная обеспеченность, признание. Наименее важны счастье других, развитие, уверенность в себе, любовь и счастливая семейная жизнь.
В списке инструментальных ценностей (того, как человек предпочитает действовать) большее предпочтение отдается терпимости, широте взглядов, честности, образованности, рационализму и смелости в отстаивании собственного мнения. Наименее значимы самоконтроль, ответственность, жизнерадостность, исполнительность, высокие притязания и непримиримость к недостаткам.
В итоге мы получаем достаточно интересны психологический портрет. С одной стороны, это довольно сепарированная самодостаточная личность – на ведущих позициях мы практически не наблюдаем семейных или каких-либо романтических ценностей. В то же время респондент указывает значимость признания себя другими, высокой оценки своего труда (и материальной, и социальной). Могу предположить, что такой подход свойственен дельцам, людям, погруженным в свое дело и всецело сосредоточенным на нем. В прочем, это остается только предположением, так как саморазвитие стоит на достаточно низких позициях, вопреки значимым познанию и мудрости.
Говоря об инструментальных ценностях, мы видим довольно понятную картину, соотносимую с философией «моя свобода кончается там, где начинается свобода другого». Можно предположить, что респондент свободолюбив (свобода находится в первой половине терминального списка), и больше всего это свободолюбие проявляется в образе действий и выборе стратегий – терпимость и толерантность признаются значимыми, но на фоне того, что сам испытуемый ощущает себя ни перед кем не обязанным (самоконтроль и исполнительность не важны).
-
Полная обработка (для получения более высокого балла).
Для получения полной картины ценностных ориентаций ученика необходимо заполнить все таблицы для:
- Терминальных ценностей - «Конкретные» и «абстрактные», «Ценности профессиональной самореализации и личной жизни»;
- Инструментальных ценностей - «Этические ценности, ценности общения, ценности дела», «Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности», «Ценности самоутверждения, ценности принятия других».
Для этого расставить ценностям такие места, которые поставил им ученик. Там где будут преобладать первые места, там и будут выявляться жизненные приоритеты ребенка. В заключении сделать вывод о том, какие ценности преобладают у учащегося.
Группы терминальных ценностей
1)«Конкретные» и «абстрактные»
Конкретные ценности | Место в жизни | Абстрактные ценности | Место в жизни |
Активная деятельная жизнь | 12 | Жизненная мудрость | 1 |
Здоровье | 7 | Красота природы и искусства | 10 |
Интересная работа | 6 | Любовь | 17 |
Материально обеспеченная жизнь | 4 | Познание | 2 |
Наличие хороших и верных друзей | 9 | Развитие | 15 |
Общественное признание | 5 | Свобода | 8 |
Продуктивная жизнь | 11 | Счастье других | 14 |
Счастливая семейная жизнь | 18 | Творчество | 13 |
Удовольствия | 3 | Уверенность в себе | 16 |
2)Ценности профессиональной самореализации и личной жизни
Профессиональная самореализация | Место в жизни | Личная жизнь | Место в жизни |
Активная деятельная жизнь | 12 | Любовь | 17 |
Интересная работа | 6 | Наличие хороших и верных друзей | 9 |
Общественное признание | 5 | Свобода | 8 |
Продуктивная жизнь | 11 | Счастливая семейная жизнь | 18 |
Развитие | 15 | Удовольствия | 3 |
Группы инструментальных ценностей
1)Этические ценности, ценности общения, ценности дела
Этические ценности | Место в жизни | Ценности общения | Место в жизни | Ценности дела | Место в жизни |
Ответственность | 14 | Воспитанность | 7 | Аккуратность | 8 |
Высокие запросы | 17 | Жизнерадостность | 15 | Исполнительность | 16 |
Независимость | 11 | Непримиримость к недостаткам | 18 | Образованность | 4 |
Самоконтроль | 13 | Терпимость | 1 | Рационализм | 5 |
Широта взглядов | 2 | Чуткость | 12 | Смелость в отстаивании своего мнения | 6 |
| | Честность | 3 | Твердая воля | 9 |
| | | | Эффективность в делах | 10 |
2) Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности
Индивидуалистические ценности | Место в жизни | Конформистские ценности | Место в жизни | Альтруистические ценности | Место в жизни |
Независимость | 11 | Воспитанность | 7 | Терпимость | 1 |
Непримиримость к недостаткам | 18 | Самоконтроль | 13 | Чуткость | 12 |
Рационализм | 5 | Широта взглядов | 2 | | |
Смелость в отстаивании своего мнения | 6 | | | | |
Твердая воля | 9 | | | | |
3) Ценности самоутверждения, ценности принятия других
Ценности самоутверждения | Место в жизни | Ценности принятия других людей | Место в жизни |
Высокие запросы | 17 | Самоконтроль | 13 |
Независимость | 11 | Терпимость | 1 |
Непримиримость к недостаткам | 18 | Чуткость | 12 |
Образованность | 4 | Широта взглядов | 2 |
Смелость в отстаивании своего мнения | 6 | Честность | 3 |
Твердая воля | 9 | | |
Эффективность в делах | 10 | | |
Интерпретация:
По итогам более подробного рассмотрения ответов респондента, мы можем отметить следующее: среди терминальных ценностей наиболее важны конкретные. Кроме того, профессиональная самореализация оценивается значительнее личной жизни. Важно отметить, что различия эти достаточно небольшие, если мы будем высчитывать среднее место каждой ценности в списке, столбцы покажут разницу в 2-2,5 пункта. Вероятно, респондент еще не определился с тем, что для него лично важнее, или пытается найти определенный баланс, не обделить ни одну жизненную сферу.
С терминальными ценностями картина чуть более явная. Для респондента важно то, что относится к делу, он достаточно альтруистичен, а ценности принятия других людей для него стоят на порядок выше ценностей самоутверждения. Ценности дела мы можем в некотором роде соотнести с ценностями профессиональной самореализации – респондент ответственно подходит к некоторой задаче, в которой, вероятно, и найдет себя в жизни. Ценность принятия других также соотносится с нашим предыдущим выводом о том, что респондент уважает свободу не только свою, но и другого человека.